Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:23, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: определить роль и необходимость инноваций в развитии предприятия.
Задачи курсовой работы:
-определить эффективность использования инноваций в развитии предприятия;
-определить, какую роль играют инновации в современной экономике;
-выявить основные этапы инновационного процесса;
-выявить отличие различных видов инноваций;
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………….……3
Глава 1. Инновационная политика как инструмент развития предприятия …...…………………………. ………………..5
1.1. Сущность инновационного менеджмента………...…........................5
1.2. Виды инноваций и их функции …………………………………….14
1.3. Основные этапы инновационного процесса …………………...…..18
Глава 2. механизмы разработки и реализации управления предприятием на основе инновационного подхода…………………………... ................................................................ 20
2.1. Эффективность инновационного развития предприятия …………20
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия ….......23
2.3. Механизм управления инновациями ………………………...….…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. . 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 29
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Курсовая работа
Дисциплина: «Теория менеджмента»
Тема: «Роль инноваций в управлении предприятием»
студент 3 курса
Заочного (очного) отделения
Срок обучения 4 года 10 дней
Специальности менеджмент
Проверил:
каф. частного права ИПИ
Ф.И.О.___________
Москва 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………….……3
Глава 1. Инновационная политика как инструмент развития предприятия …...…………………………. ………………..5
1.1. Сущность инновационного
менеджмента………...…............
1.2. Виды инноваций и их функции …………………………………….14
1.3. Основные этапы инновационного процесса …………………...…..18
Глава 2. механизмы разработки
и реализации управления предприятием
на основе инновационного подхода…………………………... ..............................
2.1. Эффективность инновационного развития предприятия …………20
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия ….......23
2.3. Механизм управления инновациями ………………………...….…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 29
Введение
В современных условиях большой конкуренции и глобализации производства на рынке становится сложнее рыночная стратегия предприятия, исчезают возможности для легкого и быстрого экономического роста.
Товарных предложений становится больше, а предприятию становится сложнее привлечь и, самое главное, удержать потребителей. Возрастает значимость маркетинговых нематериальных активов, соответственно повышается количество вложенных средств в маркетинг и коммерческие затраты.
Немалую роль в управлении предприятием выполняет использование различных инноваций, так как они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.
Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат. Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.
На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых отмечают научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.
Цель моей курсовой работы: определить роль и необходимость инноваций в развитии предприятия.
Задачи курсовой работы:
-определить эффективность использования инноваций в развитии предприятия;
-определить, какую роль играют инновации в современной экономике;
-выявить основные этапы инновационного процесса;
-выявить отличие различных видов инноваций;
-определить методику использования инновационного подхода в стратегическом менеджменте.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: анализ экономической информации, классификация с целью выделения отдельных групп для исследования, а также описательные методы.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как в современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень новизны.
Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
В ходе написания курсовой работы мы подробнее остановимся на самом понятии «Инновация», какие функции они выполняют, а также, какие существуют классификации инноваций.
Глава 1. Инновационная политика как инструмент развития предприятия
Инновации - одна из важнейших форм развития в современном мире. Они объединяют науку, производство и рынок. В последние десятилетия они превратились из фактора собственно экономического в фактор обще социального развития. Чаще всего освоение инноваций идет стихийно, методом проб и ошибок. Поэтому перед обществом в целом и перед отдельными организациями встает вопрос о том, как минимизировать издержки, присущие данному способу, ведь нет ни учреждений, ни учителей, обучающих этому, как нет и лабораторий, разрабатывающих методы принятия решений в инновационной сфере. Вместе с тем, в этом направлении наметились и определенные сдвиги: возник так называемый “инновационный менеджмент”, главная задача которого - стимулирование инноваций путем создания особых инфраструктурных условий, позволяющих воспроизводить инновации на постоянной и систематической основе.
Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность, объектом которой являются экономические, организационно-управленческие, правовые и психологические факторы, воздействующие на инновационные процессы, а также наиболее эффективные способы организации этих процессов.
Менеджмент инноваций - особая системная функция, вид деятельности по созданию организационных и социально-экономических условий для людей, занимающихся интеллектуальным трудом, способным порождать инновации в различных сферах, а также обеспечивать эффективное протекание этих процессов.
Несмотря на то, что по менеджменту в целом сегодня имеется значительное число публикаций, инновационный менеджмент, как самостоятельное направление, нуждается в серьезной теоретической разработке. На повестке дня - выработка нового концептуального и методологического подхода к проблеме управления инновациями как важным фактором общественного развития. Это требует, в свою очередь, трансформации имеющихся моделей менеджмента с целью приспособления их к особенностям инновационных процессов. Это позволит разработать основные направления и контуры нового менеджмента, который мог бы с высокой степенью вероятности гарантировать наиболее эффективное развитие инноваций с целью обеспечения динамичного общественного развития.
Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность по организации и управлению людьми, согласованный труд, интеллект и мотивы, поведения которых используются для обеспечения наиболее эффективного протекания инновационных процессов, предусматривающих образование и активное преимущественное использование инноваций – факторов.
