Исследования влияния процессов слияния
публичных компаний на курс их акций на
фондовом рынке позволяют сделать вывод
о том, что в результате слияния благосостояние
акционеров второстепенных компаний растет,
а благосостояние акционеров первостепенных
компаний в среднем не ухудшается. Возникает
вопрос, не является ли этот рост благосостояния
следствием потери ценности для кого-либо
еще.
На практике имеет место еще одна сторона,
которая может испытывать влияние от процессов
слияний компаний. Этой стороной выступают
другие компании, которые создают товары
или услуги в этой же отрасли. В условиях
жесткой конкуренции и борьбы за потребителя
при успешном завершении процесса слияния
компаний на рынке одной отрасли появляется
уже новый более сильный конкурент, который
в состоянии выпустить продукцию лучшего
качества и по более низким ценам. Происходит
перераспределение конкурентных сил на
рынке, от чего страдают сходные компании.
Выявление мотивов слияний очень важно,
именно они отражают причины, по которым
две или несколько компаний, объединившись,
стоят дороже, чем по отдельности. Если
рассматривать процессы слияний компаний
с позиции максимизации прибыли и увеличения
стоимости компаний, то большинство причин,
побуждающих компании к объединению, можно
разделить на следующие группы: уменьшение
издержек предприятия, внеэкономические
причины и увеличение прибыли. В обобщенном
виде такая классификация причин имеет
следующий вид:
3.Законодательная
база оценки бизнеса.
Сравнительный анализ международных,
европейских и российских стандартов
оценки в нашем современном мире - это
очень актуальная тема.
Формулировка общих для мировой
экономики принципов, идей и правил
нашло свое отражение в Стандартах оценки,
Кодексах профессиональной этики оценщика
и других документах, разработанных в
60 - 70-х годах. В 1981 году был образован Международный
комитет по стандартам оценки имущества
(МКСОИ). Задачей Комитета стала корректировка
стандартов с учетом мнений разных стран
и выявление различий в формулировках
или в применении Стандартов. Особенно
важно для МКСОИ, чтобы международные
Стандарты оценки были признаны в международной
бухгалтерской и другой финансовой отчетности.
Поэтому МКСОИ поддерживает постоянные
связи с Международным комитетом по стандартам
бухгалтерского учета, Международной
федерацией бухгалтеров, Международным
комитетом по аудиторской деятельности,
Международной организацией комиссий
по ценным бумагам.
Первая редакция Международных
стандартов оценки была опубликована
в 1985 г. В настоящее время ведется большая
работа по принятию Стандартов в тех областях
оценки, которые пока еще не стандартизированы.
Свод стандартов оценки 2010 общероссийской
общественной организации "российское
общество оценщиков" основан на следующих
Федеральных стандартах оценки:
Федеральный стандарт оценки
"Общие понятия оценки, подходы и требования
к проведению оценки (ФСО № 1)" (утв. приказом
Минэкономразвития России от 20 июля 2007
г. № 256);
Федеральный стандарт оценки
"Цель оценки и виды стоимости (ФСО №
2)" (утв. приказом Минэкономразвития
России от 20 июля 2007 г. № 255);
Федеральный стандарт оценки
"Требования к отчету об оценке (ФСО
№ 3)" (утв. приказом Минэкономразвития
России от 20 июля 2007 г. № 256);
Международные стандарты оценки
(МСО) 2007 (International valuation standards (IVS) 2007).
Международные стандарты оценки
разрабатываются Международным комитетом
по стандартам оценки (International Valuation Standards
Committee - IVSC), международной организацией,
объединяющей профессиональные организации
оценщиков более чем 50 стран мира. Российскую
Федерацию в данной организации представляет
Российское общество оценщиков.
В настоящее время IVSC в своей
деятельности уделяет особое внимание
взаимной увязке Стандартов оценки и Стандартов
финансовой отчетности, разрабатываемых
Международным комитетом по стандартам
финансовой отчетности
3.1 Российские стандарты оценки
Правовые основы стандартизации
в Российской Федерации установлены Законом
Российской Федерации "О стандартизации".
