Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:16, курсовая работа
Цель обучения:
Сформировать в сознании участников механизм и навыки целеполагания и саморефлексии
профессиональной работы и жизнедеятельности.
Формат обучения: Работа в составе команды, члены которой образуют референтную группу, доверяют друг другу, способны анализировать свои личностные и профессиональные качества, выступать экспертом и наставником по отношению к коллегам.
Тренинг: "Самоменеджмент: личностное целеполагание и
саморефлексия "
Автор Кукушкин М.А., кандидат философских наук, тьютор программ МВА. Цель обучения:
Сформировать в сознании участников механизм и навыки целеполагания и саморефлексии
профессиональной работы и жизнедеятельности.
Формат обучения: Работа в составе команды, члены которой образуют референтную группу, доверяют друг другу, способны анализировать свои личностные и профессиональные качества, выступать экспертом и наставником по отношению к коллегам.
Обучение построено на технологии коучинга и проводится в интерактивном режиме. Ресурс времени: не менее 10 астрономических аудиторных часов и 10 -часов самостоятельной (домашней) работы по заданиям тренера с обязательным анализом выполнения и, при необходимости, индивидуального консультирования участников. График обучения: семинар проводится в течение 4 дней по 2,5 часа групповой работы с перерывом на 1-2 дня для выполнения индивидуальных заданий.
Ожидаемые результаты обучения:
- способность осознанного построения целей собственного развития в трех
перспективах по критериям и контрольным точкам
- умение переводить себя из неконгруэнтного состояния в режим осознанного
самоуправления
способность управлять собой в стрессовых и конфликтных состояниях возможно, в период от 6 до 18 месяцев, - формулирование своей собственной миссии и подходов к её реализации.
Программа тренинга:
Тема 1. Системный подход к управлению собой. Принципы и признаки системности. Понятие социальной системы. Системная модель развития личности. Мировоззренческая позиция. "Я-концепция". Статусные и ролевые модели развития.
Понятие системы и системного подхода. Особенности социальных систем.
Трехуровневая модель человека
Тема
2. Целеполагание в
Методы постановки целей
"После того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия". Марк Твен
Определяя цели, Вы невольно концентрируетесь не на том, что Вы делаете, а на том, для чего Вы это делаете. Это побуждает Вас конкретизировать конечный результат Вашей деятельности. Цели представляют собой вызов Вам и побуждают Вас к действиям. Без целей отсутствует критерий оценки, по которому Вы могли бы измерять Ваши трудозатраты. Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того, чтобы понапрасну тратить свои силы. Могут ли мои цели меняться с течением времени?
Постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться с течением времени, например если в процессе контроля за реализацией намеченного плана действий выясняется, что прежние представления были в сущности неверными или что запросы оказались завышенными или заниженными. Важно постоянно помнить, куда мы хотим прийти и куда мы попасть не хотим, чтобы не оказаться там, куда нас хотят привести другие в соответствии со своими целями.
Как правильно ставить цели? Постановка целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с руководящей линией или ориентиром. Чтобы поставить цели, надо думать о будущем. Традиционное мышление в рамках частных задач чревато тем, что Вы потеряетесь в мелочах. Мышление в масштабах целей способствует тому, что частности подчиняются целому. Становится ясно, в каком направлении двигаться, и каким должен быть конечный результат.
Существует пять основных принципов постановки целей: точность определения, измеримость, достижимость, реалистичность, определенность во времени. Процесс постановки целей охватывает три фазы:
« формулировка целей: к чему я конкретно приступаю? С чего следует начать?
Постарайтесь как можно более конкретно ответить на следующие вопросы:
Самое главное - старайтесь добиться ясности цели. Попытайтесь установить цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия. Это безусловная, основополагающая предпосылка успехов в работе и в жизни! Пример: Как не надо: Я хочу вести более здоровый образ жизни. Как надо: Я хочу ежедневно делать 15-минутную пробежку на свежем воздухе. Подобные конкретные, ориентированные на определенные действия цели можно планировать, например, фиксировать в дневнике времени по определенным дням или неделям и реализовывать по этапам. Точно опишите то, чего Вы конкретно хотите достичь!
