Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 23:34, реферат
В смысловом пространстве (М. Мамардашвили) схему можно понимать как связь первичных структур сознания с вторичными, связь, которая каждый раз устанавливается посредством рекуренции. В определенном смысле схема и есть символически представленная рекуренция. Для понимания схемы в ее собственном смысле здесь особенно значимо понимания символа. Символ как запечатленное усилие во времени является смысловым атрибутом схемы, так же, как схема является функциональным атрибутом символа.
1. Схема как форма организации мыслительных процессов и атрибут символической функции 3
2. Организационно-деятельностная игра как пространство для схематизации 6
3. Рабочие группы игры как предмет схематизации 7
4. Методологические схемы как основа содержания ОДИ 10
5. Антропоническая рамка игротехнической работы (как пример схематизации) 13
Список литературы
Восстановление
замысла игры связано с умением прочитывать
ее оргпроект и программу. Оргпроект задает
позиционную структуру общего плацдарма
игры, где тематизмы игровых групп маркируют
разные аспекты работы по общей теме. При
подготовке к игре игротехник должен определить
функциональное место каждой группы в
целом игры, типы отношений между группами:
аспекты проблематизации разных позиций
друг относительно друга, основания для
кооперации и др. Программа игры отражает
основные шаги проработки тематического
содержания по дням, она является фактически
стержнем рабочего процесса игры. Рабочий
процесс есть основная мыследеятельностная
форма, в которой реализуется замысел
игры. ОДИ, как всякая сложная МД-система,
полипроцессуальна, рабочий процесс выделяется
как базовый относительно других процессов
и задает основную опору для организации
мыследеятельности на игре.
Анализируя
замысел игры, игротехник должен реконструировать
основную идею, т.е. проблему, которая
будет разыгрываться на игре. Такой
анализ возможен за счет выделения
в программе игры двух аспектов: собственно
тематического и оргдеятельностного.
Первоначальная проработка игротехником
тематического содержания игры в целом
позволяет ему вычитывать в программе
либо направления логического развертывания
тематического содержания, либо проблематизирующий
характер последующего тематизма относительно
предыдущего. Оргдеятельноетный аспект
программы задает тип проделываемой на
игре работы: анализ ситуации, прожектирование,
рефлексия прошедшего этапа и пр. Анализ
этого аспекта программы позволяет выделить
тот тематический день, на который намечается
работа по проблематизации: она обычно
связана с рефлексивным выходом, фиксацией
тупиков и трудностей в работе, а дальше
- с выявлением их социокультурных оснований
и доведением до уровня проблем.
Все
МД-процессы на игре разворачиваются
вокруг и по поводу рабочего процесса.
После того, как а результате анализа
оргдокументов игры выделен ее базовый
рабочий процесс, основная проблема
и определены функциональные отношения
между группами, проектируются пространства
работы групп, позволяющие построить их
рабочие процессы. Рабочий процесс группы
относительно общего рабочего процесса
игры может находиться либо в отношении
вложенности-частичности, либо развертываться
как его механизм. Так, в игре на тему "Разработка
программ для детско-юношеских спортивных
школ по шахматам" (декабрь 1986 г., г.Москва,
ГЦОЛИФК) основной рабочий процесс игры
практически совпадал с ее тематизмом,
а рабочие процессы групп-разработчиков
были частичными по отношению к нему: каждая
группа разрабатывала свой фрагмент программы.
А вот, например, в Игре-52 (январь-февраль
1987 г., г.Калининград, КТИ) по теме: "Игровые
формы организации работ в ИПК, ВУЗе и
техникуме”, основным рабочим процессом
для групп, не имеющих опыта игр, было освоение
игрового опыта. Поскольку игровой опыт
не может быть приобретен непосредственно,
а есть результат рефлексивного оформления
проживания и мыследеятельности в игре,
то в группах необходимо было запускать
какие-то другие рабочие процессы, которые
стали бы механизмами осуществления общего
рабочего процесса освоения игрового
опыта.
Этап
проработки оргдокументов является
необходимым условием для понимания
установочного доклада руководителя игры.
Содержание установочного доклада позволяет
внести коррективы в предварительные
схемы самоорганизации игротехника.
Этап
начальной мыслительной проработки
тематического и игрового содержания
завершается построением пространства
МД для конкретной игровой группы и проектированием
ее рабочего процесса. А в ходе игры игротехник
анализирует развертывание игры в целом,
которое, естественно, отличается от первоначального
замысла. Результаты этого анализа служат
основанием для оперативного управления
процессами, происходящими в группе. Общее
игровое содержание "выворачивается"
в аспект, прорабатываемый группой.
Итак,
рамка конкретной игры задает два
плана содержания: с одной стороны,
содержание, выделенное в результате
анализа общего замысла игры, с другой
- в рефлексии текущего хода игры. Однако
возможность занятия игротехнической
позиции предопределяется не только содержанием
и ситуацией данной единичной игры, но
и общими принципами игротехнической
работы, вытекающими из характеристик
ОДИ вообще, т.е. игровой формы ОДИ, индифферентной
к содержанию отдельной игры. Поэтому
в следующей части остановимся в общих
чертах на форме ОДИ как таковой.
3.
