Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 07:35, контрольная работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.
Введение…………………………………………………………………………….3-4
1. Понятие рынка труда. Рынок труда России……………………………………5-7
1.1.Понятие рынка труда…………………………………………………………..5-7
1.2.Основные характеристики рынка труда………………………………………6-7
1.3. Особенности рынка труда и занятости в России………………...................8-10
2.Проблемы рынка труда, понятие безработицы, ее формы………………….11-12
2.1 Причины безработицы в России…………………………………………….13-15
3.Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса………………………………………………………………………………..16
3.1 Состояние рынка труда в условиях кризиса……………………………………16
3.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения на 2009 год……………………………………………………17-22
Заключение………………………………………………………………………........23
Список используемой литературы…………………………………………………..24
2. Проблемы рынка труда, понятие безработицы, ее формы.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: регистрация в службе занятости, активный поиск работы, отсутствие других источников дохода, сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую.
Уровень безработицы определяется на начало (или на конец) периода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Эта категория включает работающих по найму или на собственных предприятиях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие предприятия, но не работающих на них, а также лиц без работы, но желающих работать.
Принято различать следующие основные формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
Фрикционная безработица - это временная непродолжительная безработица, связанная с поиском или ожиданием лучшей работы по уровню оплаты, условиям труда.
Структурная безработица возникает вследствие структурных сдвигов в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре, как рабочей силы, так и рабочих мест. Одни профессии и специальности умирают, спрос
на другие резко сокращается, но одновременно возникают новые профессии и специальности. Для сокращения численности структурной безработицы необходима общенациональная система подготовки и переподготовки работников, непрерывного повышения их квалификации.
Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла. Ее численность достигает максимума при кризисе и минимума при подъеме производства. Больше всего от циклической безработицы страдают молодежь и пожилые люди, женщины, представители национальных меньшинств.
Помимо классификации форм безработицы
в зависимости от её непосредственных
причин, существует другой подход, который
выделяет разные формы ее проявления.
Согласно этому критерию выделяют явную,
скрытую и застойную
Явная безработица охватывает тех, кто хочет и может работать, но не имеет работу и активно её ищет, регистрируясь обычно для этого на биржах труда. Официальная статистика легко фиксирует эту форму проявления безработицы.
Скрытая безработица противоположна явной, открытой. Она распространена преимущественно в мелком бизнесе, фермерском и ремесленном производстве, а также в виде так называемой неполной занятости, т.е. касается той части занятых, которые вынуждены работать неполную рабочую неделю (неполный рабочий день) или держатся за свое хозяйство, хотя оно уже не обеспечивает нормальный уровень жизни. Эти люди готовы при благоприятной возможности сменить работу, если это увеличит их доход.
Застойная безработица охватывает самый устойчивый слой безработных, потерявших всякую надежду вернуться к труду. Это нищие, бродяги, бомжи и т.д. Обычно эти люди утрачивают трудовые навыки, деградируют, теряя последние шансы снова стать работниками.
Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:
избыток населения (в целом мировая экономика труда избыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);
установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
вытеснение
труда капиталом в эпоху
наличие монопсонии на рынке труда (предприятия - монополисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);
низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).
Также можно выделить ряд причин
возникновения фрикционной
географические перемещения
смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;
наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.
Причины возникновения структурной
безработицы возникают в
Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом "по собственному желанию", спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.
Вторая группа причин сохранения скрытой
безработицы связана с
Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства.
Все эти причины, так или иначе,
вызывают безработицу или способствуют
ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое
развитие этого явления может
иметь серьезные
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс. - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.
Необходимо отметить, что реальная
численность безработных в
Сокращения в компаниях
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно
с бизнесом - обеспечить полноценное
соблюдение Трудового законодательства
в плане социальной защиты высвобождаемых
работников, обеспечить прогнозируемость
и управляемость процессов
Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест "бьёт", прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Одним из важных направлений переподготовки
будет подготовка специалистов в
сфере жилищно-коммунального
Дополнительные бюджетные
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки система образующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Правительство Российской Федерации
совместно с банками с государс