Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена все большей интеграции российских компаний в международную экономику. В условиях глобализирующейся мировой экономики, которая характеризуется тесной взаимозависимостью разных стран и регионов друг от друга, быстрой передачей потоков информации между странами и регионами, глобальные представляют значительную угрозу и для крупных, и для мелких компнаий.
Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического управления приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического управления
Характеристика |
Долгосрочное планирование |
Стратегическое управление |
Цель |
Рассчитать результаты деятельности на долго-срочный период и определить ресурсы |
Обеспечить долговременные конкурентные преимущества |
Главная задача |
Максимизировать прибыль |
Компенсация слабых сторон компании
и использование сильных |
Способ достижения цели |
Оптимальное использование ресурсов |
Установление соответствия с неопределенной и нестабильной ДОС |
Инструментарий |
Детерминированные математические модели различной степени сложности и детализированности |
SWOT-анализ, матричное позиционирование |
Отношение к ДОС |
Параметры ДОС - исходные данные для расчетов |
Важнейший фактор для выбора стратегии |
Критерии краткосрочной |
Рентабельность |
Устойчивость к изменениям ДОС |
Отношение к персоналу |
Один из ресурсов компании |
Важнейший и определяющий ресурс |
В современной компании для реализации стратегии часто создают специализированные подразделения (отделы по стратегическому менеджменту), либо ставят в топ-менеджмент заместителя директора по стратегическому планированию, в задачи которого как раз и входит стратегический анализ предприятия, разработка стратегии развития, стратегическое планирование и т.п. Но это более характерно для очень крупных корпораций, в менее крупных компаниях в разработке стратегии и стратегическом планировании участвуют как правило:
– маркетинговое подразделение (осуществляющее маркетинговый анализ);
– финансово-бюджетное подразделение (осуществляющее финансовое планирование, в том числе на долгосрочный, стратегический период);
– руководство компании (директор и заместители, особенно те, которые отвечают за коммерческую часть).
В небольших же организациях все вопросы стратегического анализа и управления возлагаются только на руководство, поскольку создавать и содержать специализированные подразделения сложно, а аутсорсинг маркетинга и стратегического менеджмента возможен далеко не всегда.
Таким образом, в современных условиях, характеризующихся быстрыми, зачастую непредсказуемыми изменениями деловой окружающей среды, более приемлема идеология стратегического управления, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции. Именно турбулентность, нестабильность и, соответственно, непредсказуемость факторов деловой окружающей среды привели к появлению стратегического управления как инструмента формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Стратегом на предприятии может быть как высший руководитель, так и стратегическое управление может строиться коллегиально, а также с использованием специализированных подразделений, за него ответственных.
Анализ существующих подходов к разработке и реализации стратегии позволяет выделить в качестве их основного недостатка линейность в построении стратегических перспектив. Это обуславливает актуальность вопроса формирования модели, позволяющей анализировать тенденции в турбулентной внешней среде с учетом развития внутреннего потенциала организации и находить пути изменения своего внешнего окружения, чтобы возможности организации получили максимальное выражение и востребование13.
Изучение отечественного и зарубежного опыта развития организаций может свидетельствовать о следующем14:
В теории и практике менеджмента имеется значительный инструментарий стратегического управления. Так, в практике российского стратегического управления обычно применяются те инструменты, которые стали классикой стратегического анализа (SWOT- или PEST- анализ, матрица BCG и некоторые иные). При этом, матричные методы в российских фирмах применяются как исчерпывающие, а не вспомогательные средства планирования изменений и развития15.
Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты.
Собственно, процесс разработки стратегии компании включает в себя ряд этапов, представленных в табл.1.2.
Таблица 1.2
Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия
Этап |
Характеристика этапа |
Используемые методы |
1. Предварительный |
Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов. |
Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика. |
2. Выработка альтернативных |
Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. |
Мозговой штурм. Проблемно-деловая игра. Коллективная работа с экспертами. |
3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений |
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. |
Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя. |
Потом данная матрица может позволить увидеть, какие именно методы применяются на каждом этапе формирования стратегии развития компании, что представлено в таблице 1.3).
Таблица 1.3
Матрица системы методов формирования стратегии
Наименование методов |
Наименование этапов стратегии | ||||
Организационный этап |
Диагностика внешней среды |
Диагностика состояния ТЛК |
Формирование стратегии |
Разработка планов реализации | |
Экспертного оценивания |
+ |
+ |
|||
Статистических оценок |
+ |
+ |
|||
SWOT-анализ |
+ |
||||
PEST-анализ |
+ |
||||
Организационной диагностики |
+ |
+ |
|||
Моделирования |
+ |
+ |
|||
Синтеза |
+ |
Продолжение таблицы 1.3
Наименование методов |
Наименование этапов стратегии | ||||
Организационный этап |
Диагностика внешней среды |
Диагностика состояния ТЛК |
Формирование стратегии |
Разработка планов реализации | |
Матричный |
+ |
+ |
+ | ||
Тестирование |
+ |
+ |
|||
Декомпозиции |
+ | ||||
PIAR |
+ | ||||
Сбалансированная система |
+ |
+ |
Методологической основой
Выбор методов анализа внешней среды определяется следующими ее характеристиками17:
Собственно, метод стратегического анализа внешней среды направляется на решение следующих вопросов18:
В числе наиболее распространенных методов анализа внешней среды отмечается несомненное достоинство – наглядное изображение внешних факторов, а также совместное изучение внешних и внутренних факторов, что особенно присуще SWOT- и PEST-анализу, картам стратегических групп конкурентов.
Стратегический управленческий анализ – это инструмент стратегического анализа, который помогает руководству компании оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения прибыли в долгосрочной перспективе. Стратегический управленческий анализ осуществляет оценку не только текущего состояния предприятия, но выявляет его стратегические проблемы19.
Портфельный анализ –инструмент стратегического анализа, позволяющий топ-менеджменту компании выявить и оценить свою финансово-хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные направления, либо сокращения инвестиций в наименее эффективные и неперспективные проекты.
Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, в которых бизнес-единицы или продукты (проекты) сравниваются между собой с применением таких критериев как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. В данном случае используются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (попарного сопоставления критериев)20.
Явная положительная сторона портфельных методов анализа – комплексное рассмотрение определенного набора товаров или услуг, простота и наглядность представления применимых в данном случае стратегий, конкретные варианты стратегий, представление качественной стороны анализа. Отрицательный момент – статичный характер анализа, а также ограниченное количество представленных товаров, показателей по ним, субъективизм и неполное представление возможных стратегий.
Явным недостатком портфельного анализа является и использование данных о текущем состоянии бизнеса компании, не всегда экстраполируемое на будущий период. Построение матриц предполагает крупную работу, связанную с сегментацией рынка, сбором информации, отсутствующей в явной форме.
Недостатком классических моделей стратегического планирования является и то, что эти модели не принимают во внимание способности организации, составляющие основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности).
Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок обычно характерно предсказание будущего по рациональным доводам, либо на основе интуитивного знания. Методы экспертных оценок обычно имеют качественный характер, они позволяют оперативно получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, определить сильные и слабые стороны бизнеса компании, оценить эффективность выбираемых для компании мероприятий21.