Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:19, реферат
Карьера — более широкое понятие, чем просто продвижение по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии. Современная карьера включает в себя серию различных работ, выполняемых в результате перемещения между различными организациями. Карьера требует активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней преуспеете. В современной России, как и во множестве других стран, сотрудник по большому счету верен только самому себе, своим навыкам и, отчасти, профессии, но никак не своему временному работодателю. Значительная часть современной рабочей силы весьма динамична.
Введение
1. Карьера: понятия, виды, этапы
1.1.Этапы карьеры
1.2. Модели и типы карьеры
2.Планирование и развитие карьеры
3. Управление карьерой. Современные методы планирования карьеры
3.1. Этапы развития карьеры
3.2. Основные направления успешного управления карьерой
3.3. Формирование стратегии карьеры
Заключение
Список использованной литературы
2. Планирование и развитие карьеры
В широком понимании карьера – это реализация человека в деятельности, достижение целей, связанных как с приобретением высокого статуса, так и с удовлетворением материальных потребностей. Карьеру подразделяют на несколько типов: вертикальная и горизонтальная, организационная и межорганизационная и т.д. Однако, несмотря на все это многообразие карьера представляет собой еще и способ самовыражения человека, приобретение новых навыков и знаний, а в современном мире – готовность людей к изменениям, которые повлекут за собой появление и развитие новых рынков.
Планирование карьеры – далеко не гарантия успешной и безоблачной карьеры, а скорее способ развить в себе профессиональные навыки, повысить свой авторитет в компании. Рассмотрим несколько эффективных методов планирования карьеры:
• Самоанализ
Исследование собственного «Я», как метод планирования карьеры, может помочь вам в профессиональном развитии. Большинство людей не знают или не понимают своих потребностей и желаний. А без понимания себя, своих слабых и сильных сторон, весьма проблематично двигаться в нужном направлении;
• Выбор профессии в соответствии с интересами
Мы неоднократно говорили о том, что только в любимом занятии можно достичь больших высот. Соотнесите собственный потенциал и желания – возможно, это то, чего вам не хватала и именно этот метод планирования карьеры поможет вам увеличить собственную эффективность в работе;
• Самопрезентация
Умение показать себя, свои достоинства и умения ценятся в современном мире не меньше, чем наличие высшего образования. Правильная самопрезентация – еще один путь к успешному развитию карьеры.
Для начинающих карьеристов эти методы планирования карьеры могут стать весьма эффективными в карьерном старте. Но не всегда человек самостоятельно занимается планированием своего профессионального будущего – нередко в этом принимают участие и работодатели. Наиболее популярным методом является проведение всевозможных семинаров и тренингов среди сотрудников компании. Рассмотрим и другие методы планирования карьеры:
• Неформальное консультирование
Консультирование для желающих оценить свой потенциал может проводить как руководитель, так и другие управляющие структуры компании. В ходе консультации могут быть затронуты и личные интересы сотрудника. Такой метод планирования карьеры является не основным, поэтому проводиться не во всех организациях;
• Формальное консультирование
Большинство компаний доверяют своих сотрудников так называемым центрам развития. Здесь особое внимание уделяется сильным и слабым сторонам сотрудников в различных областях: коммуникация, принятие решений и разрешение конфликтных ситуаций, анализ проблем и т.д.
Планирование карьеры состоит в определении целей
профессионального развития сотрудника
и путей, ведущих к их достижению. Реализация
плана развития карьеры предполагает,
с одной стороны, профессиональное развитие
сотрудника, т.е. приобретение требуемой
для занятия желаемой должности квалификации,
а с другой - последовательное занятие
должностей, опыт работы в которых необходим
для успеха в целевой должности.
Развитием карьеры называют те действия,
которые предпринимает сотрудник для
реализации своего плана и профессионального
продвижения. Планирование и управление
развитием карьеры требует от работника
и от организации (если она поддерживает
этот процесс) определенных дополнительных
(по сравнению с рутинной профессиональной
деятельностью) усилий, но в то же время
предоставляет целый ряд преимуществ,
как самому сотруднику, так и организации,
в которой он работает. Для сотрудника
это означает:
· потенциально более высокую степень
удовлетворенности от работы в организации,
предоставляющей ему возможности профессионального
роста и повышения уровня жизни;
· более четкое видение профессиональных
личных перспектив и возможность планировать
другие аспекты собственной жизни;
· возможность целенаправленной подготовки
к будущей профессиональной деятельности;
· повышение конкурентоспособности на
рынке труда.
Организация получает следующие преимущества:
· мотивированных и лояльных сотрудников,
связывающих свою профессиональную деятельность
с данной организацией, что повышает производительность
труда и снижает текучесть рабочей силы;
· возможность планировать профессиональное
развитие работников и всей организации
с учетом их личных интересов;
· планы развития карьеры отдельных сотрудников
в качестве важного источника определения
потребностей в профессиональном обучении;
· группу заинтересованных в профессиональном
росте, подготовленных, мотивированных
сотрудников для продвижения на ключевые
должности.
Осознание этих и других преимуществ побудило
руководство многих организаций создать
формальные системы управления развитием
карьеры своих сотрудников.
Главная задача планирования и реализации
заключается в обеспечении взаимодействия
всех видов карьер. Это взаимодействие
предполагает выполнения ряда задач, а
именно:
- достижение взаимосвязи целепологания
организации и отдельного сотрудника;
- обеспечение направленности планирования
карьеры на конкретного сотрудника с целью
учета его специфических потребностей
и ситуаций;
- обеспечение открытости процесса управления
карьерой;
- устранение “карьерных тупиков”, в которых
практически не оказывается возможностей
для развития сотрудника;
- повышение качества процесса планирования
карьеры ;
- формирование наглядных и воспринимаемых
критериев служебного роста, используемых
в конкретных карьерных решениях;
- изучение карьерного потенциала сотрудников;
- обеспечение обоснованной
- определение путей служебного роста,
использование которых могло бы удовлетворить
количественную и качественную потребность
в персонале в нужный момент времени и
в нужном месте.
