С.Т.Шацкий. О значении коллектива в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течении многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчинятся коллективу. Сейчас приходиться искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Содержание

Введение. Отношения коллектива и личности.
Понятие и сущность теории коллектива. Коллектив- группа людей, объединенных общими целями и задачами.
Роль детского коллектива в развитии личности.
Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого.

Вложенные файлы: 1 файл

шацкий.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

«С.Т.Шацкий. О значении коллектива в развитии личности»

Содержание.

  1. Введение. Отношения коллектива и личности.
  2. Понятие и сущность теории коллектива. Коллектив- группа людей, объединенных общими целями и задачами.
  3. Роль детского коллектива в развитии личности.
  4. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение


Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течении многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие коллектив в отечественной  педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчинятся коллективу. Сейчас приходиться искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, не однозначный, не редко противоречивый. Он глубоко индивидуален. Школьники будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Потому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают не одинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. А как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности и от коллектива, но и от воспитателя, который должен уметь управлять коллективом и направлять развитие личности.

В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.

Все эти причины влияют на взаимоотношения коллектива и личности в целом.

2.Понятие  и сущность теории коллектива.

Коллектив (от лат. collectifious -- собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.

В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.

Данное понимание коллектива послужило основой для разработки теории коллектива.

Теория коллектива - это научная доктрина, которая рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности.

Согласно данной теории, с одной стороны развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутри него отношений. С другой стороны - активность участников коллектива, уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Таким образом, развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.

3.Роль детского коллектива в развитии личности.

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

4.Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, которыми руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.

Он осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Шацкий вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия.

По Шацкому, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Шацкий основное внимание уделял развитию детской самодеятельности, считал необходимым всячески поддерживать инициативу и творческую активность ребят.

Шацкий много внимания уделил проблемам воспитания детей в коллективе, в процессе трудовой деятельности. По его мнению, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом он подчеркивал, что жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности. Шацкий говорил о необходимости гармонизации всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась бы со свободными занятиями по интересам, где интеллектуальный труд дополнялся бы практической деятельностью детей в разных художественных, спортивных, технических кружках и клубах. Занятия искусством он ставил в центр своей системы, т. к. считал, что через них возможно комплексное воздействие на личность, одновременное развитие ее познавательных и эмоциональных качеств. Решение этой задачи он ставил в зависимость от перехода от нормативной педагогики к демократической.

Педагогический талант Шацкого многообразен. Он внес вклад в теорию и методику внешкольного образования детей разного возраста, а также в развитие детского коллектива, политехнического обучения, социальной и дошкольной педагогики.

 

 

 


Информация о работе С.Т.Шацкий. О значении коллектива в развитии личности