Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 23:08, реферат
Целью работы является выявление закономерностей и тенденций воздействия экологической политики на международную конкурентоспособность государств и компаний в современной системе МЭО.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. Выявление роли международного регулирования в реализации экологической политики и его влияния на конкурентоспособность государств.
2. Обоснование возрастающего значения экологического фактора как нового средства повышения конкурентоспособности государств и компаний в современной системе МЭО.
Введение
В настоящее время перед Россией остро стоит проблема выбора стратегии экономического развития, структурной перестройки экономики. Одной из основных задач экономической политики государства должно стать повышение конкурентоспособности страны, что является необходимым условием для занятия Россией достойного места в динамично развивающейся современной системе международного разделения труда.
Объектом исследования является экологическая политика государств и компаний как субъектов МЭО. Для целей исследования экологическая политика определяется как система мер внутри страны и за ее пределами, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.
Предмет исследования - влияние экологической политики на конкурентоспособность государств и компаний на современном этапе развития мировой экономики и МЭО.
Целью работы является выявление закономерностей и тенденций воздействия экологической политики на международную конкурентоспособность государств и компаний в современной системе МЭО.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. Выявление роли международного регулирования в реализации экологической политики и его влияния на конкурентоспособность государств.
2. Обоснование возрастающего значения экологического фактора как нового средства повышения конкурентоспособности государств и компаний в современной системе МЭО.
3. Классификация государственных инструментов осуществления экологической политики и анализ их воздействия на конкурентные преимущества стран и компаний.
4. Определение стратегии и классификация инструментов реализации экологической политики бизнеса.
В заключении излагаются основные выводы и рекомендации использования международного опыта повышения конкурентоспособности для разработки новой экономической стратегии России, учитывающей экологический фактор.
Высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды в высокоразвитых странах поставили их перед необходимостью изменения некоторых применяемых ранее методов обеспечения экологических условий экономического развития.
Отсюда, очевидно, что перспективные вложения, направленные на разработку и создание комплекса природоохранных мероприятий, предотвращающих загрязнение является выгодной формой инвестирования, так как в будущем это значительно сократит расходы материальных и духовных ресурсов. В то же время продолжающиеся накопление загрязнителей и рост технической вооруженности человека, а также его осведомленности об отрицательных последствиях хозяйственной деятельности для всего живого, придает синхронную динамичность при установлении предельно допустимых норм, путем пересмотра их нормативов в сторону ужесточения.
Практически весь мир признает, что настало время незамедлительного перехода к такой форме развития, при которой не было бы противоречия между экономическим ростом, природопользованием и сохранением целостности экосистем, а нынешнее поколение не подрывало бы природно-экологическую базу будущего. Вполне очевидно, что игнорирование проблем защиты окружающей среды может привести впоследствии к существенному увеличению расходов на их разрешение и неизбежно сузит возможность выбора экономических путей выхода из кризисного состояния в будущем. Поэтому уже сейчас в крупнейших корпорациях проблемам экологии уделятся особое внимание, причем их решение идет параллельно с решением всех остальных задач. Согласно вновь принятым законам по охране окружающей среды, американские компании должны уведомлять граждан-какие именно химические вещества и в каких количествах выбрасываются в окружающую среду недалеко от их жилья. За уклонение от обязательного уведомления местных властей о выбросах загрязняющих веществ агентство по охране окружающей среды применяет огромные штрафные санкции.
По мнению России, в сферу экоиндустрии должно войти восемь основных направлений хозяйственной и социальной деятельности общества;
1. Воспроизводство человека;
2. Демографическая регуляция,
3. Экологическое
воспроизводство и
4. Измерительная и контрольная техника,
5. Ресурсосберегающие технологии и техника,
6. Использование вторичных ресурсов,
7. Экологическое обучение,
8. Рекреация.
Первое и второе из них связано непосредственно с формированием качества окружающей среды жизни человека природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека отождествляется с целым комплексом специальных мер – от жилищного строительство до производства продуктов питания. Экологическое воспроизводство - по сути дела экономное и полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса. Неотъемлемым составляющим экологического воспроизводства является экономическое планирование , которое включает в себя прогнозирование и осуществление мер по оптимизации хозяйства с целью уменьшения масштаба экологического ущерба, в том числе от ухудшения состояния здоровья людей и деградации эксплуатируемой территории.
Однако из года в год усиливающееся внимание мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды никак не отражается на экстремальном уровне экологической ситуации. Это объясняется тем, что изначально неправильно определены ориентиры и приоритеты во взаимоотношениях общества и природы. Для постсоветского пространства основной причиной этого является превосходство административно-командных методов над экономическими. Другая, заключается в полном игнорировании экологической напряженности и, следовательно, приоритетном осуществлении сравнительно дешевых и быстро реализуемых природоохранных мероприятий путем отсрочки перехода к качественно новым экологически безопасным технологическим процессам. Третья причина, вызвана отсутствием действенных стимулов для осуществления природоохранной деятельности. Нетрудно заметить, что эти причины взаимосвязаны между собой и свойственны любому государству.
