Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:08, доклад
Составной частью медицинской этики является медицинская деонтология, то есть наука о надлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинскими работниками. Родоначальник медицинской деонтологии Н. Петров под медицинской деонтологией понимал теорию правильного сочетания организационных мероприятий, научных знаний и технических приемов с заботливым, милосердным отношением к больному для успеха его лечения.
ДОКЛАД
на тему «Роль руководителя медицинского учреждения
в осуществлении принципов медицинской
этики в коллективе»
Подготовила: Климюк О.В.
Донецк - 2015
Составной частью медицинской этики является медицинская деонтология, то есть наука о надлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинскими работниками. Родоначальник медицинской деонтологии Н. Петров под медицинской деонтологией понимал теорию правильного сочетания организационных мероприятий, научных знаний и технических приемов с заботливым, милосердным отношением к больному для успеха его лечения. Этические гарантии являются важным фундаментом для реализации конституционного права на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.
1. Управленческая этика
Нравственное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечивается этическими канонами менеджмента (управления, руководства). Последнее время проблемам административной этики уделяется особое внимание, в связи с чем выделился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика.
Управленческая этика - это совокупность правил и форм делового общения с людьми, которая позволяет выразить им уважение, способствует установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Во взаимоотношениях между руководителем и сотрудниками должна присутствовать атмосфера открытости и свободы общения, чтобы подчиненный не избегал встреч с руководителем, а хотел делиться с ним идеями, чувствовал свою причастность к управлению организацией. В свою очередь руководитель не должен заниматься мелочной опекой, а должен больше доверять подчиненным, поощрять их инициативу. Одним из принципов управленческой этики является справедливое вознаграждение наиболее успешных сотрудников, создание нормальных условий труда, профессионального роста сотрудников. Искусство работать с людьми - важное условие и обязанность руководителя медицинского учреждения.
Руководитель медучреждения обязан стремиться эффективно управлять людьми, должен соблюдать этические требования, основываясь на следующих 10 факторах:
1) способность управлять собой;
2) четкие личные цели;
3) упор на постоянный личный рост;
4) умение решать проблемы;
5) изобретательность и способность к инновациям;
6) высокая способность влияния на окружающих;
7) знание современных управленческих подходов;
8) способность управлять персоналом;
9) умение обучать и развивать подчиненных;
10) формировать и развивать эффективные рабочие группы.
2. Взаимоотношения руководителя медицинского учреждения с коллегами и подчиненными
Профессиональные отношения между руководителем медицинского учреждения, подчиненными и коллегами должны строиться на основе партнерства, взаимного уважения и доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности.
Руководитель медучреждения не должен:
- «подменять» врача в выборе ЛС и предлагать их по собственному усмотрению, если не имеет достаточной информации об индивидуальных особенностях организма пациента и течения болезни;
- допускать случаи нетактичных выражений в адрес подчиненного в присутствии пациента.
Руководитель медучреждения должен строить отношения с коллегами и подчиненными на основе взаимного уважения, доверия, соблюдения профессиональной этики. Он обязан:
- быть носителем высоких морально-этических принципов своей профессии, честным и справедливым;
- проявлять терпимость, лояльность и понимание различных точек зрения, этнокультурных норм и верований своих коллег, уважать их взгляды и убеждения;
- быть корректным и доброжелательным к коллегам и подчиненным, уважать труд и опыт каждого члена коллектива;
- оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым специалистам, способствовать их этическому воспитанию;
- уважать своих наставников, старших коллег, ветеранов учреждения;
- проявлять профессионализм и солидарность, всячески содействовать укреплению имиджа врачебной профессии;
- придерживаться принятых в коллективе морально-этических традиций;
- быть этически активной личностью, примером морального поведения не только для коллектива, но и для населения.
Руководитель медучреждения должен формировать и поддерживать благоприятный этико-психологический климат в коллективе, избегать проявления вредных привычек и особенностей личного характера, неприемлемых в моральном отношении.
Он обязан осуждать некомпетентность и непрофессиональные действия подчиненных, которые могут причинить вред здоровью населения. Критика в адрес подчиненных должна быть аргументированной, высказанной в корректной форме и касаться профессиональной деятельности, а не личности. Замечания в адрес коллег в присутствии пациентов, посторонних лиц и вне стен учреждения недопустимы.
Руководитель медучреждения организации должен помнить, что право на руководство должно основываться не только на административном положении, но и на принципах гуманизма и морали, высокой профессиональной компетентности и заслуженного авторитета.
3. Правила административного этикета:
Первое правило - будьте во всем пунктуальны
Опоздание любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для руководителя очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения той или иной задачи.
К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы предполагали, и главное, как только вы, наконец, принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простые выводы: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
Второе правило - не говорите лишнего
Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел медицинского учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к разговорам сослуживцев об их личной жизни.
Третье правило - думайте не только о себе, но и о других
Нельзя успешно руководить медучреждением, не учитывая мнения и интересы пациентов и трудового коллектива. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, сосредоточение только на своих интересах. Всегда терпеливо выслушивайте собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.
Четвертое правило - одевайтесь как принято
Главное - одеваться в соответствии с вашим окружением на работе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.
Пятое правило - говорите и пишите хорошим языком
Все, что вы говорите и пишете, должно быть изложено хорошим языком, грамотно. Умение человека грамотно говорить влияет в целом на его образ. Менеджеру, для того чтобы добиться успеха, надо овладеть и искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень важно следить и за своей дикцией - произношением и интонацией. Никогда в деловом общении не употребляйте жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом показывать, что вам интересно.
ВЫВОДЫ
Во взаимоотношениях между руководителем и сотрудниками должна присутствовать атмосфера открытости и свободы общения, чтобы подчиненный не избегал встреч с руководителем, а хотел делиться с ним идеями, чувствовал свою причастность к управлению организацией.
Руководитель медучреждения должен формировать и поддерживать благоприятный этико-психологический климат в коллективе, избегать проявления вредных привычек и особенностей личного характера, неприемлемых в моральном отношении.
Руководитель медучреждения организации должен помнить, что право на руководство должно основываться не только на административном положении, но и на принципах гуманизма и морали, высокой профессиональной компетентности и заслуженного авторитета.
Список используемых интернет-ресурсов
1. Студопедия. Лекция №7. Этика
и деонтология. Исторический аспект. –
[Режим доступа] - http://studopedia.net/10_
2. Рефотека.ру. Медицина и здоровье.
Этика и деонтология в стоматологии. –
[Режим доступа] - http://refoteka.ru/r-124924.
3. Формирование медицинского коллектива и его влияние на воспитание личности. Взаимоотношения работников в фармацевтической отрасли. – [Режим доступа] - http://intranet.tdmu.edu.ua