Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современных концепций государственного управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить современную концепцию государственного менеджмента;
рассмотреть концепция политических сетей;
изучить синергетические концепции государственного управления;
выявить роль информационной системы государственном управлении.
Введение 3
Современные концепции государственного управления 5
Концепция нового государственного менеджмента 5
Концепция политических сетей 11
Синергетические концепции государственному управлению 14
Роль информационной системы государственного управления 19
Заключение 25
Список литературы 27
В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы.
Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.
Особенно актуально формирование системы содержания информации, нужной для рационального и эффективного государственного управления.
В числе единиц такой информации следует выделить: а) сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов; б) данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную и иную, имеющую потребительский характер, деятельность управляемых объектов; в) материалы, определяющие деятельность государственных органов в сфере управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.); г) сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал субъекта государственного управления).
Информация в системе государственного управления, каким образом необходимо ее организовывать, чтобы деятельность органов государственного управления по выработке, приему, хранению и передачи информации была максимально эффективной, потому, что от этого зависит жизнь всего общества в целом.
Говоря о системе государственного управления как об информационной системе, можно сказать, что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.
Особенно актуально формирование системы содержания информации, нужной для рационального и эффективного государственного управления. В числе единиц такой информации следует выделить:
- сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов;
- данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную, и иную, имеющую потребительский характер, деятельность управляемых объектов;
- материалы, определяющие
деятельность государственных
- сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки.
Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере соответствовать современным требованиям. Это объясняется, прежде всего, тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество.
Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом оснащении рабочих мест в системе государственного управления ,на лицо, хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро. В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум. Есть несколько направлений деятельности по формированию таких систем. Одно - чисто технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое - непосредственно управленческое - состоит в стандартизации и унификации управленческой информации, и продвижение по нему идет пока медленно.
В результате существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные между собой: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается в ручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными средствами, выражается часто в произвольной форме и субъективистски ориентированным содержанием; другая же приспособлена к условиям и требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается и передается ею.
Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи, переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с информацией, занимает незначительное место в информационном обеспечении государственного управления.
Третье направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений.
Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через информационную систему, точнее, через средства информатики вырабатывать и реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия, получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.
Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и создания на их основе специализированных банков данных. Важное значение в этом отношении имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226, в соответствии с которым утверждено «Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных». Как отмечается в Положении, государственный учет и регистрация баз и банков данных осуществляется в целях:
- информирования граждан и организаций о содержащихся в базах и банках данных информационных ресурсов, а также о порядке доступа к ним.
- организации информационного
обеспечения органов
В соответствии с постановлением Правительства проводится большая работа по систематизации информационных ресурсов, накоплению их по отраслям, группам отраслей народного хозяйства в органах государственного управления, что обеспечивает более эффективное использование информации.
В-третьих, на совершенствование государственной службы как информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры организационного порядка. В стране создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На федеральном уровне такую роль выполняет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне в связи с незавершенностью их формирования. В 1994-1995 гг. проведен ряд совещаний руководителей информационно-аналитических служб в Администрации Президента, что способствовало выработке единых принципов и унификации информационного обеспечения органов государственной власти.
В-четвертых, жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления.
Положительно то, что значительная
часть управленческих кадров прошла в
последние годы своеобразный «техминимум»
по овладению новой техникой и информационно-
В-пятых, совершенствование информационно-коммуникационных связей внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.
Все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что является не маловажным фактором развития информационной системы государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены современные концепции государственного управления:
1. Концепция нового государственного менеджмента стала действенным ответом на кризисные явления в государственном управлении, ее реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению. Новый государственный менеджмент стремиться избегать дихотомии политики/управления и эта проблема снимается с помощью определение руководства, что является особенностью этой концепции. Преимущественное внимание в этой концепции обращается на политическую роль высших административных чиновников.
2. Ключевым пунктом концепции политических сетей являются связи и отношения. Эта концепция раскрывает отношения между управленческими структурами и общественными и бизнес ассоциациями, восстанавливает отношения между управлением и политикой, а также близка к политической философии и ценностно-ориентированному подходу. В отличие от нового государственного менеджмента она проявляет интерес к политической сцене. Многие исследователи подчеркиваются ее несомненная связь с политической наукой, а внутри нее – связь с теорией демократического принятия управленческих решений и выработки политической линии.
3. Синергетические концепции изучают общие принципы и законы самоорганизующихся систем. Система государственного управления должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей:
3.1. Цели управления характерны для традиционной парадигмы государственного управления, т.е. управляющий орган способен вести систему в желаемом направлении, изменяя ее (как пассивную систему) в соответствии со своими целями и желаниями. Практика показывает, что модель управления, которая не отвечает законам ее самоорганизации, ведет к возникновению непредвиденных результатов, нежелательных ситуаций.
3.2. Цели самоорганизации характерны для синергетической парадигмы государственного управления. Их смысл заключается в необходимости органам управления осознать, что управляемые системы не являются пассивным. Они обладают свойством самоорганизации, поэтому в них могут возникнуть лишь такие формы и структуры, которые соответствуют собственным тенденциям развития, тем, которые в них потенциально заложены.
Современные концепции государственного управления подразумевают и развитие современной информационной системы. Несомненно, говоря о системе государственного управления как об информационной системе, можно сказать, что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.
Информация о работе Роль информационной системы государственного управления