Сельскохозяйственное машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:13, реферат

Краткое описание

Сельскохозяйственное машиностроение – это область промышленности, занимающаяся производством и обслуживанием техники, предназначенной для работы в сельском хозяйстве. Пред этой отраслью промышленности поставлена задача не только производства, но и дальнейшего технического усовершенствования сельскохозяйственной техники с внедрением новейших технологий машиностроения, направленного на полную механизацию сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Сельскохозяйственное машиностроение.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Сельскохозяйственное  машиностроение

 

Сельскохозяйственное  машиностроение – это область промышленности, занимающаяся производством и обслуживанием техники, предназначенной для работы в сельском хозяйстве. Пред этой отраслью промышленности поставлена задача не только производства, но и дальнейшего технического усовершенствования сельскохозяйственной техники с внедрением новейших технологий машиностроения, направленного на полную механизацию сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное  машиностроение включает в себя:

1. Комбайностроение – отрасль, занимающаяся производством комбайнов различных модификаций. 
2. Тракторостроение – отрасль, производящая тракторы, двигатели и запасные части к тракторам и комбайнам, а также сельскохозяйственные агрегаты. 
Как комбайностроение, так и тракторостроение начало своё активное развитие в начале ХХ века. С тех пор сельскохозяйственное машиностроение получило широкое развитие во многих странах мира. В странах СНГ лидирующее положение занимают российские и белорусские производители, техника которых не уступает по качеству и производительности таким предприятиям с мировым именем, как американские компании John Deere и AGCO и европейские FIAT и CLAAS, являющиеся мировыми лидерами в производстве сельхозтехники 
Крупнейшие предприятия России и Белоруссии, занимающиеся производством сельскохозяйственной техники:

• ОАО «Ростсельмаш». Компания является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. Специализируется на производстве зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. ОАО «Ростсельмаш» входит в Промышленный союз «Новое Содружество», объединяющий 20 промышленных предприятий России, СНГ, Канады и США.

Сельскохозяйственное  машиностроение специализируется на производстве техники, предназначенной для основных и промежуточных сельскохозяйственных работ.

1. Комбайны. Техника данного вида подразделяется на зерноуборочные, кормоуборочные комбайны, а также комбайны для уборки корнеплодов и овощей. 
• кормоуборочные комбайны предназначены для скашивания трав и культур, идущих на корм скоту. В таком комбайне стебли очищаются и измельчаются с одновременной погрузкой в транспортное средство; 
• зерноуборочные комбайны являются одним из самых сложных видов сельскохозяйственной техники. Такой комбайн непрерывно выполняет предварительную обработку зерновых культур – срезает культуру, отделяет зёрна от колосьев, провеивает. Таким образом в кузов комбайна зерно поступает чистым. Некоторые модели совмещают в себе функции зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов; 
• комбайны для уборки корнеплодов в свою очередь подразделяются на комбайны для уборки той или иной культуры, но принцип их работы один – культура выкапывается, корнеплод отделяется от ботвы, накопленные в бункере корнеплоды впоследствии выгружаются в транспортное средство; 
• комбайны для уборки овощей имеют те же принципы, что и предыдущие, с той разницей, что они не выкапывают культуры, а срезают стебли наземных культур, а затем отделяют плоды от ботвы. 
Комбайны могут быть как самоходными, так и прицепными. Последние являются более простыми и прицепляются к трактору.

2. Тракторы. Это самоходные машины, предназначенные в основном для тяги различных прицепных устройств (комбайнов, прицепной техники или агрегатов). Тракторы могут обладать как колёсным, так и гусеничным ходом. На сегодняшний день производится несколько видов тракторов, сельскохозяйственные отличаются повышенными требованиями к конструкции, поскольку им приходится обрабатывать большие площади. Так, сельскохозяйственные тракторы обладают двигателями с большим количеством оборотов и многоступенчатой коробкой передач.

Сельскохозяйственные  тракторы в свою очередь подразделяются на: 
 
• пропашные, предназначенные для послепахотной обработки почвы, отличаются проходимостью в междурядьях, также с их помощью можно осуществлять вспашку лёгких почв; 
• пахотные, предназначенные для сплошной пахоты; 
• транспортные, предназначенные для перевозки грузов на прицепах, имеют только колёсный ход. 
Тракторы на гусеничном ходу предназначены в основном для перемещения по почве, асфальтовое покрытие они могут разрушить, передвижение колёсных тракторов по почве значительно затруднено.

3. Сельскохозяйственные агрегаты. С помощью этой техники производятся промежуточные сельскохозяйственные работы. Существуют следующие виды агрегатов: 
• почвообрабатывающие машины – культиваторы, глубокорыхлители, бороны – предназначены для обработки земли – рыхления, образования гряд и колей, при этом культиваторы и глубокорыхлители более глубоко врезаются в почву, культиваторы также можно использовать для прополки и окучивания, бороны выравнивают верхний слой почвы; 
• сеялки предназначены для посева, различают специальные сеялки, предназначенные для посева одного или нескольких культур, и универсальные, способные высевать семена всех культур.

Сельскохозяйственное  машиностроение является, пожалуй, самой  развивающейся отраслью машиностроения. В этой отрасли постоянно ведутся  исследования, внедряются новые разработки, направленные на усовершенствование и автоматизацию сельскохозяйственных работ.

Машиностроение  – это важнейшая комплексная  отрасль обрабатывающей промышленности, которая включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническую промышленность, а также радиоэлектронику и вычислительную технику. Эта отрасль отличается от других целым рядом особенностей, непосредственно влияющих на его географию. Главное – это наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Сложно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. По этой причине производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро.