Исходя из того, что инновации являются всеобщей формой управляемого развития, инновационный менеджмент можно оценивать как основную интегрирующую силу, позволяющую путем создания соответствующей среды, благоприятной как для создания инноваций, так и для восприятия их социумом, создавать и использовать инновации как фактор общественного развития.
Уже в 70-х годах в американском менеджменте появилась новая отрасль - управление нововведениями (Innovation Managment), которая явилась, по терминологии национальных специалистов, теорией так называемого “среднего ранга”, объединяющей исследования промежуточного уровня обобщений, и не претендовала на более высокий уровень. С точки зрения американских ученых, именно такого рода теории как раз и являются наиболее полезными и продуктивными. Это, во многом, предопределило быстрое распространение и популярность инновационного менеджмента в США. Были на это, конечно же, и объективные причины, а именно, наличие конкретного потребителя - производителя продукции, который в условиях постоянного возрастания роли инноваций в обществе, естественно нуждался в разработке этого раздела управленческой науки.
Менеджмент инноваций можно рассматривать как особую интегрирующую силу, активно использующую фактор инноваций в целях перспективного динамического развития.
На сегодняшний день свои обороты продолжает набирать всеобщая гонка за научное, экономическое и технологическое превосходство. В этих условиях одним из наиболее значимых факторов влияния на конкурентоспособность становится готовность менеджмента воспринимать инновации и способствовать их возникновению. Инновационная деятельность, обусловленная возвышением роли науки в системе производительных сил, перестает быть уделом одиноких изобретателей и становится объектом социального управления, общественно управляемым процессом.
Инновации сегодня чаще всего применяются в больших организациях, владеющих значительными материальными и человеческими ресурсами. Это не случайно, так как нужно затратить огромные средства на пути от новаторской идеи до нового предприятия, нового продукта, новой услуги.
Не случайно, что первоначально инновационный менеджмент имел своим объектом формы организации инновационных процессов в технике и технологии, находящих, в свою очередь, применение, в хозяйственной практике. Именно в этой сфере были впервые выделены и проанализированы факторы, определяющие инновационные процессы. Так по мнению исследователей, применение в хозяйственной сфере того или иного варианта форм организации инновационного процесса определяют три фактора: состояние внешней среды, состояние внутренней среды и сам характер инновацион6ого процесса.
Постепенно в орбиту инновационного менеджмента, помимо технико-технологических, стали включаться и другие виды инноваций, объект его расширился. Менеджмент инноваций начинает отделяться от понятия «управление». Необходимо обратить внимание, что какое-то время эти понятия отождествлялись. Этому были свои объективные причины, т.к. функция управления является ведущей в совокупности функций менеджмента. Кроме нее, как известно, в менеджменте выделяют такие функции: организационная, информационная, аналитическая, контрольная и мотивационная.
Инновационный менеджмент, как отдельная сфера менеджмента, обладает своей спецификой, отличиями в характере и стиле, используемых формах и методах. Это обусловлено тем, что он обращен к таким факторам функционирования и развития той или иной системы, которые потенциально чреваты инновациями. Поэтому в наборе функций инновационного менеджмента на одном из первых мест стоит аналитическая (исследовательская) функция. Также немаловажное значение имеют преобразовательская и социально-потребительская функции.
Инновационный менеджмент - особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования хозяйственной системы путем создания и использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.
Инновация ориентирована не вовнутрь, а вовне. Если мы имеем дело с конкретной инновационной организацией, то она ориентирована на новый продукт, на рынок. Отсюда и иная, чем в стационарном бизнесе, стратегия - инновационная. Действующий бизнес в основной своей тенденции ориентирован на оптимизацию того, что есть. Его девизом могут быть слова: «Больше и лучше». Инновационная стратегия устремлена вперед, она исходит из методологической предпосылки о неизбежном устаревании всего того, что существует, ее девиз – «новое и иное». Отсюда максимум свободных ресурсов, а особенно главного - способных людей - надо направлять на новое. Это не значит, что мощная концентрация ресурсов - гарантия успеха, как это бывает в стабильном производстве. Инновационный процесс, как было показано, имеет нелинейный характер - он может вообще не дать отдачи или дать ее через длительное время. Однако в случае успеха организация или общество в целом получают возможность стремительного прорыва вперед - в новую крупную отрасль, на новый рынок или же новую, более высокую ступень технологического и социального развития.
Поэтому в инновационном менеджменте иные подходы, чем в традиционном менеджменте. Инновационный менеджмент нуждается в иных рычагах и средствах контроля, ином бюджете (отдельном от основного), а главное в иных методологических подходах. Аналитическая функция инновационного менеджмента заключается в необходимости давать адекватную оценку трем факторам, определяющим инновационную стратегию: конечной вероятности успеха, риску неудачи и необходимым условиям, усилиям и расходам.
Информация о работе Роль инноваций в управлении предприятием