Совершенствование коммуникаций в рамках организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить аспекты управления коммуникационным процессом на предприятии на ООО «Рефхолод» и предложить меры его совершенствования.
Таким образом, предметом исследования является процесс управления коммуникациями.
Объектом исследования является ООО «Рефхолод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы коммуникаций и их роли в организации…………...5
1.1 Понятие коммуникаций. Их классификация………………………………..5
1.2 Роль коммуникаций в организации………………………………………...12
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Рефхолод»……………………………………………………………………….22
2.1 .Общие сведения……………………………………........... ………………..22
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ..…………24
3. Анализ коммуникаций и их совершенствования на предприятии ООО «Рефхолод»……………………………………………………………………….29
3.1. Оценка эффективности коммуникаций на предприятии ООО «Рефхолод»………………………………............................................................29
3.2. Совершенствование коммуникаций……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик совершенствование коммуникаций в рамках организаций.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

                                                                                                                         КАФЕДРА У и ЭП

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

  на тему: «Совершенствование  коммуникаций в рамках организации»

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент(ка)  группы  ЭЗ-31                           ________/___________________

                                                                    подпись               Ф.И.О.

          

Руководитель

(уч. степень, уч.звание)                                           ________/___________________                                         

                                                                                             подпись               Ф.И.О                            

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы коммуникаций  и их роли в организации…………...5

1.1 Понятие коммуникаций. Их классификация………………………………..5

1.2 Роль коммуникаций  в организации………………………………………...12

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ООО «Рефхолод»……………………………………………………………………….22

2.1 .Общие сведения……………………………………........... ………………..22

2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ..…………24

3. Анализ коммуникаций и их совершенствования на предприятии ООО «Рефхолод»……………………………………………………………………….29

3.1. Оценка эффективности коммуникаций на предприятии ООО «Рефхолод»………………………………............................................................29

3.2. Совершенствование коммуникаций……………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...38

Приложения……………………………………………………………………...40

 

 

Введение

 

Коммуникация - это общение  людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

Эффективная межличностная  коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная  коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью

 Происходящее в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. В связи с этим, тема курсовой работы очень актуальна.

Цель курсовой работы – изучить аспекты управления коммуникационным процессом на предприятии  на ООО «Рефхолод» и предложить меры его совершенствования.

Таким образом, предметом  исследования является процесс управления коммуникациями.

Объектом исследования является ООО «Рефхолод».

 

Задачи исследования:

  1. Раскрыть основные теоретические аспекты коммуникационного процесса.
  2. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Рефхолод».
  3. Провести анализ управления коммуникациями в процессе деятельности предприятия ООО «Рефхолод».
  4. Предложить меры совершенствования управления коммуникационным процессом предприятием ООО «Рефхолод».

В работе используется системный подход и логические законы, задействован математический инструментарий, представлены таблицы и рисунки.

В качестве информационной базы в работе использовались материалы  научно-практических конференций, информация, опубликованная в периодической  печати, сети интернет и материалы официального сайта предприятия ООО «Рефхолод».

 

1. Теоретические  аспекты коммуникационного процесса

1.1 Понятие коммуникаций. Их классификация

 

Сама суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь - посредством многообразных контактов членов организации, т.е. в процессе их коммуникации. Все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. Система коммуникативных обменов, подобно кровеносной системе организма, пронизывает все "клеточки" организации, обеспечивая ее жизнедеятельность. По отношению к деятельности руководителя она также играет важнейшую, но достаточно специфическую роль. Эта специфика состоит в том, что, будучи важной сама по себе, коммуникативная функция встроена в реализацию всех иных управленческих функций; она выступает средством их реализации, а также взаимной координации. Поэтому коммуникативная функция наряду с функцией принятия решения рассматривается в качестве "связующего процесса" в организациях.

Термин "коммуникация" происходит от латинского "communis", означающего "общее": передающий информацию пытается установить "общность" с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов [3, с.380].

Эффективная коммуникация - коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснению  следующих вопросов:

  • Каковы средства коммуникации и как правильно ими воспользоваться в процессе общения;
  • Как преодолеть коммуникативные барьеры не понимая и сделать коммуникацию успешной [5, с.165].

В общем плане коммуникация определяется как любой обмен  информацией между людьми (или  группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет. В силу такого общего и широкого определения содержание явлений и процессов, включаемых в понятие "коммуникация", также очень обширно и многообразно. Отсюда возникает необходимость структурировать понятие коммуникации и выявить в нем те аспекты, которые наиболее важны для характеристики содержания деятельности руководителя. В теории управления выделяют три таких аспекта. Во-первых - коммуникация как общее явление, процесс, развертывающийся в организационной системе на всех ее уровнях и во всех структурах, в том числе и не связанных непосредственно с руководителем. Во-вторых - коммуникация как непосредственная практика контактов руководителя с отдельными подчиненными, их группами, подразделениями организации. В-третьих - коммуникация как особая, специфическая функция управления, т.е. как объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя, как компонент управленческой деятельности [7, с.160]. В свою очередь, каждый из этих аспектов включает два основных плана - нормативно-организационный и субъектно-психологический. Первый связан с объективными организационными формами коммуникации, требованиями к эффективному ее осуществлению, структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй раскрывает очень сильное влияние на коммуникацию психологических особенностей "коммуникантов" и позволяет объяснить ряд важных ее черт, в том числе мешающих ее эффективной реализации. Однако даже взятое лишь в его психологической части, понятие коммуникативной функции также многозначно и требует разностороннего раскрытия. Оно включает три собственно психологических аспекта: коммуникативное поведение руководителя, коммуникативные явления и коммуникативные процессы его деятельности.

