Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 23:16, реферат
Цель реферата: как можно лучше раскрыть понятие «синтетические» учения, рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать выводы по данной теме.
Синтетические учения об управлении
Представление о роли менеджмента
и месте управления организацией,
о содержании управленческой деятельности
и методах ее осуществления неоднократно
претерпевал существенные изменения
с тех пор, как управление стало
рассматриваться как особый
вид деятельности, осуществляемый в организации.
Взгляды на управление развивались по
мере того, как развивались общественные
отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась
технология производства, появлялись
новые средства связи и обработки информации.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально – политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность.
Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все больше развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Цель реферата как можно лучше раскрыть понятие «синтетические» учения, рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать выводы по данной теме.
«Синтетические» учения об управлении
В отличие
от подходов к управлению, ставящих
во главу угла задачи или человека,
или администрирование (управленческую деятельность),
для «синтетических» подходов характерен
взгляд на управление как на многоплановое,
комплексное и изменяющееся явление, связанное
множеством связей с внутренним и внешним
окружением организации. Основой для большинства
этих учений в самом общем смысле является
так называемый системный подход к организации, который
рассматривает ее как многоплановое явление,
связывающее в органичное единое целое
цели, ресурсы и процессы протекающие
в организации и вне ее. Для отдельных
учений об управлении характерно наличие
упора на какое-то ключевое с точки зрения
данного учения направление (цели, внешняя
среда, структура и т.п.). Однако их принципиальное
отличие от «одномерных» учений состоит
в том, что все они исходят из многомерности
организации и управления ею и из необходимости
учета в управленческой деятельности
влияния и взаимодействия множества факторов,
находящихся как внутри, так и вне организации
и оказывающих прямое и косвенное воздействие
на ее функционирование. Другой важной
особенностью управленческих учений данного
направления является то, что они все в
большей или меньшей мере исходят из наличия
так называемого системного эффекта, выражающегося
в том, что целое всегда качественно отлично
от простой суммы составляющих его частей
Теоретические положения Питера Дракера.
Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления, несомненно, является Питер Дракер, автор многих книг по управлению, консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии. Питер Ф. Дракер родился в 1909 г. в Австрии в семье крупного государственного чиновника, получил образование в Германии и в 1937 г. переехал на жительство в США. Центром идей Дракера об управлении является учение, о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Дракер приписывал себе первенство в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях. Имя Дракера связывается со спасением умиравшей автомобильной компании «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером, является его концепция управления по целям (МВО). Это явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию? функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.
Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и к идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл
«психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента – делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе должны строиться на базе взаимного уважения.
Более того, в начале 50 – х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал в последствии, что это была его самая оригинальная, и важная идея относительно он рассматривал как свое крупнейшее поражение.
Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества.
Ситуационные теории.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные
теории управления дают рекомендации
относительно того, как следует управлять
в конкретных ситуациях. При этом
выделяется четыре обязательных шага,
которые должны быть осуществлены менеджером
для того, чтобы добиться эффективного
управления в каждой конкретной ситуации. Во –
первых, управление должно уметь осуществлять
анализ ситуации с точки зрения того, какие
требования к организации предъявляет
ситуация и что характерно для ситуации. Во –
вторых, должен быть выбран соответствующий
подход к осуществлению управления, которой
бы в наибольшей степени и наилучшим образом
соответствовал требованиям, выдвигаемым
к организации со стороны ситуации. В-третьих, управлени
должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, все охватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления/носящим обобщающий и универсальный характер.
Теория «7-S».
Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКин-зи». Первую пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».
Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила название «7-S».
Ключевыми составляющими являются следующие:
• стратегия — планы и направления действий, определяющие
распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
• структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую
субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.
• штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации
и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
• стиль - способ, каким руководители управляют организацией;
сюда
же относится организационная
• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в
организации.
• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений
деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характеристики любого управления никогда не прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским.
Заключение.
Таким образом, учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решений одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.
«Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S».
Список литературы.