ОДИ-форма как
рамка игротехнической
работы
Возникновение
в 1979 г. организационно-деятельностной
игры знаменовало собой рождение новой
формы организации коллективной МД, формы,
противопоставленной таким, как учрежденческая,
производственная, учебная и прочее. В
этой оппозиции долгое время и рассматривалась
игровая форма ОДИ, имеющая скорее негативное
определение (непроизводственная, неучебная
и т.п.), нежели позитивное, хотя основное
назначение ОДИ усматривалось ее создателями
в развитии средств, методов и оргформ
мыследеятельности, а также в развитии
участников игры, и таким образом игровая
форма определялась интенционально. По
мере развития игропрактики и игротехники,
и, соответственно, усложнения игровых
форм работы, игротехника требовала все
более сложной самоорганизации, которая
возможна лишь при наличии ясных представлений
об ОДИ-форме. Такие представления мы можем
получить на основании категориального
анализа игровой формы ОДИ как сложного
образования, включающего принципиально
разнородные компоненты (методологические
и собственно игровые формы)[1], которые,
однако, будучи вставленными в рамки ОДИ,
гомогенизируются и синтезируются в снецифическую,
отличную от других игроеых форм, форму
ОД-игры.
4.Методологические схемы как основа содержания ОДИ
Поскольку
ОДИ как определенный тип игр
создавалась как форма
Игровые
формы связаны с
Как
было указано выше, предварительная
мыслительная работ организаторов
оформляется в оргпроекте и программе
игры. Эти документы используются в
функции форм - организации работ игре.
Фактически они являются средствами соорганизации
методологических и игровых форм: с одной
стороны, в оргпроект и программу "зашифрованы"
методологические схемы развертывания
будущей МД, с другой стороны, они структурируют
пространство "игрового поля".
Системный
анализ обязывает вас различать
процессы, струн туры, организованности
материала и материал. В действительности
мышления проектируются процесс игровой
МД и соответствующие им функциональные
структуры. Реализация этих процессов
и структур на игре возможна в том случае,
если есть адекватный материал. Поэтому
прежде, чем запустить собственно МД-процессы,
необходимо предуготовить "человеческий
материал". Игровые формы и обеспечивают
эту предуготовленность, организуя особого
типа межличностные и межгрупповые взаимодействия
через особые формы организации коммуникации.
Игровые формы направлены на интенсификацию
естественных процессов (личностных и
социальных) как потенциального материала
МД. Игровые формы, следовательно, опосредованно
связаны с МД, через направленность на
человеческий материал. Методологические
формы "одеваются" на подготовленный
материал. СМД-схемы еоть формы артификации
МД, позволяющие ассимилировать естественные
процессы, овладеть ими и развертывать
содержательную работу с опорой на искусственные
средства, тем самым методологические
формы выступают непосредственно в организационной
функции по отношению и МД.
Указанные
отношения игровых и
Таким
образом, ОДИ-форма есть результат
особого рода соорганизации и
синтеза игровых и
Теперь
мы должны обратиться к общей характеристике
СМД-методологии, в недрах которой
и зародилась ОДИ.
5. Антропоническая рамка игротехнической работы (как пример схематизации)
Обсуждая
задачи антропонической работы игротехника,
нужно отметить следующее. Задания,
которые ставятся в игре, носят
характер социокультурных проблем.
Глубина, масштабность и сложность
их решения превышают не только возможности
отдельного человека, но и зачастую затрагивают
такие аспекты, которые неразрешимы "здесь
и теперь" собравшимся коллективом
и требуют для своего разрешения разработки
реализации долгосрочных комплексных
программ. Но для того, чтобы подключить
людей к участию в таких программах, необходимо,
чтобы они смогли увидеть целое проблемы.
Вследствие того, что ОДИ имитирует большую
социокультурную ситуацию и проблема
разыгрывается "здесь и теперь", можно,
благодаря рефлексии, увидеть это целое.
И игротехник организует рефлексию, чтобы
игроки смогли "увидеть” в происходящем
на игре основные моменты социокультурной
ситуации. Но этого мало. Для того, чтобы,
люди могли подключиться к решению проблем,
они должны стать сопоставимыми с ними,
или иначе говоря, механизмом такого подключения
является субъективизация социокультурных
проблем. Только в этом случае человек
может взять ответственность за их решение
и разворачивать соответствующую работу
за рамками игры. Фактически, антропоническая
ориентация игротехнической работы связана
с организацией процесса подключения
людей к постановке и решению социокультурных
проблем. Задача игротехника состоит в
такой организации ситуации в группе,
проживание которой позволило бы игрокам
приобрести совершенно новый опыт: рефлексии,
самоопределения, целеобразования, проблематизации,
схематизации и т.д. - т.е. прожить и пройти
в поисковом режиме те МД-процессы, которые
необходимы для работы в проблемных ситуациях.
Нельзя сказать, что в итоге игры этот
опыт закрепляется в способностях людей:
одной игры для этого недостаточно. Реальным
же результатом игры является расширение
границ миропонимания, а это служит основанием
всякое осмысленной работы. Дальше судьба
этого опыта складывается людей по-разному
за рамками игры: у кого-то он исчезает
вовсе, а у кого-то становится фундаментом
для формирования программы последующих
работ и приобретения соответствующих
способностей. Это зависит от разных факторов,
но сверхзадача игротехника состоит в
том, чтобы через создание игровых ситуаций
в группе затронуть достаточно глубокие
личностные структуры, трансформация
которых и открывает возможность для освоения
нового, для личного развития. Основной
смысл этих ситуаций в том, что они становятся
для игроков первым опытом реализации
принципиально новых способов мышления
и деятельности.