Рынок международных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

В настоящее время интерес к международному рынку технологий все увеличивается, поскольку инновации и технологии – двигатель мирового прогресса в целом.
Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙРЫНОКТЕХНОЛОГИЙ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский Государственный  Университет»

 

 

Торгово-экономический Факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

 

Международный менеджмент

 

 

 

 

 

Студент: Черненко А.В.

 

Группа: ТЭ-387з

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Технологический процесс  и инновационный рынок, развивающийся  только в качестве внутреннего рынка технологий, не мыслим в современных условиях хозяйствования.

Происходящие процессы глобализации экономики, интеграционные тенденции экономики отдельных стран оказывают существенное влияние и на формирование международного рынка технологий.

Международный рынок  технологий, действующий как система, дает технологическому развитию дополнительные ресурсы и перспективы дальнейшего роста.

В настоящее время  интерес к международному рынку  технологий все увеличивается, поскольку  инновации и технологии – двигатель мирового прогресса в целом.

Научно-техническая революция и  развитие производительных сил ведут  к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические  отношения между странами характеризуются  быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества.

Если выделить из области торгово-экономических  отношений обмен сырьевыми и  продовольственными товарами, которые  так или иначе связаны с  географическими, климатическими условиями  и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.

Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией либо в «чистом виде» – в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой – получение прибылей.

В век высоких технологий и революционных  изобретений эта отрасль международных  экономических отношений становится все более актуальной, в том  числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.

 

    1. Что такое технология?

Важную и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или  технологические ресурсы.

Технология выступает  на мировом рынке в виде комплекса  научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.

Международные документы  ООН трактуют понятие «технология» как:

  • набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
  • материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)

Всякая новая технология проходит определенный "жизненный  цикл". После своего создания она  является лишь потенциальным товаром, способным в зависимости от факторов (маркетинга, рекламы и т.д.) найти своего потребителя на рынке. Затем, в случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит своим творцам прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе "жизненного цикла" данная технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Таким образом, этапы коммерческого существования технологии-товара напоминают стадии "рождения, зрелости и старения" любого продукта в соответствии с теорией С. Хирша и С. Вернона. Однако, в отличие от других товаров, стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящих от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяются дополнительной прибылью, возникающей в ходе реализации на рынке технологии/информации.

Формы технологий выделяют в зависимости от их жизненного цикла

1. Уникальная технология. К ним относятся изобретения  и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие  ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. При определении цены такой технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

2. Прогрессивная технология. К ним принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими  преимуществами по сравнению  с технологиями - аналогами. В  отличие от уникальной технологии, преимущество данного вида технологий носит относительный характер. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества гарантируют их покупателям дополнительные прибыли.

3. Традиционная (обычная)  технология. Представляет собой  разработки, отражающие средний  уровень производства, достигнутый  большинством производителей продукции в данной отрасли. Она не обеспечивает покупателю значительные преимущества, и рассчитывать на дополнительную прибыль не приходится. Ее преимуществом для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и проверенность в производстве. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

4. Морально устаревшая  технология. Относится к разработкам,  не обеспечивающим производство  продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование такой технологии закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

Из всего сказанного вытекает, что:

Мировые рынки технологий - сфера международной торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.

Объекты МРТ - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на рынке МРТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты.

 

    1. Международный рынок технологий

Международный рынок технологий — это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком — передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

В первом случае международный  технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники. Во втором — в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.

Таким образом, субъектом  рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный технологический обмен в коммерческой форме, т.е. обмен в узком смысле слова.

Основные предпосылки, обусловившими бурное развитие международного обмена технологиями:

- на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах и с различием целей их применения.

- на уровне предприятий  приобретение технологии способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и других ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.

Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:

  • источник получения доходов;
  • форма борьбы за товарный рынок;
  • способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;
  • способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п.
  • возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;
  • возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.

Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что это:

  • доступ к новшествам высокого технического уровня;
  • средство экономии затрат на НИОКР;
  • средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;
  • обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;
  • условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям;
  • гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д.

Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции — в 1791 г., в России — в 1812 г., Испании — в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.

Однако быстрый рост торговли научно-техническими знаниями был обусловлен не только названными факторами, но и значительным усилением неравномерности экономического роста отдельных стран и, как результат этого, неодинаковым уровнем развития в них науки и техники. Сосредоточение передовой техники и технологии наблюдается в небольшой группе промышленно-развитых стран, являющихся основными экспортерами технологий. Эти страны ежегодно тратят огромные средства на НИОКР. Так, США расходуют на НИОКР не только более высокую долю ВНП, но и значительно больше средств в абсолютном выражении, а также в расчете на душу населения, чем другие страны.

Другие страны пошли  по пути заимствования результатов  НТП путем покупки научно-технических  знаний и использования их у себя. Это касается, как правило, менее развитых в экономическом отношении стран, но также и некоторых индустриальных, например Японии, доля которой в мировом импорте лицензий превышает 16%.

Научно-технические знания могут предоставляться как услуги путем заключения соглашений на их использование в течение определенного срока за конкретное вознаграждение, что реально отличает их от обычной торговли товарами. Развитие системы интеллектуальной собственности способствует превращению научно-технических продуктов в товары даже в тех случаях, когда на них не установлена искусственная монополия как на объект хозяйства с помощью патента (не был оформлен патент на изобретение). В этом случае ведущую роль играет ноу-хау (непатентованные научно-технические знания и производственный опыт конфиденциального характера), отличающийся от других объектов интеллектуальной собственности тем, что его владелец обладает естественной монополией.

Область правомочий контрагентов на установление патентной монополии собственности может быть самой разнообразной. Например, при продаже полной лицензии продавец лишается прав на изобретение, при простой лицензии — все его права сохраняются, при исключительной — обеспечивается возможность монопольного использования покупателем. Неисключительная лицензия предполагает использование данного изобретения одним лицом наряду с другими. Принудительная лицензия выдается заинтересованным компаниям на залежавшиеся патенты, регистрацию товарных знаков.

Информация о работе Рынок международных технологий