Система методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:20, доклад

Краткое описание

Метод управления – это способ осуществления управляющего воздействия или способ достижения целей управления организацией. Выбор метода определятся целью управления, а совокупность целей требует комплексного использования системы методов управления.
Воздействие одних людей на других осуществляется через потребности, интересы и стимулы. Потребности объективно определяются характером производства и уровнем развития общества, носят экономический, социальный, физиологический, эмоциональный, духовный и т.д. характер. Потребности развиваются и приводят к формированию у работника интереса, который субъект управления должен изучить. Воздействуя на интересы через систему стимулов, можно заставить объект действовать и развиваться в нужном направлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Sistema_metodov_upravlenia.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Система методов  управления

 

Метод управления – это способ осуществления управляющего воздействия или способ достижения целей управления организацией. Выбор метода определятся целью управления, а совокупность целей требует комплексного использования системы методов управления.

Воздействие одних людей  на других осуществляется через потребности, интересы и стимулы. Потребности объективно определяются характером производства и уровнем развития общества, носят экономический, социальный, физиологический, эмоциональный, духовный и т.д. характер. Потребности развиваются  и  приводят к формированию у работника интереса, который субъект  управления должен изучить.  Воздействуя на интересы через систему стимулов, можно заставить объект действовать и развиваться в нужном направлении.

Так как все потребности  подразделяются на экономические; социальные и  организационные, то должны быть и методы воздействия на каждый из этих типов потребностей и соответствующая система стимулов.

По содержанию выделяются следующие методы управления:

  • экономические,
  • организационно-административные;
  • социально-психологические.

Все методы деятельности в управлении подразделяются на:

  • относящиеся ко всей системе управления в целом (общие);
  • относящиеся к ее отдельным частям (локальные методы управления).

В свою очередь общие  методы управления подразделяются на:

  • методы прямого (директивного) воздействия (плановые задания, установление цен, кредитование, финансирование);
  • косвенные методы, воздействие которых на управляемый объект проявляется опосредованно, через создание стимулирующей ситуации.

Методы управления рассматриваются  также с точки зрения направленности и организационной формы.

Любой метод управления характеризуется направленностью. Конечный объект, на который направлено управляющее воздействие, – люди, круг их интересов. Эта сторона управляющего воздействия называется мотивационной характеристикой.

Основой для выделения  тех или иных методов по признаку направленности служит внутреннее содержание мотивов, которыми руководствуются люди в процессе производственной деятельности.

По содержанию мотивы работника можно подразделить на материальные, социальные и принудительного характера.

Методы материальной мотивации имеют положительную мотивационную характеристику (материальное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции). Различают следующие виды материальной мотивации:

  • индивидуальная материальная мотивация, основанная на системе материального поощрения или санкционирования индивидуального труда работника (непосредственно связанная с оплатой труда);
  • общественная материальная заинтересованность, выраженная в общем повышении благосостояния населения на основе роста экономики, снижения издержек производства, снижения себестоимости продукции и т.д.;
  • коллективная материальная мотивация, основанная на современном характере производственной кооперации внутри предприятия и направленная на повышение эффективности деятельности коллектива (например, коллективные формы оплаты труда).

Методы принудительной мотивации – это инструмент воздействия коллектива на каждого его члена в интересах организации в целом (чаще всего выступает лишь как потенциальная возможность).

Методы социальной мотивации включают средства морального воздействия – от агитации до разных форм индивидуального поощрения.

 Все методы управления реализуются в определенных организационных формах. Характеристика организационной формы методов управления включает следующие элементы:

    • тип управленческого воздействия и его характер,
    • способ выработки методов управления,
    • временная и пространственная характеристики,
    • организационные особенности воздействия,
    • количественная характеристика методов управления.

Выделение методов по типу воздействия основывается на особенностях и повторяемости конкретных управленческих ситуаций. При повторяющихся типичных ситуациях осуществляется регулирующее нормативное воздействие. Разновидности норм таковы: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, установительные (например, порядок прохождения документов). В ситуациях уникальных, неповторяющихся осуществляется единовременное воздействие (акт), в виде приказа, совета, рекомендации, предложения.

Управляющее воздействие по характеру может быть прямым и косвенным. Согласно этому признаку методы управления подразделяются на:

  • прямое, непосредственное воздействие (подчиненному отдается распоряжение в виде подробных и конкретных инструкций);
  • создание стимулирующей ситуации, т.е. условий, побуждающих подчиненных самостоятельно искать пути для достижения цели, поставленной руководителем. Чаще всего, стимулирующая ситуация создается для коллектива.

По способу  выработки управляющего воздействия организационные формы методов управления подразделяются на единоличные,  коллегиальные и коллективные.

По временной характеристике выделяют:

  • долгосрочные и краткосрочные воздействия;
  • периодически повторяющиеся и единичные воздействия;
  • перспективные (стратегические) и текущие (тактические) воздействия;
  • специфические (конкретные) и неспецифические (обычные) воздействия.

С организационной формой методов управления тесно связано ее правовое оформление – правовая регламентация управляющего воздействия.

Разнообразие организационных  форм воздействия позволяет усилить  действенность методов управления, быстро составить необходимую комбинацию методов, что способствует эффективному развитию управляемого объекта.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности.

Организационно-административное воздействие осуществляются в двух основных видах:

  • прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
  • косвенное административное воздействие, которое предполагает установление правил, регламентирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм воздействия).

В основе организационно-административного  воздействия могут лежать рекомендации, а также воздействия, осуществляемые посредством контроля и надзора за деятельностью организации. Прямые административные указания, адресуемые конкретным управляемым объектам – это акты управления. Они могут иметь различную организационную форму и характеризуются различной степенью регламентации и детализации.

