Совершенствование организации труда персонала» на примере ОАО «Барки» Иркутского района Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение организации труда персонала в ОАО «Барки» и разработка рекомендаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы организации труда персонала в организации, выявить ее сущность.
2. Провести оценку организации труда персонала в ОАО «Барки».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию организации труда персонала в ОАО «Барки».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации труда персонала……………………..6
1.1 Сущность, значение и содержание организации труда персонала………..6
1.2 Методы оценки организации работы персонала…………………………...9
1.3 Факторы, влияющие на работу персонала в организации………………...12
1.4 Направления совершенствования научной организации труда персонала……………………………………………………………………………17
2. Организация труда персонала в ОАО «Барки»…………………………...20
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Барки»……….20
2.2 Организационная структура предприятия и структура управления……..21
2.3 Краткие производственные и экономические показатели ОАО «Барки»..25
2.4 Анализ организации труда персонала в ОАО «Барки»…...…….………...31
2.5 Эффективность управленческого труда в ОАО «Барки»…………..……..36
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации
труда персонала в ОАО «Барки»……………………………………………… 38
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию квалификации работников…………………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………….………………....42
Список литературы…………………………………….………….………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_lugovnina переделка.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, организация труда заключается в установлении определенного порядка построения и осуществления трудового процесса.

 

1.2  Методы оценки организации работы персонала

Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени как основного персонала, так и руководителей могут быть использованы следующие методы: анкетный и устный опросы, наблюдения.

Анкетный и устный опросы проводятся с целью изучения существующего состояния организации труда и использования рабочего времени, а также для изучения мнения сотрудников о необходимости проведения специальных мероприятий, способствующих повышению эффективности и улучшению условий труда.

Рационализация трудовых процессов, установление технически обоснованных норм времени основывается на всестороннем изучении производственных и управленческих процессов, исследовании взаимодействия элементов их составляющих, выявлении потерь и нерациональных затрат рабочего времени.

На практике изучение затрат рабочего времени руководителей и специалистов наиболее часто осуществляется с помощью специальных наблюдений, результаты которых служат для:

  • совершенствования организации труда и производства;
  • разработки норм и нормативов времени;
  • выявления потерь и непроизводительных затрат рабочего времени;
  • установления причин невыполнения или перевыполнения норм.

Наблюдения для изучение затрат рабочего времени различаются по видам, методам и способам проведения, а также по способам регистрации и формам записи результатов [5].

В зависимости от цели изучения затрат рабочего времени различают следующие виды наблюдений: фотография рабочего времени, хронометраж и фотохронометраж.

В практике нормирования труда сегодня наиболее часто используется метод фотографии рабочего времени.

Независимо от используемого вида наблюдения, его практическая реализация предполагает осуществление следующих этапов:

  1. подготовка к наблюдению;
  2. проведение наблюдения;
  3. обработка данных;
  4. анализ результатов и подготовка организационно-технических предложений в соответствии с целью проводимых исследований.

 Содержание работ на  каждом из этапов во многом  зависит от выбранного объекта  или метода наблюдений.

После завершения наблюдения, зарегистрированные данные должны быть систематизированы и проанализированы в соответствии с целью проводимого исследования. Содержание анализа - это область организации личной работы руководителя (специалиста). Технические приемы и средства анализа базируются на аппарате математической статистики, элементах графических методов и основаны на суммировании данных о затратах времени по различным статьям номенклатуры работ.

Для обеспечения возможности анализа затрат времени все виды затрат необходимо сгруппировать в отдельные, относительно самостоятельные группы.

Классификационные группы затрат рабочего времени руководителя (специалиста) определяются в зависимости от выбранного критерия.

В качестве критерия могут выступать следующие факторы: характер выполняемых работ; функции руководства коллективом; место выполнения работы; форма работы; методы выполнения управленческих операций.

Используя данные о структуре затрат, можно провести анализ соответствия фактических затрат рабочего времени планируемым, а также определить потери рабочего времени с точки зрения достижимости намеченных целей. Нетрудно определить пропорцию, в которой время расходуется на получение необходимой информации, распределение заданий и передачу полномочий, проведение совещаний, телефонные разговоры, на прочие вопросы, не подлежащие классификации. Можно определить, сколько времени тратит руководитель на каждый вид работы, связанный с установившейся практикой или с решением повторяющихся задач, и сколько на одноразовые действия, собственно административную работу [8].

В процессе аналитической работы по изучению затрат рабочего времени важно получить ответы на ряд вопросов. Для руководителей и менеджеров такими вопросами могут быть следующие:

1) Сколько времени тратится  на выполнение специально выделенных  работ? Для этого необходимо просуммировать  время, потраченное на выполнение  важнейших работ по дням и  за весь период наблюдений. Выделенные  важнейшие задачи могут быть  важными для конечных или промежуточных  результатов работы или стоять  под особым контролем руководителя.

