Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной - является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. Цель: рассмотреть роль руководителя в формировании библиотечного коллектива. Объект: библиотечный руководитель. Задачи: 1. Дать характеристику трудовому коллективу. 2. Выявить особенности руководителя библиотечного коллектива.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Характеристика трудового коллектива……………………………………
1.2 Особенности библиотечного коллектива………………………………….
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..
2.1 Содержание труда руководителя библиотеки……………………………..
2.2 Организация труда руководителя библиотеки……………………………..
2.3. Анализ работы заведующей ………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Содержание труда руководителя библиотеки
Содержание труда руководителя библиотеки можно представить через выполнение общих функций управления (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, учет и контроль), каждая из которых представляет комплекс конкретных работ, делящихся, в свою очередь, на операции. Операции состоят из отдельных элементов, а элементы - из микроэлементов. Функция - это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Управленческие функции определяются
характером деятельности руководителей,
обусловленных особенностями стоящих
перед коллективами задач и сложившимися
условиями (обстановкой). А поскольку вариантность
задач практически безгранична и условия
весьма разнообразны, то перечень управленческих
функций (действий), в сущности, не имеет
предела. Однако есть функции, содержание
которых является общим и непременным
в деятельности любого руководителя. Руководитель
как должностное лицо обладает соответствующими
правами, действует на основе принципа
единоначалии и коллегиальности, несет
персональную ответственность в пределах
своей компетенции за работу вверенного
ему коллектива, выполняет функции управления,
подготавливает и принимает решения.
Содержание труда руководителя библиотеки
- это совокупность элементов, сторон,
связей, образующих целесообразную деятельность,
представляющую собой единство организационных
и социально-экономических отношений,
складывающихся в процессе этой деятельности.
Организационно-
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая работа предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделить наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения . Современное библиотечное управление базируется на глубоком изучении потребностей работающего человека, отраженных в мотивации, понимаемой, как желание людей проявить усилия для достижения целей организации, что позволяет удовлетворить их собственные потребности. В процессе руководства менеджер постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. Их можно классифицировать как стандартные и нестандартные. Стандартные решения связаны с ситуациями, которые возникают регулярно. Например, предоставление отпусков библиотечным работникам, установление гибких графиков работы и т. д. Решения этих вопросов можно передать заместителям, либо заведующим отделами, секторами. Нестандартные же решения, как правило, принимает сам руководитель. Например, возник конфликт между читателем и библиотекарем по вине последнего. Руководитель формулирует и уточняет проблему, затем определяет цели: погасить конфликт, создать доброжелательные отношения между конфликтующими сторонами.
Особенностью функции руководства является то, что она охватывает множество вопросов оперативного характера и направлена главным образом на формирование у сотрудников понимания значимости выполняемой работы. Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присущи некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. В управлении коллективом библиотеки выделены три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный. Эвристический труд - прежде всего труд руководителей, в полной мере отражающий природу творческой умственной деятельности. По своему функциональному назначению он направлен на исследование и разработку различных проблем (например, пути развития библиотеки, анализ состояние и определение перспектив развития библиотечных фондов или обслуживания читателей и т. д.). Результаты этой деятельности: выработка и принятие решений, направленных как на постановку целей и задач, так и на определение путей и методов их осуществления. По своему содержанию, эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.