В 2003 году машиностроение стало лидером по темпам увеличения промышленного производства -- 9,4% против 7% в среднем по предприятиям других отраслей. Самый стремительный рост, более чем на 30%, показали железнодорожное машиностроение и приборостроение. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдалась в электротехнической промышленности, автопроме и металлургическом машиностроении. А вот станкостроители, предприятия, выпускающие сельхозтехнику, химическое и нефтяное оборудование, снизили объемы производства.

Машиностроение  — один из наиболее инновационных секторов экономики, особо  чувствительных к высоким технологиям. Текущий этап информатизации отрасли характеризуется новой "волной" инвестиций в ИТ. По итогам 2006 года затраты машиностроительных предприятий на ИТ возросли более чем в 2,5 раза и превысили 16 млрд руб. 2007 год удержал текущий уровень ИТ-расходов. Возможно, волна ИТ-заказов перерастет в новый виток технологической модернизации отрасли.

Отечественное машиностроение включает три основных сегмента, находящиеся сегодня  в совершенно разном положении как  по экономическим  показателем, так и по уровню информатизации. Это электронная, транспортная и тяжелая промышленность. Предприятии электронной промышленности стали первым сектором машиностроения, в который пришли западные технологии, и отечественная электроника, сохранив старые советские названия, была практически полностью переориентирована на выпуск западной продукции, собираемой на российских заводах из импортируемых комплектующих.

Транспортное  машиностроение объединяет довольно разнородные  по сути предприятия - автомобилестроение, авиакосмическую промышленность, судостроение. В целом данный сегмент является одним из самых благополучных: военная авиация — традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные предприятия ВПК — одни из самых активных заказчиков ИТ-решений. Несколько сложнее ситуация в судостроительной промышленности, а автомобилестроение практически полностью переориентировано на сборку западных марок автомобилей, с высокой "западной" планкой требований к автоматизации производства и управления.

Тяжелое машиностроение — самая кризисная машиностроительная отрасль. В ней можно выделить две группы предприятий — одни медленно, но верно "умирают" - это большая часть станкостроительной и инструментальной промышленности, другие существуют достаточно неплохо, хотя и "по инерции", ориентируясь на традиционных крупных профильных заказчиков с высокой рентабельностью (сырьевые, металлургические отрасли и предприятия энергетики).

Машиностроение  является одной из наиболее инновационных  секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Реализация предельных возможностей гибкого производства, на принципах которого стараются переоснащать свои мощности ведущие российские компании, требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных о состоянии рынка и бизнес-процессами предприятия. Таким образом, гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей рыночной информации. Для этого нужны эффективные системы обработки данных, поэтому ключевым моментом развития промышленных предприятий становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи решаются за счет внедрения современных ERP, SCM и CRM-систем.

Отечественная электронная и  авиакосмическая промышленность в значительной степени обеспечивает разработку систем по обеспечению геопозиционирования транспортных средств и аварийной сигнализации, диспетчерских систем навигации и связи, систем навигации и мониторинга мобильных объектов на основе спутниковой GPS-навигации, подвижной сотовой GSM-связи, электронной картографии и т.д. Не стоит забывать и о ГЛОНАСС — российском "сверхпроекте", в котором заняты ключевые отечественные предприятия авиакосмической и электронной промышленности. Так что наметившаяся волна ИТ-заказов имеет некоторые шансы перерасти в новый виток технологической модернизации российского машиностроения, наполненного принципиально новыми заказами и, после длительного бездействия, открывающего новые производства.

Компании первой сферы АПК не ограничиваются только производством соответствующей продукции. Каждая фирма имеет собственную дилерскую сеть по распространению и обслуживанию своей продукции, стремится обеспечить клиентов максимумом информации о потребительских качествах своего продукта, инструкциями по его эффективному использованию. В некоторых отраслях компании первой сферы АПК тратят 8-9% поступлений от продаж на исследования и разработку новых видов продукции. Широкое распространение получил лизинг техники и оборудования.

Таким образом, интенсивное развитие первой сферы  АПК в развитых странах позволило  сделать качественный скачок в производительных силах сельского хозяйства.

В противоположность  этим процессам в России с начала реформ резко упал спрос на продукцию  первой сферы агропромышленного комплекса со стороны сельских производителей. Например, в 1999 г. по сравнению с 1989 г. поставки сельскому хозяйству сократились:

  • тракторов - с 299,3 до 9,6 тысяч единиц (на 96,8%);
  • зерноуборочных комбайнов - с 65,5 до 1,5 тысяч единиц (на 97,7%);
  • грузовых автомобилей - с 280,6 до 1,6 тысяч единиц (на 99,4%) [44].

Подобная динамика вызывает одну реакцию - этого не может  быть! Между тем, она отражает действительность. Объем поставок тракторов в 1999 г. примерно соответствовал уровню 1927-1929 гг. В последние два года приобретение сельскохозяйственной техники сельхозпроизводителями несколько выросло: тракторов в 2001 г. до 12,5 тысячи штук; грузовых автомобилей до двух тысяч; зерноуборочных комбайнов до 7,5 тысячи штук. А вот картофелеуборочные комбайны вообще не приобретались.

В данном случае мы имеем дело с разрывом межотраслевых  связей между сельским хозяйством и  отраслями тракторного и сельскохозяйственного  машиностроения, и это происходит, когда физический износ средств производства в большинстве хозяйств составляет 75-90%, и ситуация продолжает ухудшаться.

Информация о работе Сельскохозяйственное машиностроение