Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Введение 3
Глава I. Руководство и руководитель 5
Глава II. Стиль руководства 8
Глава III. Одномерные стили руководства 11
Авторитарный стиль руководства 11
Демократический стиль руководства 13
Либеральный стиль руководства 14
Глава IV. Многомерные стили руководства 16
Заключение 22
Список используемой литературы 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента и ВЭД предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Руководство, стили руководства»
дисциплина «Теория менеджмента»
Студент: Тоймурзина Р. Э.
Группа ФЭУ-252
Преподаватель: Часовских В. П.
Екатеринбург, 2012
Оглавление
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, которые требовали большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
В
настоящее время существует
Стиль
управления руководителя
Я попытаюсь ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Другими словами, целью написания этой работы я поставила рассмотрение и анализ стилей руководства персоналом и их достоинства и недостатки. Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников..
Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.
Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния.
Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
1) выдача директив относительно того, что нужно сделать;
2) налаживание сотрудничества между людьми;
3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.
Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Основными средствами руководства являются следующие:
1) требования (разумные, реальные);
2) контроль (обязательно личный);
3) поощрения, наказания (быть справедливым);
4) организация общественного мнения.
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов[1].
В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.
Руководитель — центральная фигура системы управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию поставленных целей, несет персональную ответственность за своевременное принятие и осуществление стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития организации. Для этого руководитель добивается необходимой слаженности всего аппарата управления[2].
Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности[3].
Каждый руководитель должен быть психологом, ведь правильно выбранный стиль руководства повышает качество и результативность работы, влияет на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение руководить подчиненными создает здоровый климат в коллективе, способствует развитию творческой инициативы работников, что в конечном итоге дает не меньший производственный эффект, чем автоматизация труда.
Роль стилей руководства велика, поскольку они влияют на показатели деятельности организации, психологический климат в коллективе, исполнительскую дисциплину. На основе анализа литературных источников предложено выделить основные черты стилей руководства:
- Целеустремленность (направленность на достижение конкретных производственных целей);
- Гибкость (изменяется в зависимости от ситуации);
- Адекватность ситуации (т.е. применяется в определенной ситуации);
- Субъективность (связанный с действиями субъекта, т.е. человека, личности; отражает мнения, переживания только данного субъекта, личный, индивидуальный.);
- Объективность (существование вне человеческого сознания и независимо от нее, независимость от воли, желаний человека).
Стиль руководства зависит от моральных норм, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений:
- Актуальность (важный для данного времени);
- Динамичность (современная
бизнес среда характеризуется
своеобразной
- Основываются на характере личности руководителя;
- Стиль по своей сути
не является врожденным
- Обусловлен культурными ценностями руководителя, традициями организации и т.п.[4].
Если власть определяется как возможность влиять на других людей, то лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Эта способность реализуется через стиль руководства конкретного руководителя. Один руководитель использует жесткий стиль с угрозой наказания, другой – более мягкие методы, основанные на поощрении и учете потребностей работников, третий во главу угла ставит благоприятные отношения в коллективе, четвертый комбинирует все эти методы.
Таким образом, под стилем руководства следует понимать систему поведения руководителя по отношению к подчиненным с тем, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению поставленных целей.
На стиль руководства могут оказать влияние различные факторы. Главными из них являются:
1. Экономическая ситуация.
В периоды экономических спадов
(или для того, чтобы поднять
нерентабельное предприятие) имеется
тенденция к увольнению людей,
введению режима строгой
2. Культурно-историческая
среда. Все страны бывшего СССР
на протяжении многих
3. Стиль руководства
4. Личностные особенности
конкретного руководителя. Индивидуальность
людей во многом формируется
наследственностью, семейным окружением
и опытом, приобретаемым до назначения
на руководящую должность. Справедливо
ли с ним обращались? Постоянно
ли держали в рамках строгой
дисциплины? Хвалили, одобряли, поощряли
человека или нет? Все это влияет
на формирование стиля
Однако стиль руководства — не личное дело руководителя. Он является объективным фактором совершенствования (или ухудшения) деятельности организации. Поэтому менеджерам необходимо изучать различные стили лидерства, их особенности, достоинства и недостатки, соответствие сложившимся ситуациям и все это использовать в практике руководства[5].
В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные» (обусловленные одним каким-то фактором), и «многомерные» (учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель—подчиненный»), стили управления[6].
Одномерные стили управления обусловлены каким-то одним фактором управления, и среди них выделяются следующие стили: авторитарный (автократический), демократический, либеральный. Все три одномерных стиля управления на практике не имеют между собой непреодолимого барьера, плавно переходя друг в друга. В каждом конкретном случае между ними существует определенный баланс и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
Предпосылки построения различных «одномерных» стилей управления содержатся в теориях «X» и «У» Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответственности и искать защиты у сильных. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.
По мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины XX в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается теорией «У». В соответствии с ней люди готовы брать на себя ответственность за дело, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, в творчество[6].