Современные инструменты менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного, цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать современные инструменты менеджмента и аспекты их применения.
Задачи:
- рассмотреть понятие и виды менеджмента;
- выявить сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента;
- проанализировать вопросы содержания менеджмента.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1.Основные понятия менеджмента..............................................................8
1.1. Сущность,понятие,виды менеджмента......................................................8
1.2.Задачи и функции менеджмента................................................................10
Глава2.Инструменты менеджмента.....................................................................16
2.1.Принципы менеджмента.............................................................................16
2.2.Методы и модели менеджмента.................................................................18
Заключение.............................................................................................................22
Список использованной литературы...................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

703 Гаофан.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Инструменты менеджмента

2.1.Принципы  менеджмента

Принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть 
кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

2.2.Методы и  модели менеджмента

Методы менеджмента . Реализация функций и принципов менеджмента осуществляется с помощью различных методов.

Методы менеджмента- способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.

Содержание метода менеджмента  в конечном счете сводится к ответам  на вопросы: как, каким способом можно  достичь цели управления? каким образом  осуществлять управленческую деятельность?

Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы - основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления:

  1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
  2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:

- методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п. );

- методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

- методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений). 

Экономические методы представляют собой совокупность экономических  рычагов, с помощью которых достигается  эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. 

Социально-психологические  методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия  на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример, различного рода ритуалы и обряды. Ь

модели менеджмента

1).Американская  модель.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой  сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный  способ организации производства.

3. Корпорация  как основная форма предпринима-тельства.

Современная американская модель менеджмента ори-ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акцио-нерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

2).Японская  модель.

За последние  два десятилетия Япония заняла лиди-рующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости  акций всех стран мира. И это притом, что население Японии   составляет всего 2% от населения земного шара.

Одной из главных  причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому  и вознаграждение за труд (сти-мулы) они воспринимают через призму социальных по-требностей.

Однако не все  методы управления, используемые в  Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без уче-та ее специфических  условий и, прежде всего, психоло-гических и социально-культурных факторов.

3).Западноевропейская  модель.

Западноевропейские  ученые оказали заметное влияние  на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

Большое влияние  на развитие всей Европы в после-военные  годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия доби-лась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

Ё Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.

Ё Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, дости-жение которых является наиболее желательным.

Политика Эрхарда  получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимаю-щихся  вопросами управления.

 

Заключение

Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей  и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования.

Как самостоятельная  наука, менеджмент зародился на рубеже XIX - XX веков. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельности. Зададим себе вопрос. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посвятили самостоятельную дисциплину? Специалисты дают на него такой ответ.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента  была высказана в 1866 году, американским бизнесменом Г. Тауном. Он выступил на собрании американского общества инженеров - механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов - управленцев.

Впервой половине двадцатого века получили развитие четыре различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

В нашей стране отсутствие рынка делало менеджмент, о котором  большинство знало лишь по наслышке, ненужным, а подготовку людей, хотя бы немного разбирающихся в нем - излишней роскошью…

Переход к рыночным отношениям поставил все на свое место. Сегодня  знание основ менеджмента становиться  необходимым любому специалисту, где  и в качестве кого бы он не работал (предпринимателя, чиновника, педагога и т.п.), ни выступал, становиться  неотъемлемой составной частью культуры любого уважающего себя гражданина России. Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского менеджмента. За короткий срок в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условиях немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести разумное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Институт международного права и экономики, 2008. - 434 с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М. 2007г.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М, 2008. - 239 с.
  4. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акабердин и др. «Менеджмент организации» Учебное пособие. М. 2007г.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 348 с.
  6. Веснин В.Р. «Основы менеджмента» Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2008г.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М, 2007. - 424 с.
  8. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех» М. 2008г.
  9. Герчикова Г.Н. Менеджмент. - М, 2009. - 296 с.
  10. Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент» Для студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2007г.
  11. Ермаков В.П., Макиев З.Г Менеджмент для студентов ВУЗов. - Ростов-н-Д, 2009. - 390 с.
  12. Герчикова Г.Н. «Менеджмент» М. 2007г
  13. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2008. - 313 с.
  14. Кравченко А.И. «История менеджмента» Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2007г.
  15. Котлер Филипп, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ.изд. - С-Пб.: Издат. дом "Вильямс", 2008. - 433 с.
  16. Кравченко А.И. История менеджмента// Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М, 2007. - 327 с.
  17. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов. - М.: Русская деловая литература, 2007. - 278 с.
  18. Медведев В.П. Менеджмент: учебно-методическое пособие. - М.: ВАВТ, 2009. - 332 с.
  19. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, 2009. - 456 с.
  20. Мескон М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2007. - 332 с.
  21. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. Изд-во ЮНИТИ, 2009. - 277 с.

Информация о работе Современные инструменты менеджмента