Руководитель библиотеки в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной - является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. Цель: рассмотреть роль руководителя в формировании библиотечного коллектива. Объект: библиотечный руководитель. Задачи: 1. Дать характеристику трудовому коллективу. 2. Выявить особенности руководителя библиотечного коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Характеристика трудового коллектива……………………………………
1.2 Особенности библиотечного коллектива………………………………….
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..
2.1 Содержание труда руководителя библиотеки……………………………..
2.2 Организация труда руководителя библиотеки……………………………..
2.3. Анализ работы заведующей ………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ  БИБЛИОТЕКИ: СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Содержание  труда руководителя библиотеки

             Содержание труда руководителя библиотеки можно представить через выполнение общих функций управления (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, учет и контроль), каждая из которых представляет комплекс конкретных работ, делящихся, в свою очередь, на операции. Операции состоят из отдельных элементов, а элементы - из микроэлементов. Функция - это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

           Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела. Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя. Руководитель как должностное лицо обладает соответствующими правами, действует на основе принципа единоначалии и коллегиальности, несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за работу вверенного ему коллектива, выполняет функции управления, подготавливает и принимает решения.                                  

           Содержание труда руководителя библиотеки - это совокупность элементов, сторон, связей, образующих целесообразную деятельность, представляющую собой единство организационных и социально-экономических отношений, складывающихся в процессе этой деятельности.               Организационно-административная деятельность руководителя состоит в том, чтобы организовать подчиненных на выполнение поставленных задач, создать для этого необходимые условия и побудить сотрудников к достижение цели наиболее эффективно, с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

               Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая работа предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделить наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения . Современное библиотечное управление базируется на глубоком изучении потребностей работающего человека, отраженных в мотивации, понимаемой, как желание людей проявить усилия для достижения целей организации, что позволяет удовлетворить их собственные потребности. В процессе руководства менеджер постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. Их можно классифицировать как стандартные и нестандартные. Стандартные решения связаны с ситуациями, которые возникают регулярно. Например, предоставление отпусков библиотечным работникам, установление гибких графиков работы и т. д. Решения этих вопросов можно передать заместителям, либо заведующим отделами, секторами. Нестандартные же решения, как правило, принимает сам руководитель. Например, возник конфликт между читателем и библиотекарем по вине последнего. Руководитель формулирует и уточняет проблему, затем определяет цели: погасить конфликт, создать доброжелательные отношения между конфликтующими сторонами.

           Особенностью функции руководства является то, что она охватывает множество вопросов оперативного характера и направлена главным образом на формирование у сотрудников понимания значимости выполняемой работы. Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

          Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присущи некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. В управлении коллективом библиотеки выделены три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.    Эвристический труд - прежде всего труд руководителей, в полной мере отражающий природу творческой умственной деятельности. По своему функциональному назначению он направлен на исследование и разработку различных проблем (например, пути развития библиотеки, анализ состояние и определение перспектив развития библиотечных фондов или обслуживания читателей и т. д.). Результаты этой деятельности: выработка и принятие решений, направленных как на постановку целей и задач, так и на определение путей и методов их осуществления. По своему содержанию, эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.

           Аналитические операции - это получение и восприятие информации, необходимой для принятия того или иного решения. К ним относятся изучение литературных источников и рассмотрение документов, беседы, опросы, непосредственные наблюдения, изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах), постановка или уточнение диагноза существующего положения. Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием конкретного управленческого решения, различаются в зависимости от содержания, характера, сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.          Административный труд - специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное руководство действиями поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Виды операций административного труда:

а. Служебно-коммуникационные - передача и прием устной информации путем обхода рабочих мест, приема сотрудников, телефонных переговоров; б) Распорядительные - доведение решений до исполнителей путем отдачи распоряжений, письменных приказов, указаний, установление заданий исполнителям, инструктажа, составления и утверждения письменных инструкций; в. Координационные - согласование работы различных подразделений путем проведения совещаний, заседаний, составления плана- графика с указанием исполнителей и сроков; г. Контрольно-оценочные - контроль за исполнением приказов, решений совещаний, планов, заданий, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения, взыскания.                 Операторный труд - главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных операций детерминированного характера, необходимых для обеспечения процессов управления: перепечатка материалов, статистический учет, составление управленческих картотек и т. д. Особенность этого вида труда заключается в том, что здесь наиболее простые элементы умственной работы совмещаются с действиями, требующими физических усилий. Различают руководителей низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена - это заведующие группами, секторами, в централизованной библиотечной системе - заведующие небольшими филиалами. Они организуют работу своих подразделений, контролирую выполнение заданий. Руководители среднего звена - заведующие отделами, в централизованных системах - заведующие средними и крупными филиалами. Характер их деятельности определяется содержанием работы подразделения в большей степени, чем библиотеки в целом. Руководители высшего звена - это директор библиотеки и его заместители. Они отвечают за принятие важнейших решений для библиотеки в целом или одной из ее основных частей - обслуживания читателей, формирования фонда, научной работы и т. д. От деятельности этих руководителей зависит очень многое, сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик библиотеки. Примером может служить М. И. Рудомино, широко известная в библиотечном мире у нас и за рубежом. Библиотека иностранной литературы, которую она создала и возглавляла долгое время, сейчас носит ее имя.

2.3. Анализ работы заведующей

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.                                               В своей практической деятельности руководитель не должен использовать один стиль руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.                Используя различные модели, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля, руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, например, взаимопонимание и удовлетворенность работой.                             

          Подведя итог, можно заключить, что руководители любого ранга и независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль руководства для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованными.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Библиотечный коллектив: формирование и управление; учеб. пособие. - СПб.: СПб ГАК, 1996. - 58 с.

2. Библиотечный менеджмент: учеб. прогр. по спец. «Библиотековедение и библиография». - Пермь: ПГИИК, 2000. - 15 с.

3. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А.Н. Ванеев. - СПб.: Профессия, 2002. - 128 с.

4. Васильев, Ю.В. Теория управления: учебник для вузов / Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий. - М. 2007. - 608 с.

5. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М.: Феникс, 2003. - 495 с.

6. Гительмахер, Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными / Р.Б. Гительмахер. - Иваново: Феникс, 1994. - 290 с.

7. Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. - Ленинград: Лениздат, 1990. - 171, [3] с.

8. Гусак, О.А. Само менеджмент руководителя библиотеки [текст] / О. А. Гусак // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 9. - С.42-46.

9. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.: ил.

10. Жариков, Е. С. Психология управления: книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.

11. Збаровская, Н. В. Управление персоналом [текст] / Н. В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - № 5. - С. 42-46

12. Красавин, А. Руководитель организации и документ [текст] / А. Красавин // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 8. - С. 81-84.

13. Кубатиева, Ф. Начальник - друг или враг? Взгляд подчиненного [текст] / Ф. Кубатиева // Кадровое дело. - 2008. - № 7. - С.81-86: ил.

14. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А. А. Огарков. - М.: Феникс, 2006. - 512 с.

15. Паркинсон, С. Н. Искусство управления / С. Н. Паркинсон. - СПб.: Питер, 1992. - 386 с.

16. Петрикина, С. П. Основные функции руководителя библиотеки [текст] / С. П. Петрикина // Научные и технические библиотеки. - 1993. - №10. - С. 35-39.

17. Психологический климат в коллективе библиотеки: практич. пособие. - М.: РГБ, 1996. - 152 с.

18. Розанова, В. А. Психология управленческой деятельности / В. А. Розанова. - М.: Экзамен, 2003. - 192 с.

19. Самыгин, С. И. Психология управления: учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997. - 508, [ 1 ] с.: ил.

20. Сербиновский, Б. Ю. Управление персоналом: учебник / Б. Ю. Сербиновский. - М.: Дашков и К, 2007. - 462 с.

21. Станкин, М. Подчиненный - руководитель [текст] / М. Станкин // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 1. - С. 33-35.

 


Информация о работе Руководитель библиотеки в системе управления