Таким образом, очевидно, что механизм симуляции и управления в рамках категории «экоиндустрия» не всегда традиционны для экономики. Выгодное узкоэкономически не всегда эффективно ресурсно- и социально-экологически. Поэтому требуется сопряжение экономических и социально-экологических целей через рыночные и внерыночные административные механизмы. Для запуска в действие этих механизмов необходимы организация адекватной информации и налаживание межотраслевых и межхозяйственных связей; отработка социальных, экономических или юридических стимулов, их реализация на практике и контроль «экологических» преступлений, в том числе с помощью штрафов и судебного преследования; управление через банковское кредитование и стимулирование с помощью налоговой политики. В данном случае новый закон РК «Об охране окружающей среды» послужит отправным пунктом для придания отечественной экоиндустрии статуса основного государственного инструмента обеспечения природоохранных мероприятий.
2 Экологический фактор как один из важнейших факторов, влияющих на современные МЭО
Глобальные проблемы объединяет, прежде всего, их всеобщий, универсальный характер. Это вытекает из того обстоятельства, что они порождены самим типом современной цивилизации, характером производительных сил, подверженных взаимовоздействию и взаимопроникновению (конвергенции). Такое развитие делает возможным решение на базе объединения усилий всего человечества, если не будут попытки резко усиливших свои позиции отдельных стран и их групп доминировать над миром. При таком подходе глобальные проблемы все в большей мере «вплетаются» в ткань международных экономических отношений, становятся их неотъемлемым элементом. Что мы относим к глобальным проблемам? Это следующие крупные проблемы современного мира:
- сохранение
мира, прекращение гонки вооружений
(их экономические аспекты), способствующие
повышению роли граждан
- внезапно
вспыхнувшая вынужденная
- утверждение
прав человека в современном
государстве, его освобождение из
под чрезмерно усилившегося
- решение
обостряющейся
- преодоление
кризиса окружающей среды, который
охватывает все новые сферы
и новые географические районы
и способен разрушить саму
возможность для жизни
- укрепление
социально-экономической
Все эти проблемы взаимосвязаны и соответственно, требуют своего комплексного изучения. Ученые и политики в принципе сходятся в том, что современная цивилизация способна решить глобальные проблемы. Едины они и в том, что это требует огромных ресурсов; но навряд ли эти ресурсы представляются более объемными, чем бремя военных расходов, по-прежнему отнимающее значительную долю ресурсов многих стран. Следовательно, речь идет прежде всего о необходимости мобилизации доброй воли политических лидеров многих государств, чьи разумные действия могут дать возможность решения этих проблем.
С решением глобальных проблем непосредственно «граничит» задача модернизации всей сложившейся системы международных экономических отношений. С одной стороны, она самостоятельная проблема, с другой - вплетена в ткань разрешения каждой из основных глобальных проблем, решаемых мировым сообществом на базе конструктивного диалога. Здесь причина повышения роли субъективного фактора в самой сфере осуществления МЭО, в том числе в подходах к глобальным проблемам. Это обстоятельство необычайно возвышает разные подсистемы политической и экономической дипломатии.
Необходимо осуществить всестороннюю разработку и решения в области экологических проблем. Человечество переживает сейчас исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание существования мощного конфликта между человеческой деятельностью и небезграничными возможностями окружающей среды. Надо иметь в виду, что большинство важнейших действий за сохранение окружающей среды состоятся в 90-х годах , и жизненно важно для Цивилизации не проиграть в этой области национальным эгоизмам отдельных стран. Прежде всего надо решить три актуальных вопроса:
а) экологическое мышление должно проникнуть в высшие сферы государственного руководства и в область взаимодействия между правительствами и промышленными кругами;
б) необходимо заменить принцип «реагировать и лечить» стратегий «предвидеть и предотвращать»;
в) необходимы немедленные действия для решения особо серьезных экологических проблем: вооруженных конфликтов, продовольствия, климата планеты.
Решение последней в значительной мере находится в сфере энергетики, в частности, в сфере разработки безопасных видов энергетики, альтернативных источников и т.д. Остро стоит вопрос уничтожения лесов – на каждое посаженное дерево сегодня вырубается 10 деревьев. Без леса, без его восстановления Земля окажется не в состоянии поглощать углекислый газ.
Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХI-го столетия нашей планеты.
Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения. Ученые и политики в принципе сходятся в том, что современная цивилизация способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных ресурсов и время.
3 Влияние
экологической политики
Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития.
В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства.
Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны.
Информация о работе Роль экологии в мировом хозяйстве и экоиндустрия