Обязательно ли формулировать свои цели в письменном виде? В письменном виде цели визуально запечатлеваются и менее подвержены опасности забвения. Если Вы четко определите свои цели, то они автоматически приобретают обязательный характер: зафиксированные на бумаге, они побуждают к систематическому анализу, перепроверке и ревизии. Письменная регистрация также способствует тому, что зачастую фиксируются более или менее смелые представления и желания. Таким образом, Вы приучитесь постоянно помнить о своих целях и уточнять их.
Нужно ли стремиться
к тому, чтобы все ваши цели были
реалистичными? На этапе определения
своих целей несущественно
Как правильно определить свои личные цели? Нахождение личных целей может осуществляться посредством следующих четырех ступеней:
5ЖОТ-анализ целей
Сильны ■ . в дол и; преимуг с. |
Ваши слабые стороны, которые при определенных обстоятельствах могут |
|
Возможности, проблемные качества человека, |
Угрозы для Вас могут исходить от: социального | |
которые должны быть учтены в процессе |
окружения, конкурентов, изменений в | |
разработки целей и личной стратегии. |
технологиях, правовом поле или возникновения каких-либо других проблем, препятствующих | |
- |
достижению поставленных Вами целей |
Для уточнения
представлений о своих
* долгосрочными (чего Вы хотите достичь в этом мире, в этой жизни), » среднесрочными (чего Вы хотите достичь в ближайшие 5 лет)
• краткосрочными (чего Вы хотите добиться в ближайшие 12 месяцев)? Теперь определите свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные профессиональные цели. Подумайте, чем бы Вы охотнее всего занимались, если бы могли свободно выбирать служебное положение, функции, организацию и т.п. (пример: стать членом правления фирмы X или У, укрепить свое положение и занимать нынешнюю должность до выхода на пенсию и т.д.).
Составьте полный список Ваших целей:
Что делать после того, как список целей составлен? После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных и профессиональных целях, следует заняться анализом имеющихся в Вашем распоряжении ресурсов, т. е. средств для достижения целей. Определив, «куда я хочу?», следует продумать ответ на вопрос «где я
нахожусь и почему?».
Постарайтесь вспомнить все свои наиболее заметные успехи в работе и в личной жизни. Подумайте, какие способности, знания и опыт были необходимы, чтобы достичь этих успехов? Благодаря каким способностям Вы достигли желаемых результатов? Что Вы вообще можете совершить, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей Вы располагаете?
Теперь составьте список своих крупнейших неудач и отметьте, следствием отсутствия каких качеств они были. Подумайте над тем, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу. Помните: знать свои слабости - значит укреплять свои сильные стороны! Сгруппируйте определенные Вами достоинства и недостатки и выделите две-три важнейшие сильные и слабые стороны в различных областях (профессиональные знания и опыт, социальные качества, личные способности, способности руководителя, интеллектуальные способности и т.п.).
Теперь Вы можете переходить к следующему этапу определения своих целей - к анализу «цель - средство».
Что такое анализ «цель - средство»? В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Для этого обратитесь к составленному ранее списку целей и выберите пять важнейших. Определите необходимые для достижения этих целей средства и проверьте, чего Вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели. Результаты этой работы целесообразно представить в виде таблицы:
Желаемые цели |
Необходимые средства(что требуется?) |
Ситуационный анализ | ||
| Имеется в наличии (способности, средства и т.д.) |
Не имеется в наличии |
Практически шаги по увеличению ресурсов | |
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
||||
5. |
Теперь Вы готовы перейти к последней фазе процесса постановки целей - конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования.
Как увязать мои цели с текущими жизненными планами?
Каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Сформулируйте теперь их применительно к своим желаемым и практическим целям и перепроверьте свои планы с точки зрения того, насколько они реалистичны. Критерии устанавливаете Вы!
Не
берите на себя слишком много, поскольку
нереальные задачи имеют мало шансов
быть
выполненными. Устанавливайте также конкретные
краткосрочные цели, согласованные с
достижением Ваших долгосрочных глобальных
целей. При стремлении к долгосрочным
целям Вы должны считаться с изменением
внешних условий и возникновением новых
тенденций. Поэтому наряду с общими целями
важно ставить перед собой и
краткосрочные достижимые подцели и добиваться
промежуточных успехов.
Пример: Жизненный
план (извлечение).
Информация о работе Самоменеджмент: личностное целеполагание и саморефлексия