Роль миссии в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания в данной курсовой работе является изучение роли, целей, требований миссии в управлении организацией.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Миссия как целевая функция организации……………………………....4
1.1 Понятие и содержание миссии организации……………………………4
1.2 Цели формирования миссии……………………………………………...8
1.3 Роль миссии в управлении организацией……………………………......9
2. Цели организации менеджмента………………………………..................13
2.1 Основные требования к формулировке целей…………………………..14
3. Построение «дерева» целей организации………………….……………...17
4. Задачи управления, затраты на их решение и результаты деятельности организации…………………………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………….....21
Список использованной литературы ……………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Теория менеджмента).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

12.По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации. Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации. Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:

Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а  также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.

Адаптация к внешней  среде: действия, которые улучшают отношения  фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.

Внутренняя координация  работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.

Осознание организационных  стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который  дает возможность прогнозирования будущего организации.

 

         1.2 Цели формирования миссии

Предпосылки для формирования миссии: во-первых, миссия дает субъектам  внешней среды общее представление  о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

-миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;

-миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;

- миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает  возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

- является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;

- дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;

- расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации. Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии.

Для того чтобы можно было реально  считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии -- это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую «пирамиду целей». Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.

 

1.3 Роль миссии в управлении организацией

Миссия организации имеет важное значение для деятельности любого хозяйствующего субъекта независимо от его организационно-правовой формы. Прежде всего, она является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для её реализации. В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения.

Миссия позволяет определить основные направления или средства достижения главной стратегической цели, миссия, сформулированная в узком смысле и имеющая описание необходимых характеристик хозяйствующего субъекта, решает четыре управленческие задачи:

-повышает мотивацию сотрудников к более качественному, своевременному и результативному труду, нацеливает их на достижение общих целей и объединяет разнообразные частные интересы в единый;

-согласовывает интересы отдельных сотрудников, работающих в разных подразделениях, вызывает у каждого чувство причастности к процессу достижения общей главной стратегической цели, ощущение членства в большом коллективе единомышленников;

-определяет стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, исходя из выбранной концепции управления маркетингом, внедрения новых технологий, производства новых видов продукции и (или) завоевания новых рынков;

-устанавливает основные принципы деятельности на целевых рынках потребителей продукции и услуг, а также на рынках производителей, определяет характер взаимоотношений во внешней (с поставщиками, потребителями, контактными аудиториями) и внутренней (руководства с сотрудниками и учредителями как основными заинтересованными группами) средах.

Согласно формулировке миссия охватывает такие сферы управленческой деятельности как маркетинг, персонал, инновации  и коммуникации. В сфере маркетинга миссия является основой для выбора предмета деятельности или так называемой области конкуренции хозяйствующего субъекта, которая характеризуется четырьмя признаками: отраслевым, потребительским, вертикальным и географическим. Отраслевой признак отражает выбор одной или нескольких отраслей, в которых хозяйствующий субъект в перспективе собирается осуществлять свою деятельность. Считается, что главными показателями при этом служат объем ожидаемой прибыли и прогнозируемые темпы ее роста.

Потребительский признак означает выбор целевого рынка потребителей товаров, по одному или нескольким показателям сегментирования, например уровню доходов, возрасту вертикальный признак проявляется в установлении стабильных коммуникативных связей хозяйствующего субъекта как поставщика исходных сырьевых материалов и комплектующих изделий с потребителями--производителями продукции и услуг. Кроме того, этот признак указывает каналы распределения конечной продукции и услуг.

Географический признак - это географический рынок потребителей, охватывающий одну или несколько стран, в которых хозяйствующий субъект в перспективе планирует распространять свою продукцию.