Стандартизация представляет
собой деятельность по установлению норм,
правил, характеристик продукции, услуг,
процессов.
Начиная с сентября 1999 г., в соответствии
с поручением Правительства РФ от 20.09.99
г. № 932 Министерством государственного
имущества России совместно с другими
заинтересованными ведомствами и в тесном
сотрудничестве с профессиональными организациями
оценщиков ведется разработка проектов
стандартов оценки, обязательных к применению
субъектами оценочной деятельности.
Исходя из общих целей стандартизации,
основными задачами Системы стандартизации
услуг в области оценки являются:
обеспечение взаимопонимания
и взаимодействия между всеми сторонами
- участниками процесса оценки имущества;
формирование нормативной базы
для обеспечения проведения сертификации
услуг по оценке;
установление единых требований
к методам оценки, содержанию и форме отчетов
по оценке;
создание и ведение системы
классификации и кодирования технико-экономической
информации, используемой при оценке;
гармонизация терминологии,
классификации услуг, методов оценки с
международными стандартами;
создание условий для формирования
эффективной системы информации (баз данных)
для оперативного представления членам
РОО периодической информации.
В Международном комитете по
стандартам оценки (IVSC) полномочным представителем
Российской Федерации является Российское
общество оценщиков (РОО), поэтому содержание
основного перечня стандартов РОО составили
международные стандарты этого комитета.
В настоящее время общее число
утвержденных и разрабатываемых стандартов
РОО составляет более 30. Их использование
призвано обеспечить процесс оценки имущества
и проведения сертификации услуг.
3.2 Система нормативных
документов Российского общества
оценщиков
Рассмотрим перечень стандартов
Российского общества оценщиков.
Система нормативных документов
Российского общества оценщиков включает
в себя следующие составляющие:
- Классификатор услуг по оценке
имущества;
- Декларация Российского общества
оценщиков;
- Кодекс профессиональной этики;
- Общие понятия и принципы оценки;
- Базы оценки, отличные от рыночной
стоимости;
- Оценка в целях финансовой отчетности
и смежной документации;
- Оценка ссудного обеспечения,
залога и долговых обязательств;
- Стандарты профессиональной
деятельности в области оценки недвижимого
имущества;
- Оценка производственных средств,
машин и оборудования;
- Стоимость действующего предприятия
как база оценки;
- Оценка нематериальных активов;
- Оценка объектов интеллектуальной
собственности;
- Оценка минерального сырья;
- Оценка лесных ресурсов и лесных
земель;
- Учет в процессе оценки факторов
окружающей среды.
Система нормативных документов
Российского общества оценщиков (РОО)
создается в соответствии с экономическими
условиями развивающихся рыночных отношений
и структуры управления в Российской Федерации
на базе действующего законодательства,
норм, правил и государственных стандартов
инвестиционной сферы экономики.
Главная направленность разрабатываемых
нормативных документов РОО - защита прав
и охраняемых законом интересов потребителей,
общества и государства при развитии самостоятельности
и инициативы организаций, предприятий
и специалистов-оценщиков.
Одним из основных средств решения
этой задачи является использование методических
принципов, которые находят все большее
распространение в международной и отечественной
практике стандартизации.
4.Комплексный подход
к оценке предприятия.
Заключение
Оценка во всем мире рассматривается
как один из механизмов эффективного управления
собственностью. Оценка является неотъемлемой
частью рынка финансовых услуг.
Оценочная деятельность за последние
годы достигла вполне конкретных и значимых
результатов. Анализ текущего состояния
и перспектив отечественной практики
показывает, что ближайшие годы должны
характеризоваться углублением качественной
стороны оценочной деятельности. В частности,
первоочередной задачей является стандартизация
всех аспектов оценочной деятельности
с учетом обеспечения ее соответствия
международным требованиям и потребностям
отечественного рынка, идущего по пути
интеграции в мировую экономику. Зарубежный
опыт свидетельствует о сложности и трудоемкости
процедуры разработки и согласования
стандартов оценки, так как они затрагивают
множество смежных областей деятельности
-- бухгалтерский учет, аудит, ипотечное
кредитование, страхование, налогообложение
и т. д.