Аналитические операции - это получение и восприятие информации, необходимой для принятия того или иного решения. К ним относятся изучение литературных источников и рассмотрение документов, беседы, опросы, непосредственные наблюдения, изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах), постановка или уточнение диагноза существующего положения. Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием конкретного управленческого решения, различаются в зависимости от содержания, характера, сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска. Административный труд - специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное руководство действиями поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Виды операций административного труда:
а. Служебно-коммуникационные - передача и прием устной информации путем обхода рабочих мест, приема сотрудников, телефонных переговоров; б) Распорядительные - доведение решений до исполнителей путем отдачи распоряжений, письменных приказов, указаний, установление заданий исполнителям, инструктажа, составления и утверждения письменных инструкций; в. Координационные - согласование работы различных подразделений путем проведения совещаний, заседаний, составления плана- графика с указанием исполнителей и сроков; г. Контрольно-оценочные - контроль за исполнением приказов, решений совещаний, планов, заданий, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения, взыскания. Операторный труд - главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных операций детерминированного характера, необходимых для обеспечения процессов управления: перепечатка материалов, статистический учет, составление управленческих картотек и т. д. Особенность этого вида труда заключается в том, что здесь наиболее простые элементы умственной работы совмещаются с действиями, требующими физических усилий. Различают руководителей низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена - это заведующие группами, секторами, в централизованной библиотечной системе - заведующие небольшими филиалами. Они организуют работу своих подразделений, контролирую выполнение заданий. Руководители среднего звена - заведующие отделами, в централизованных системах - заведующие средними и крупными филиалами. Характер их деятельности определяется содержанием работы подразделения в большей степени, чем библиотеки в целом. Руководители высшего звена - это директор библиотеки и его заместители. Они отвечают за принятие важнейших решений для библиотеки в целом или одной из ее основных частей - обслуживания читателей, формирования фонда, научной работы и т. д. От деятельности этих руководителей зависит очень многое, сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик библиотеки. Примером может служить М. И. Рудомино, широко известная в библиотечном мире у нас и за рубежом. Библиотека иностранной литературы, которую она создала и возглавляла долгое время, сейчас носит ее имя.
2.3. Анализ работы заведующей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особое внимание стало уделяться вопросам
наиболее эффективного взаимодействия
руководителя с подчиненными. Руководители
должны больше внимания уделять человеческим
качествам своих подчиненных, их способности
решать проблемы. Высокие темпы морального
старения и постоянные перемены, вынуждают
руководителей быть постоянно готовыми
к проведению технических и организационных
реформ, а так же к изменению стиля руководства.
Подведя итог, можно заключить, что руководители любого ранга и независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль руководства для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованными.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Библиотечный коллектив: формирование и управление; учеб. пособие. - СПб.: СПб ГАК, 1996. - 58 с.
2. Библиотечный менеджмент: учеб. прогр. по спец. «Библиотековедение и библиография». - Пермь: ПГИИК, 2000. - 15 с.
3. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А.Н. Ванеев. - СПб.: Профессия, 2002. - 128 с.
4. Васильев, Ю.В. Теория управления: учебник для вузов / Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий. - М. 2007. - 608 с.
5. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М.: Феникс, 2003. - 495 с.
6. Гительмахер, Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными / Р.Б. Гительмахер. - Иваново: Феникс, 1994. - 290 с.
7. Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. - Ленинград: Лениздат, 1990. - 171, [3] с.
8. Гусак, О.А. Само менеджмент руководителя библиотеки [текст] / О. А. Гусак // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 9. - С.42-46.
9. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.: ил.
10. Жариков, Е. С. Психология управления: книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.
11. Збаровская, Н. В. Управление персоналом [текст] / Н. В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - № 5. - С. 42-46
12. Красавин, А. Руководитель организации и документ [текст] / А. Красавин // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 8. - С. 81-84.
13. Кубатиева, Ф. Начальник - друг или враг? Взгляд подчиненного [текст] / Ф. Кубатиева // Кадровое дело. - 2008. - № 7. - С.81-86: ил.
14. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А. А. Огарков. - М.: Феникс, 2006. - 512 с.
15. Паркинсон, С. Н. Искусство управления / С. Н. Паркинсон. - СПб.: Питер, 1992. - 386 с.
16. Петрикина, С. П. Основные функции руководителя библиотеки [текст] / С. П. Петрикина // Научные и технические библиотеки. - 1993. - №10. - С. 35-39.
17. Психологический климат в коллективе библиотеки: практич. пособие. - М.: РГБ, 1996. - 152 с.
18. Розанова, В. А. Психология управленческой деятельности / В. А. Розанова. - М.: Экзамен, 2003. - 192 с.
19. Самыгин, С. И. Психология управления: учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997. - 508, [ 1 ] с.: ил.
20. Сербиновский, Б. Ю. Управление персоналом: учебник / Б. Ю. Сербиновский. - М.: Дашков и К, 2007. - 462 с.
21. Станкин, М. Подчиненный - руководитель [текст] / М. Станкин // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 1. - С. 33-35.
Информация о работе Руководитель библиотеки в системе управления