Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:57, творческая работа
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Ситуационный подход к менеджменту
Богнат Олеси
Булгадарян Сюзанны
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.
Руководитель
должен уметь правильно
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационные
теории и модели управления. Теория
«7 – S»
Является одной
из наиболее популярных в 80-е гг. системных
концепций менеджмента
эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S» .
Ключевыми составляющими являются следующие:
стратегия
структура
системы
штат
стиль
квалификация
разделенные ценности
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
Ситуационная модель руководства Фидлера
сосредоточила внимание на ситуации
выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя:
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи.
Подразумевает привычность
Должностные полномочия. Это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Вера в предопределенность
происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
• люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
• люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался внешними силами.
Первые предпочитают участвующий
стиль лидерства, а вторые более
удовлетворены директивным
Склонность к подчинению.
Данный параметр связан с наличием
у индивида желания быть руководимым,
внутренне соглашаться с
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Для описания характеристик последователей
и выбора того или иного лидерского стиля
используются следующие параметры.
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
• работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
• работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
обнаружение (контроль) проблемы;
сбор информации о ситуации;
анализ информации о ситуации;
диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
разработка критерия оценки эффективности решения;
генерация перечня
возможных управляющих
прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
верификация и оценка вариантов решений;
принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений
Заключение