Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать особенности формирования концепции стратегического менеджмента современной организации на примере предприятия ООО «Ремонттеплосервис», проанализировав систему стратегического управления предприятием. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических источников по основам стратегического управления предприятием в современных условиях;
- оценка процесса стратегического управления предприятием ООО «Ремонттеплосервис».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические особенности формирования концепции стратегического управления современной организации……………………….5
1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………..5
1.2 Перспективные направления развития современных организаций………10
1.3 Сравнительный анализ моделей стратегического выбора………...……...16
Глава 2. Анализ системы стратегического управления ООО «РЕМОНТТЕПЛОСЕРВИС»……………………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….24
2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ООО «Ремонттеплосервис» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом и действующим законодательством РФ.
ООО «Ремонттеплосервис» обеспечивает соблюдение государственных стандартов и других норм, затрагивающих интересы потребителей и государства, и, прежде всего норм, гарантирующих безопасность, охрану здоровья людей и защиту окружающей среды.
Имущество ООО «Ремонттеплосервис» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
Источниками формирования имущества ООО «Ремонттеплосервис» являются:
- уставный капитал, образуемый за счет внесения Участниками своих долей;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- амортизационные отчисления;
- полученные кредиты;
- другие поступления, не запрещенные действующим законодательством РФ.
Балансовая прибыль ООО «Ремонттеплосервис» направляется в первую очередь на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль направляется на образование и пополнение резервного фонда, который образуется в размере 15% от Уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд составляет 5% от суммы чистой прибыли.
Органами управления ООО «Ремонттеплосервис» являются общее собрание Участников общества; директор (единоличный исполнительный орган). Организационная структура предприятия ООО «Ремонттеплосервис» представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура управления ООО «Ремонттеплосервис»
Производственная деятельность в ООО «Ремонттеплосервис» осуществляется с привлечением наемного труда. Граждане принимаются на работу по трудовому договору (контракту). На каждого работника ведется трудовая книжка в порядке, установленном для рабочих и служащих. Работники подлежат обязательному социальному страхованию в установленном законодательством РФ порядке.
Можно сделать вывод, что в целом предприятие ООО «Ремонттеплосервис» работало в течение 2007-2009 гг. периода достаточно эффективно.
Представим основные данные о деятельности предприятия в таблице 2.
Таблица 2– Основные экономические показатели деятельности ООО «Ремонттеплосервис» за 2007-2009 гг
Показатели | Значение | Отклонение показателей 2009 г. | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | от 2007 г. | от 2008 г. | |
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 2031 | 5622 | 9828 | 7797 | 4206 |
Среднегодовая численность работников, чел., в т.ч.: | 10 | 15 | 18 | 8 | 3 |
- занятых в основном производстве, чел. | 8 | 10 | 15 | 7 | 5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб., в т.ч.: | 3576 | 3347 | 3053 | -523 | -294 |
- основной деятельности | 3558 | 3347 | 3053 | -505 | -294 |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | 3148 | 3001 | 7954 | 4806 | 4953 |
Прибыль предприятия, тыс. руб. | -1167 | 2575 | 254 | 1421 | -2321 |
Уровень рентабельности, % | -0,57 | 0,46 | 2,58 | 3,15 | 2,12 |
Оценивая основные экономические показатели ООО «Ремонттеплосервис» можно сделать следующие выводы:
- предприятие достаточно динамично развивается, о чем свидетельствует рост всех представленных в таблице показателей и конечный финансовый результат деятельности – прибыль;
- в целом за исследуемый период выручка предприятия выросла на 7797 тыс. руб. или почти в 4 раза, что говорит о высоких темпах наращивая торгового потенциала;
- одновременно с выручкой растет и себестоимость, но более низкими темпами, что подтверждает рост рентабельности продаж на 315%;
- численность работников также увеличивается (на 8 человек к 2009 г.), как положительный момент следует отметить то, что большая часть персонала предприятия представлена работниками, а не руководством.
В целом вышерассмотренные основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «Ремонттеплосервис» свидетельствуют о развитии предприятия и перспективах его дальнейшего развития.
2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия.
Среда внешнего воздействия – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем – макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рисунок 4).
|
| ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ |
|
| ||||
Факторы косвенного воздействия | Факторы прямого воздействия | |||||||
Политические и правовые | Экономические | Социальные | Технологические и технические | Экологические | Поставщики | Покупатели | Конкуренты | Профсоюзы |
Рисунок 4- Внешняя среда организации
Анализ прямого воздействия внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель пяти сил Портера, которая включает следующие факторы:
1. Производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).
2. Сила влияния поставщика.
3. Конкурентная сила покупателей продукта.
4. Сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
5. Сила производителей товаров-заменителей.
Главный конкурент ООО «Ремонттеплосервис» - ООО «Сантехлит» реализует продукцию не такого широкого ассортимента как исследуемое предприятие и не оказывает услуг по доставке и установке сантехнических изделий, но за счет более долгого осуществления деятельности в этой сфере занимает достаточно большую долю рынка(табл.3).
