Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа
Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).
Введение ………………………………………………………………………
3
Теоретические основы государственного финансового контроля …
5
Государственный финансовый контроль: понятие, предмет, объект ………………………………………………………………………….
5
Формы и методы государственного финансового контроля …..
7
Нормативно-правовые основы …………………………………..
12
Органы государственного финансового контроля …………………..
16
Система органов государственного финансового контроля …..
16
Принципы функционирования органов государственного финансового контроля ………………………………………………………..
23
Направления совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля …………………………………..
26
Заключение …………………………………………………………………..
33
Список использованных источников …………………………………….
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
5 |
|
7 |
|
12 |
|
16 |
|
16 |
|
23 |
|
26 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
33 |
Список использованных источников ……………………………………. |
35 |
Введение
Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).
Любые государственные программы
реформирования и развития областей экономики
для их успешной реализации должны предусматривать
эффективную систему государственного
финансового контроля. От того, насколько
качественной будет информация, предоставляемая
системой государственного финансового
контроля, во многом зависит обоснованность
решений, затрагивающих различные сферы
как государственной финансово-экономической
политики, так и финансово-хозяйственной
деятельности государственных организаций,
организаций с государственным
участием или особо связанных
с деятельностью государства. А это, как
известно, является основной предпосылкой
устойчивости хозяйственного и, как следствие
этого, социально-политического развития
страны в целом. Иными словами, эффективность
государственного финансового контроля
является одним из важных факторов финансово-экономического
и социально-политического благополучия
нации.
Целью курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Объектом данной курсовой работы является система органов государственного финансового контроля, а предметом является государственный финансовый контроль как рычаг регулирования деятельности организаций.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится цель исследования и основные задачи, определяется предмет и объект исследования. В первой части курсовой работы раскрываются теоретические основы государственного финансового контроля. Во второй части представлены органы государственного финансового контроля.
Заключение раскрывает сущность работы и делает выводы о том, были ли достигнуты цель и задачи данной курсовой работы.
Государство не может реализовать внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за их законными формированием и расходованием.
Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции финансов, которая проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции Российской Федерации (далее – РФ) и иных нормативных правовых актах. К ним можно отнести следующие принципы.
Принцип законности обусловливает необходимость проведения финансового контроля на всех стадиях и этапах создания, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств, поскольку только при соблюдении законодательства возможно достижение общесоциальных целей и задач, решаемых посредством финансовой деятельности. Реализация данного принципа предполагает соблюдение законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая субъектов финансового контроля, чья деятельность строго регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Принцип гласности при осуществлении финансового контроля проявляется в том, что заинтересованные лица информируются о проводимых ревизиях, проверках, иных контрольных мероприятиях, результаты которых, особенно факты выявленных правонарушений, становятся известны общественности.
Реализация принципа федерализма в названной сфере заключается в том, что финансовый контроль осуществляется не только общефедеральными, но и специально создаваемыми в субъектах РФ контрольными органами, например контрольно-счетными палатами, деятельность которых связана с проверкой соблюдения законности финансовой деятельности, проводимой в соответствующем субъекте РФ.
Принцип плановости означает, что контрольные мероприятия должны быть регулярными, проводиться систематически, то есть планироваться уполномоченными на то органами и субъектами финансового контроля. Так, законодательством предусматриваются ежегодные проверки соблюдения бюджетного законодательства со стороны Счетной палаты РФ и контрольно-счетных палат субъектов РФ.
Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)1. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость, объективность и компетентность, гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена: финансовой самостоятельностью контрольного органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации2.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами3.
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по различным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.
В зависимости от периода проведения финансовый контроль можно классифицировать следующим образом:
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля5.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
Информация о работе Система государственного финансового контроля