В сфере персонала миссия стимулирует  разработку мероприятий, которые относятся  к социально-психологическим методам  управления и являются средствами активации работников к качественному и высокопроизводительному труду. Эмпирически доказано, что внутренняя часть главной стратегической цели деятельности хозяйствующего субъекта обеспечить получение необходимой массы или нормы прибыли -- не является стимулом к увеличению результатов труда персонала. Зато убедительно представленное предназначение существования хозяйствующего субъекта во внешней среде обосновывает необходимость повышения конкурентоспособности продукции и является эффективным средством внутренней мотивации работников к увеличению ответственности в процессе выполнения плановых заданий, возникновению чувства причастности к достижению общей цели и гордости за результаты труда не только своего, но и всего коллектива.

В сфере инноваций миссия очерчивает границы ноу-хау, которыми владеет в настоящее время организация и к приобретению которых стремится в перспективе. К таким ноу-хау относятся новые технические разработки, новые технологии, оригинальные инженерные решения, представленные в виде патентов, проектов, специальных знаний и навыков. Инновации составляют сущность корпоративных ценностей и являются базой для формирования конкурентной политики, направленной на повышение уровня качества продукции и снижение цены для массового покупателя, кадровой политики, ориентированной на приобретение новых знаний и навыков, овладение более рациональными приемами организации труда в производственных и управленческих процессах. В сфере коммуникаций миссия определяет те элементы макро- и микросреды, которые заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта. По степени заинтересованности можно выделить три типа коммуникативных элементов. К первому типу относятся покупатели или потребители, акционеры или учредители, которые проявляют самую высокую степень заинтересованности. Кроме элементов внешней среды к этому типу причисляются работники, менеджеры и другой персонал.

Ко второму типу относятся  поставщики всех видов ресурсов, дистрибьюторы как посредники, представители органов исполнительной власти как государственной, так и муниципальной, проявляющие среднюю степень заинтересованности.

И третий тип представляют органы законодательной власти федерального и субъектного уровней управления, регулирующие с помощью законодательных актов коммерческую (бытовую), внешнеэкономическую и другие виды деятельности хозяйствующих субъектов и проявляющие наименьшую степень заинтересованности. Коммуникативная политика, сформированная на основе миссии, направлена на взаимодействие с теми группами и организациями, которые оказывают влияние на расширение возможностей хозяйствующего субъекта и способствуют достижению поставленных стратегических целей, в том числе главной. Приоритетные мероприятия коммуникативной политики разрабатываются для поиска соответствующих элементов внешней среды, таких как пожертвователи, инвесторы, финансовые круги, средства массовой информации, гражданские группы действий. Мероприятия второй очереди обеспечивают воздействие на нежелательные элементы, заинтересованные в прекращении функционирования или производственной переориентации организации на конкретном демографическом или географическом рынке. Цель коммуникативной политики заключается в создании благо приятного имиджа организации, поэтому миссия в большей или меньшей степени должна способствовать его формированию и достаточно ясно отражать этот имидж в формулировке содержания и форме изложения предназначения организации.

Следовательно, миссия предназначена для формирования программ, представляющих политику различных сферах управленческой деятельности. Так, программы коммуникативной политики дают элементам внешней среды общее представление об объемах производственно-хозяйственной, коммерческой, научной, маркетинговой и иной деятельности, типах рынков и их емкости, стратегических целях, потенциальных возможностях привлечения дополнительных ресурсов, философии существования в текущих и перспективных рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            2. Цели организации менеджмента

 

Существует несколько  трактовок понятия «цель». Во-первых, цель - это желаемый результат деятельности. Во-вторых, цель - это осознанный образ  будущих результатов. В-третьих, цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В-четвёртых, цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе.

Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта.

Цели системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту.

Цели менеджмента являются вторичными по сравнению с целями хозяйствующего субъекта, которые можно  назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно.

Так, например, стратегическую цель производственных процессов - освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств - для системы управления можно сформулировать следующим образом - обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.

Деятельность хозяйствующего субъекта, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.

Целесообразность - это  характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно - экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации.

Содержание целей зависит  от трёх причин:

1.Объективных законов развития элементов макроуровня - политико-правовой, экономической, демографической, культурной, природной и научно - технической сред на территории РФ и её отдельных регионов как географических рынках.

Информация о работе Роль миссии в управлении организацией