Таблица 3 - Характеристика ООО «Ремонттеплосервис» и его конкурентов
Показатели | Ремонттеплосервис | Сантехлит | ПКФ «Двина» |
Ассортимент товаров | 3 | 2 | 2 |
Качество | 3 | 2 | 2 |
Цена | 3 | 2 | 2 |
Объем реализации | 2 | 3 | 1 |
Менеджмент предприятия | 2 | 2 | 1 |
Производственные мощности | 8 | 5 | 5 |
- по гибкости | 2 | 2 | 2 |
- потенциал | 3 | 2 | 1 |
- уровень износа | 3 | 1 | 2 |
Устойчивость финансовых отношений | 2 | 2 | 2 |
Клиентура | 2 | 2 | 2 |
Сырьевая база | 2 | 2 | 2 |
Организация сбыта | 2 | 2 | 2 |
Организация стимулирования продаж | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 30 | 30 | 27 |
где: 3 - хороший показатель; 2 - средний показатель; 1 - удовлетворительный
Цены на продукцию и услуги конкурентов незначительно отличаются от цен исследуемого предприятия, не все из них оказывают услуги и реализуют продукцию такого широкого ассортимента как ООО «Ремонттеплосервис», но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, свои розничные отделы и магазины, постоянная клиентура.
ООО «Ремонттеплосервис» выгодно отличается от предприятий-конкурентов тем, что с 2008 г. плодотворно сотрудничает со строительной организацией ООО «Надежда», осуществляя поставку сантехники в строящиеся дома , что дает предприятию постоянный уровень сбыта, хотя и некоторую задержку при оплате реализуемой продукции, а также невысокий уровень наценки при реализации больших партий товара.
Анализ внутренней среды осуществляется по таким направлениям, как менеджмент, маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал.
Основными технико-экономическими показателями организации ООО «Ремонттеплосервис» являются: отпускаемые ею строительные материалы, скобяные и лакокрасочные изделия, санитарно-техническое оборудование. Следует отметить, что предприятие ООО «Ремонттеплосервис» достаточно уникально на рынке:
- реализуемая продукция не требует сложного технологического процесса и индивидуальных характеристик, а наличие в штате монтажников позволяет оказывать дополнительные услуги по установке и постгарантийному обслуживанию и ремонту;
- ассортимент выпускаемой продукции носит широкий потребительский характер;
- отпускные цены на продукцию не высоки по сравнению с другими производителями и продавцами из-за низкой себестоимости (отечественные материалы; льготы по оплате коммунальных услуг).
Также положительно влияет на формирование покупательского спроса тот факт, что все изделия изготавливаются согласно ГОСТов и проходят различные виды контроля качества (ОТК).
Как отрицательный факт стоит отметить некомпетентность руководства предприятия при организации сбытовой политики. Практически не развита реклама продукции, оплата покупателями (юридическими лицами) производится хотя и полностью, но сроки оплаты не всегда соответствуют условиям договоров купли-продажи и обычаям делового оборота, а нередко превышают установленные 14 дней для оплаты товаров.
Некомпетентность руководства проявляется и в отсутствии на предприятии инвестиционной и финансовой деятельности, свободные денежные средства не приносят дополнительный доход (получаемый при вложении их в различные проекты, ценные бумаги и т.д.), а наоборот изымаются из оборота в виде дебиторской задолженности и сверхнормативных запасов сырья и материалов.
В то же время, как положительный факт, следует отметить, что предприятие сохраняет свое место на рынке, обеспечивает высокую социальную защищенность своим работникам, вполне кредитоспособно и, самое главное, у предприятия ООО «Ремонттеплосервис» есть резервы роста и повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности.
Как видно из таблицы 4, предприятие имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих его от конкурентов. Самые главные из них – низкая стоимость ресурсов и доверие покупателя, полученное благодаря качеству продукции и низким ценам. Также предприятие ООО «Ремонттеплосервис» обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению позиции фирмы на рынке – расширение ассортимента, увеличение объемов производства, привлечение дополнительных источников финансирования и использование собственных средств.
Таблица 4 - анализ ООО «Ремонттеплосервис»
Сильные стороны: удержание определенного рынка; высокое качество и низкая цена продукции; большой запас финансовой устойчивости | Слабые стороны: снижение объёма косвенной государственной поддержки; нехватка ресурсов на проведение модернизации |
Возможности: получение дополнительных доходов от финансовой и инвестиционной деятельности; повышение спроса на продукцию за рекламных мероприятий | Опасности: неразвитость маркетинговой деятельности; устаревание оборудования; высокая конкуренция |
Слабые стороны – необходимо правильно разработать инвестиционную и инновационную политики, систему маркетинга – для улучшения связей с потребителем, увеличения возможностей организации для расширения производства Угрозы имеют преимущественно внешний характер, и предприятие не может оказать на них существенного влияния.
Информация о работе Система стратегического управления предприятия