2) Где выполнялась работа? Ответ на этот вопрос показывает  количественные затраты времени  в зависимости от места пребывания  руководителя.

3) С кем испытуемый  связан по работе? Ответ на  данный вопрос будет характеризовать  взаимоотношения руководителя как  в процессе основной деятельности, так и вне ее.

4) Как формируется рабочий  день? Рабочий день складывается  из непродолжительных по времени  отрезков или состоит из заранее  запланированных функциональных  блоков?

5) Какие затраты связаны  с выполняемой работой? Если имеется  возможность, то анализируется соответствие  затрат времени затратам финансовых  или других ресурсов при выполнении  анализируемых работ.

6) Кто загружает время  руководителя? Анализируется зарегистрированное  время в соответствии с тем, от кого зависели затраты рабочего  времени. Здесь важно определить, в какой мере руководитель  сам определяет использование  своего рабочего времени, и какова  доля в использованном времени  других лиц.

7) В какие дни недели  и в какое время руководителю (специалисту) не удалось достичь  поставленной цели? При проведении  такого рода анализа речь не  идет о выявлении полной картины, а лишь о некоторых важных  вопросах, связанных с распорядком  рабочего дня, распределением фонда  времени при решении задач  с учетом его рациональной  структуры.

На заключительном этапе анализа целесообразно определить причины, мешающие рационально использовать рабочее время.

Полученные в результате исследования данные и проведенный анализ должны обеспечить разработку практических предложений по рационализации использования рабочего времени и устранению основных причин потерь рабочего времени [8].

 

1.3  Факторы, влияющие на работу персонала в организации

Можно выделить несколько факторов, влияющих на работу персонала:

  1. Зарплата.

Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она «направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности». Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте.

Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими привилегиями».

На сегодняшний день существует проблема эффективного материального стимулирования в виде повышения зарплаты и различных денежных вознаграждений и компенсаций.

Возможны три варианта повышения заработной платы:

1) продвижение по служебной лестнице пли получение более высокого статуса.

2) ежегодная прибавка за стаж.

3) общее повышение заработной платы, изменяющее шкалу окладов.

  1. Корпоративная культура.

Создание системы корпоративной культуры в организации, как эффективного элемента организационной культуры.

Корпоративная культура - это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников, создавая благоприятный климат для работы.

К базовым элементам корпоративной культуры относятся:  миссия компании (общая философия и политика); базовые цели (стратегия и направления деятельности предприятия); этический кодекс предприятия (нормы и правила поведения  сотрудников, поощряемые на предприятии); корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа); корпоративные праздники.

Миссия предприятия – создание эффективного института лидерства с целью  совершенствования реализации продукции и увеличения прибыли организации.

Создание этического кодекса и стиля позволит создать у сотрудников чувство принадлежности к предприятию, чувство гордости за него. Из разрозненных людей сотрудники превратятся в единый коллектив (команду), со своими законами, правами и обязанностями.

При ежегодном планировании на предприятии должны составляться: перечень корпоративных праздников, участие в них руководителей, порядок их проведения, план и бюджет праздников на ближайший год; все внутренние мероприятия, вне зависимости от их масштабности: собрания молодых сотрудников, ветеранов, дни рождения, награждения сотрудников предприятия.

3. Режим работы и условия  труда.

Важное значение на любом предприятии является установление оптимального режима работы сотрудников и условия труда. Все это  имеет важное значение с точки зрения влияния социально-психологических факторов на особенности персонала организации. Также важное значение имеет нормирование труда – это процесс определения времени на операции технологического процесса, определение разрядности и квалификации исполнителя [3].

Нормирование труда обеспечивает:

  • минимизацию потерь по времени исполнителя;

  • минимизацию издержек на оплату труда;

  • обеспечение управления производительностью труда.

По возможности любой труд должен быть формализован и нормирован. Необходимо разработать планы снабжения будущего производственного процесса, т.к. объём производства зависит от спроса на товар.

4. Стиль руководства.

Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.

Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.

Формирование делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя.

Бюрократическая система управления характеризуется господством формы (самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством). Бюрократический стиль руководства заключается в том, что усилия руководителя затрачиваются на второстепенные дела, хотя внешне все выглядит в рамках формально правильных действий. В результате существо дела приносится в жертву форме.

В реальной практике руководства, есть несколько других основных стиля руководства. Основные из них определяют как авторитарный (или автократический), демократический и либеральный.

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический (коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным.

Информация о работе Совершенствование организации труда персонала» на примере ОАО «Барки» Иркутского района Иркутской области