Согласованная отчетность и принятие
надлежащих процедур при выполнении оценок,
как это требуется в соответствии со стандартами
оценки, является необходимым условием
для принятия выверенного и соответствующего
решения, для оптимизации экономических
результатов.
Для оценщиков жизненно важно обеспечить
соблюдение лучших методов и практики
оценки. Несоблюдение стандартов плохо
отражается на профессионализме, и оценщик
при этом рискует в лучшем случае быть
обвиненным в профессиональной небрежности.
Стандарты показывают минимальный уровень
качества, на основании которого оценщики
должны оценивать свою продукцию. Пользователи
оценок, в свою очередь, получают базу
для измерения своих разумных ожиданий
в отношении компетентности оценщика,
а также соблюдения им профессиональных
и этических стандартов.
Таким образом,
по мере развития рыночных отношений потребность
в независимой оценке будет возрастать.
Уже сейчас существуют законодательные
требования по проведению независимой
оценки в целом ряде случаев. Так, согласно
Федеральному закону «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации» оценка объектов,
принадлежащих полностью или частично
Российской Федерации, субъектам РФ, либо
муниципальным образованиям, является
обязательной при их приватизации, передаче
в доверительное управление либо в аренду,
продаже, национализации, выкупе, передаче
в качестве вклада в уставные капиталы.
Этим же Федеральным законом определены
случаи проведения обязательной оценки
собственности в контексте судебных разбирательств.
И судебные власти, и стороны – участники
процессов уже осознали важность независимой
оценочной экспертизы для объективного
рассмотрения и выноса обоснованного
решения по широкому кругу арбитражных
и гражданских исков.
В России с формированием класса собственников
встает проблема ее эффективного использования
и соответственно возникает потребность
в услугах оценщика.
Основные проблемы, которые обычно призваны
решать оценщики, связаны с оценкой стоимости.
Она имеет большое значение для потенциального
покупателя или продавца при определении
обоснованной цены сделки, для кредитора
- при принятии решения о предоставлении
ипотечного кредита, для страховой компании
- при возмещении ущерба. Если правительство
отчуждает собственность, собственнику
может потребоваться ее оценка, чтобы
оспорить предложение правительства о
“справедливой компенсации”.
Важными выводами при сравнительном
рассмотрении структуры и состава стандартов
IVSC, TEGoVA и британской "Красной книги"
будут следующие:
1) при всей концептуальной
общности международно-признанных
подходов и принципов, рекомендуемых
методов, моделей и процедур оценки
(что в целом характерно и
для российской системы) стандарты
оценки могут иметь определенные
различия;
2) эти различия, не затрагивая
главных положений всеобще признанных
стандартов оценки, в основном
определяются достижимой глубиной
и детализацией в рассмотрении
объектов оценки и проводимых
с ними операций;
3) мера детализации стандартов
и ее направленность определяются
реально существующей региональной
(национальной) спецификой (например, законодательного
и социально-экономического развития,
сложившейся ролью государства в
регулировании оценочной деятельности),
практической востребованностью на рынках
недвижимости;
4) в общем, российские
стандарты оценки соответствуют
стандартам оценки, принятым в
других странах.
Все это позволяет с оптимизмом продолжать
работу в направлении развития российской
системы стандартов оценочной деятельности,
которая, с одной стороны, обеспечивает
все необходимые аспекты социально-экономических
реформ и активного роста отечественного
Список использованной литературы
1. «Оценка бизнеса». 2-е издание,
2008г., Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова
В.В.
2. «Основы бизнеса» 2008г., Кажиева Р.К.
3. «Оценка стоимости предприятия
(бизнеса)», 2004г., Симионова Н.Е.
4. Конституция Российской Федерации: Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993
года. // Российская газета № 237 от 25 декабря
1993 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/.
5. Постановление Правительства
РФ "Об утверждении стандартов
оценки" № 519 от 6 июля 2001 г. - Режим
доступа: http://zakon. it-navigator.ru/.
6. Об оценочной деятельности
в Российской Федерации: Федеральный
закон Российской Федерации от
29 июля 1998 года №135-ФЗ. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://zakon. it-navigator.ru/.