Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, особенности организационной культуры…………….4
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..4
1.2. Типология организационной культуры………………………………..........6
1.3. Критерии анализа и принципы организационной культуры………………8
1.4. Структура организационной культуры……………………………………10
Глава 2. Совершенствование организационной культуры………………13
2.1. Условия совершенствования организационной культуры………….……13
2.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры………………………………………………..……14
2.3. Пути совершенствования организационной культуры……………...……15
2.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры……………….……17
Глава 3. Анализ организационной культуры ОАО «Руснефть»………...19
3.1. Краткая характеристика ОАО «Руснефть»……………………………….19
3.2. Структура организационной культуры ОАО «Руснефть»……………….21
3.3 Содержание организационной культуры ОАО «Руснефть» ….….22
Глава 4. Управление организационной культурой………………………..24
4.1 Управление культурой в ОАО «Руснефть». Осуществление изменений………………………………………………………………………...24
4.2. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ОАО «Руснефть»……………………………………………………………………....26
Заключение 28
Список использованной литературы………………………………………..29
Приложения……………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра
«Менеджмент»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине "Кадровый менеджмент"
на
тему: «Совершенствование
организационной культуры»
специальности: «Менеджмент организации» 4 курса
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность, особенности организационной культуры…………….4
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..4
1.2. Типология
организационной культуры………………
1.3. Критерии
анализа и принципы
1.4. Структура
организационной культуры………………
Глава 2. Совершенствование организационной культуры………………13
2.1. Условия
совершенствования
2.2. Использование
рамочной конструкции для
2.3. Пути совершенствования
организационной культуры…………….
2.4. Изменение личности
– ключ к изменению культуры……………….……17
Глава 3. Анализ организационной культуры ОАО «Руснефть»………...19
3.1. Краткая характеристика ОАО «Руснефть»……………………………….19
3.2. Структура организационной культуры ОАО «Руснефть»……………….21
3.3 Содержание
организационной культуры ОАО «Руснефть» ….….22
Глава 4. Управление организационной культурой………………………..24
4.1 Управление
культурой в ОАО «Руснефть». Осуществление
изменений………………………………………………………
4.2. Рекомендации
по совершенствованию организационной
культуры ОАО «Руснефть»……………………………………………………
Заключение 28
Список
использованной литературы………………………………………..29
Приложения……………………………………………………
Введение
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Выражение «культура» в отношении организаций со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации. Пожалуй, организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны одной медали, одной стороной которой служат разделяемые ценности и нормы поведения, а на другой – ожидания. На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления. Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно. Безусловная культура, вероятно, более четко отражает реальность.
Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
Каждому, кто знаком с pазличными оpганизациями, известно, что они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти фактоpы зависят от истоpии оpганизации, ее тpадиции, ее настоящего положения, технологии пpоизводства и т.п.
Вопрос организационной культуры
в компаниях на сегодняшний
день актуален и его
Задачами,
стоящими перед работой, являются: рассмотрение
структуры организационной
Глава 1.
Сущность, особенности
организационной
культуры
1.1.
Понятие организационной
культуры
К
настоящему времени не выработано единой
трактовки понятия «
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Вплоть до начала 1980 гг. ученые, занимавшиеся проблемами организации, не уделяли серьезного внимания концепции организационной культуры.1 По существу, это одна из немногих областей, в которой наука способна привести практикующих менеджеров к самостоятельному установлению критически важного фактора, оказывающего воздействие на организационные показатели деятельности. В большинстве случаев практика направляется исследованиями, а ученые фокусирует внимание главным образом на описании, объяснении и построении тех моделей самого явления организованности. Однако культура организаций продолжает оставаться той областью, где разработка концепций и научные изыскания воображают менеджеров ориентирами для поиска путей повышения эффективности своих организаций.
Причина,
по которой организационная
Существует, конечно, много видов и уровней культуры, воздействующей на поведение индивидов и организаций. В самом широком плане наивысшим уровнем следует считать глобальные культуры, например культуры мировых религий или культуру Востока. Такие исследователи, как Г. Хофстед, Айкен и Бачарач и Ф.Тромпераарс, сообщали о заметных различиях континентов и стран, основываясь на определенных ключевых измерениях. Например, национальные различия стран рассматриваются в измерениях универсализм – самобытность, индивидуализм – коллективизм, нейтральность – эмоциональность, специфичность – размытость, ориентация на достижениях в противоположность приписыванию заслуг, акцент на прошлом в противовес существующему или будущему и внутренней в противовес внешней фокусировке культуры.2
В менее широком плане существуют культуры подгрупп, определяемых по половому признаку, т.е. по различию видения мира мужчинами и женщинами, например у Дж. Мартина, или признаку расы, как в работе о различиях культур чернокожих и белых у Т. Кокса. Уместно вспомнить данные анализа индустриальных культур (например, работа Г.У. Гордона посвящена конкурентоспособности, историческому развитию, стержневой технологии и требованиям потребителей как фактором, воздействующим на культуры различных отраслей индустрии). Каждая культура обычно проявляется в уникальности языка, символике, нормах поведения и национальных чувствах.
Культура организации более узкая. На ее уровень и нацелена моя работа. Культура организации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации.
Внутренние
структурные единицы
При
этом важно иметь в виду, что
каждая структурная единица несет
в себе и элементы культуры, типичные
для организации в целом. Подобно программе,
где каждый уникальный элемент изображения
в дополнение к собственным характеристикам
содержит характеристики целого образа,
субкультуры подразделений также включает
в себя стержневые элементы культуры организации
в целом, одновременно обладая своими
уникальными элементами. В основе всегда
есть некая связующая сущность, ответственная
за единение организации. По этой причине
при оценке культуры организации можно
держать в фокусе внимания либо организацию
целиком как единицу анализа, либо рассматривать
культуры различных ее единиц, выявлять
общие доминирующие атрибуты подразделений,
а затем их объединять. Подобная комбинация
подходов может дать приближенную оценку
общей организационной культуры.
Что касается типологии организационной культуры, то, как говорилось выше, в литературе на сей счет существует несколько подходов. Рассмотрим некоторые из них немного подробнее.
Информация о работе Совершенствование организационной культуры