Сущность коммуникативной функции  руководителя и ее основная задача заключаются в обеспечении оптимального обмена информацией внутри организации между отдельными ее подразделениями и индивидами (а также - с внешним окружением). Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации. Создание эффективных коммуникаций достигается несколькими основными путями. Так, формулировка ясной, четкой и определенной цели организации, а также ее конкретизация на подцели для каждого подразделения сама по себе "снимает" многие вопросы, делает излишними дополнительные разъяснения и оптимизирует коммуникации. Адекватный и детализированный план, четко регламентирующий основные виды работ подразделений и их нормативы, также является действенным средством урегулирования деловых контактов. Далее, правильно выбранный тип организации (экономичность ее структуры, отсутствие дублирующих подразделений, множественного подчинения в ней) также содействует созданию оптимальной коммуникативной сети. Наконец, эффективная система контроля - его справедливость, понятность подчиненным, гласность, систематичность - все это устраняет "ненужные разговоры", выяснения и конфликты. Таким образом, можно видеть, что средствами реализации коммуникативной функции являются все иные - основные управленческие функции (целеполагание, планирование, организация, контроль) [8, c.77]. Данное обстоятельство отчетливо указывает на специфичность коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникативная функция является предметом специального регулирования со стороны руководителя. Но, с другой стороны, она в еще большей степени обеспечивается не непосредственно, а через все иные управленческие функции в ходе их реализации. Существует и обратная зависимость: в основном именно через коммуникативную функцию руководитель реализует все иные свои функции. В этом и заключается главная специфическая особенность рассматриваемой функции: чем менее она представлена как самостоятельная и чем в большей степени она реализуется "за счет" других функций, тем выше ее собственная эффективность. И наоборот, она выходит на первый план, требует от руководителя особо пристального внимания в тех случаях, когда "организация дает сбои" - работает неэффективно. Как справедливо отмечают в этой связи Г. Кунц и С. О'Доннел, "области наиболее высокой концентрации информационной плотности. сопряжены с теми, где активность незначительна или отсутствует вообще".

Тот факт, что через коммуникативную  функцию реализуются все иные управленческие функции деятельности, делает понятными данные, согласно которым от 50 до 90% всего рабочего времени руководителя заполнено именно коммуникациями. Кроме того, 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения высокой эффективности их организации.

Как все иные управленческие функции, коммуникативная функция характеризуется множественностью типов и форм, способов и методов ее реализации. В связи с этим существует ряд классификаций типов коммуникаций в деятельности руководителя, основные из которых состоят в следующем [7, c.125].

По признаку ориентации, направленности коммуникаций руководителя они подразделяются на внешнеорганизационные и внутриорганизационные. Любая организация находится  в определенном внешнем окружении, зависит от него и вынуждена постоянно  адаптироваться к его изменениям. В силу этого имеют место ее постоянные и интенсивные коммуникации с внешней средой. Средства коммуникации со средой многообразны. Это - деятельность руководителя по организации рекламы и создание (поддержание) имиджа организации; деятельность руководителя по проведению маркетинговой политики на внешнем рынке; его участие в подготовке регулярных отчетов для вышестоящих инстанций; само участие в работе этих инстанций.

Особую роль во внешнеорганизационных  коммуникациях руководителя играет представительская функция, о которой будет сказано далее. Любой руководитель постоянно контактирует и с паритетными ему по статусу руководителями других - смежных организаций, и с вышестоящими руководителями организаций, в которые возглавляемое им учреждение входит на правах структурного подразделения. В этих случаях он как бы олицетворяет (персонифицирует) организацию в целом, представляет ее во внешней среде. Этот тип коммуникаций специфичен. Когда руководитель участвует в работе вышестоящих инстанций, он выступает одновременно и как подчиненный. В связи с этим возникает явление маргинальности его коммуникативного поведения [7, c.128].

Внутриорганизационные коммуникации подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой обмен информацией между иерархическими уровнями организации, а горизонтальные - обмен в пределах паритетных иерархических уровней. В свою очередь, вертикальные коммуникации делятся также на два основных типа - нисходящие и восходящие коммуникации. Первые чаще всего являются основной формой, в которой руководитель реализует свои управленческие воздействия. Это - приказы, распоряжения, указания, предписания, установки, рекомендации, директивы и др. Вторые представляют собой систему каналов движения информации "снизу вверх". Эта информация также может быть различной по своему функциональному предназначению и выступает, в частности, в форме сигналов о событиях, оповещения о неблагополучии дел, официальных отчетов (устных и письменных), неформального осведомительства и др. Горизонтальные коммуникации разнотипны. Во-первых - это коммуникации между паритетными подразделениями организации (в том числе - между группами). Они возникают вследствие необходимости координации их работы и служат этим целям. Во-вторых - коммуникации между исполнителями, составляющие наиболее обширное "поле" всех коммуникативных обменов в организации. Здесь возникают многочисленные и противоречивые социально-психологические феномены, с которыми должен считаться руководитель, например межличностные конфликты. В-третьих - коммуникации между паритетными руководителями подразделений внутри организации (например, между руководителями среднего и особенно низшего звена управления). Вертикальные и горизонтальные коммуникации имеют определяющее значение для функционирования организации. Обычно принято считать, что вертикальные коммуникации более значимы, поскольку они реализуют главный принцип построения организации - иерархический. Он, однако, всегда синтезирован с другим - координационным принципом, который требует коммуникаций по горизонтали. Лишь через сочетание этих двух принципов и соответственно типов обеспечивается коммуникативная функция в целом. Это сочетание образует своего рода "каркас" всей коммуникативной сети организации [7, c.129].

Информация о работе Совершенствование коммуникаций в рамках организации