Наиболее категоричная форма административного воздействия  – приказ. Он обязывает подчиненных  точно выполнять принятое решение  в установленные сроки. Невыполнение приказа влечет за собой соответствующую санкцию. Приказ устанавливает, как следует (предписание) и как не следует себя вести (запрещение) или носить инструктивный характер.

Распоряжение также  обязывает точно выполнять решение, но не устанавливает определенного  срока начала реализации.

Наименьшая степень регламентации характерна для рекомендации или совета, позволяющих выбирать не только способ реализации, но и уточнять само задание.

Косвенный  метод административного  воздействия – регулирование  при помощи определенных правил, конкретизирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), при помощи стандартизации административных процедур и форм документов (например, должностные или служебные инструкции, Положение об органах управления).

В систему экономических методов входят:

  • прямой централизованный экономический расчет (план) Основными экономическими методами централизованного управления являются плановое распределение ресурсов, капитальных вложений, материально-техническое снабжение и т.д.
  • косвенные методы управления  (установление цен, нормативов выполнения работы, ставок заработной платы и т.д.)

Поскольку экономические  интересы есть категория динамичная, подвижная, то влияние на них экономических  методов может оказать противоречивое влияние – и стимулирующее, и  тормозящее. Во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее влияние всех рычагов управления.

Социально-психологические  методы основаны на объективных законах развития социальных отношений и законах психологии.

Прямые методы социально-психологического управления влияют на объект управления человека или коллектив путем постановки конечной цели. Выделяются следующие виды прямых методов:

  • внушение – целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем воздействия на его психику (например, при помощи явной или неявной апелляции к его ожиданиям);
  • убеждение – это аргументированное активное воздействие при помощи логических средств, направленных на снятие психологических барьеров, напряженности в коллективе, возникшей по поводу данной работы;
  • подражание – воздействие на работника или группу при помощи личного примера;
  • вовлечение характеризует ситуацию, когда сотрудники становятся участниками процесса подготовки, выработки и реализации решений, постановки конечных целей и определения путей их достижения;
  • принуждение – метод, посредством которого работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенные действия;
  • побуждение – метод, при котором подчеркиваются положительные качества работника, что позволяет повысить моральную значимость порученного дела.

Косвенные методы социально-психологического управления создают определенную запланированную ситуацию, при которой работник или группа выполняют необходимую работу и достигают поставленных целей в режиме повседневной организации труда. Эти методы различаются по формам опосредования:

  • условиями труда, т.е. ритмичностью, монотонностью, внешней привлекательностью степенью нагрузки, непрерывным или дискретным характером труда, наличием элементов творчества;
  • элементами системы управления, т.е. формой контроля деятельности, формой стимулирования и др.;
  • личностными, социальными, социально-психологическими факторами, т.е. психологическим климатом в коллективе, характером традиций, постановкой воспитательной работы.

 

 

Задание

Изучите ситуацию.

Управление  бизнес-портфелем организации

На современном этапе используется новый подход к формированию бизнес-портфеля предприятия. Если раньше технология управления формировалась по принципу: «один  продукт/услуга – одна технология = один бизнес», то теперь: «один тип  клиентов = один бизнес». Могут меняться свойства продуктов и услуг, технология их производства и т.п., но бизнес будет от этого только выигрывать до тех пор, пока есть потребители этих продуктов и услуг. Этот тип потребителя может быть достаточно общим, например, родители, пенсионеры, автолюбители и т.д., а может быть достаточно специфичным – родители детей дошкольного возраста или одинокие пенсионеры, или деловые женщины-автолюбители. Чем точнее определен тип потребителя, тем легче будет последующая процедура выхода на него и установления с ними отношений.

Основная задача стратегического  развития компании, строящей свой бизнес вокруг отношений с определенными  типами клиентов, состоит в обеспечении  этих клиентов особой, уникальной потребительской  стоимостью.

Если бизнес туристической фирмы разворачивается вокруг реализуемых ею услуг, то она, как правило, предлагает к продаже различные туры, услуги по бронированию гостиниц, авиабилеты, визы и т.п.  С точки зрения потребителя эта фирма реализует такие же точно услуги, которые реализуются сотнями других подобных ей фирм. Поэтому вероятность того, что потребитель купит их именно у данной фирмы, зависит от большого числа неподконтрольных ей факторов: потребителю может не понравиться цена, и он уйдет (в надежде, что в другом месте он сможет получить скидку), ему может не понравиться офис фирмы, его смогут перехватить раньше и т.п.

Если та же туристическая фирма  будет разворачивать свой бизнес вокруг определенного типа клиентов, например, любителей джазовой музыки, то уникальную ценность будут представлять туры на международные джазовые фестивали или на круизы вместе с известными джазовыми музыкантами.

Такая стратегическая переориентация с услуг на отношения с клиентами  на первый взгляд не  означает ничего. Предстоит та же работа с авиакомпаниями или пароходствами, гостиницами, консульскими службами посольств, транспортными агентствами по обеспечению трансферта и т.д. Но это только на первый взгляд. На самом же деле должна быть перестроена вся внутренняя структура управления бизнес-процессами в такой фирме. Должна появиться соответствующая служба по работе с клиентами, аналитическая служба и т.п. Но теперь туристической фирме нет смысла заниматься бронированием авиабилетов, т.к. уникальность услуги в другом. Она может купить билеты для своих клиентов у других турагентств, и бывшие конкуренты по бизнесу становятся поставщиками.

Информация о работе Система методов управления