3. Управление карьерой. Современные методы планирования карьеры
Каждому индивиду, чтобы преуспеть в сверхконкурентной среде, нужно выработать свою персональную стратегию развития карьеры. Осознав ее, вы можете принять правильное решение, например, если вам не нравится то, что вы делаете, перестаньте это делать сейчас. Откладывать переход от постылого дела к любимым занятиям на потом — это все равно что откладывать секс на преклонные пенсионные годы.
Планирование развития карьеры всегда было важно, но сегодня аналитики западных стран говорят, что оно приобрело особенное значение, и сам характер управления карьерой сильно изменился. Для России изменения особенно очевидны. В период социалистического строительства существовала тенденция пропагандировать, что особенно хороша карьера, если человек работает в одной организации в течение 20-30 лет: вершина успеха — в течение 30 лет закручивать одну и ту же гайку на конвейере. Теперь все большее число людей осознает, что карьера может охватывать широкий диапазон работ, организаций, отраслей и профессий.
Учитывая тенденции модернизации отношений между менеджерами и сотрудниками, на персонал возлагается все больше ответственности. Организация не является полностью ответственной за управление вашей карьерой. Ситуация осложняется тем, что во многих случаях уходит в прошлое традиционное представление о продвижении вверх как единственном способе развития карьеры. Сегодня путь карьеры больше характеризуется горизонтальным и диагональным перемещением по организации, и вы имеете больше вариантов выбора, причем не только управленческих должностей.
3.1. Этапы развития карьеры
Существуют различные классификации и способы структуризации различных этапов развития карьеры. Возможно, например, выделить преобладающую эмоциональную составляющую в отношении своей работы в любой организации.
1. Исследование. Люди готовятся к вступлению в ряды наемных работников и делают акцент на приобретении требующихся для этого навыков.
2. Вступление в организацию. Индивидуум готов выбрать работу из имеющихся у него предложений. При принятии решения необходимо учитывать свои навыки и интересы.
3. Упрочение положения. Оно происходит, когда индивидуумы определяют предпочтительное для себя занятие и приобретают дополнительные навыки, чтобы иметь возможность далее продвигаться по службе.
4. Поддержание. На этой стадии происходит переоценка целей в середине карьеры. Индивидуумы анализируют свои таланты и определяют потребность овладеть новыми навыками, чтобы по-прежнему представлять интерес для рынка.
5. Расставание. На этой стадии акцент делается на подготовке к уходу из организации или выходу на пенсию.
Планирование карьеры достаточно тесно связано с определением главных жизненных целей, которые, в свою очередь, имеют возрастные особенности. Схематично специфику мироощущения и основные направления рационализации своих усилий можно сформулировать следующим образом.
20 лет. Вы учитесь или собираетесь учиться. Мир представляется вам переполненным возможностями, а ваше понимание его сути — полным и всеобъемлющим. Постарайтесь трансформировать сверхуверенность в активные целенаправленные размышления и действия, помогающие точнее сориентироваться в своих способностях и предпочтениях. Непрерывно укрепляйте фундамент своих знаний и навыков. Попробуйте научиться ценить время.
25 лет. Трудовая деятельность началась. Уже на первых шагах встретились разнообразные сюрпризы. Не теряйтесь, расширяйте свой кругозор, но не разбрасывайтесь. Стремитесь достигать конкретных результатов и учиться думать о стратегических перспективах своей деятельности, а также вообще комплексно размышлять о жизни, включая личную.
30 лет. Может быть, вы достигли многого из того, что хотелось, может быть, пребываете в кризисе развития. А может быть, и то и другое одновременно. Думайте, учитесь всему, чему можете, на работе и в свободное время. У вас же есть образование, определенные знания и навыки. Не упускайте возможность повысить квалификацию. Делайте ставку на то, что вам нравится. Развивая свои сильные стороны, вы превосходно справитесь с последующими задачами. Формируйте свой дом. Неважно, кто вы — мужчина или женщина, в любом случае без понимающего вас спутника жизни вы будете значительно менее успешны в своей деятельности.
35 лет. С кризисом развития вы уже справились, поднимаетесь по ступенькам карьеры одновременно с поиском гармонии дома. Вы уже успели допустить много ошибок и, возможно, извлекли из них урок. В этот период нужно сосредоточить свое внимание в верном направлении, т. е. уяснить, что является для вас и работодателя более важным в работе, а что менее. Не тратьте время на несущественное, но и не успокаивайтесь.
40 лет. Это первые шаги среднего зрелого возраста. Вы начали оглядываться назад и рассуждать, замечаете, что не так быстро бегаете и не так хорошо видите. Кто-то в это время разводится, снова женится, меняет работу. Начинается обзор результатов и ответов на вопросы: «Об этом ли я мечтал?» Оглядываясь назад, не забывайте планировать будущее. Именно в ближайшие годы вам предстоит создать наследие будущего, возможно, в том числе для своих детей. Распорядитесь своей ответственностью и поделитесь ею. Помогите другим совершенствоваться, например, давая толковые поручения.
45лет. Вы вступили в настоящую зрелую жизнь. Возможно, ваша работоспособность стала несколько ниже, а память хуже, но это с лихвой компенсируется богатым опытом. Вам нужно значительно меньше усилий, чтобы достичь результатов лучше прежних. Используйте этого для того, чтобы повлиять на собственное развитие. До 60 лет у вас есть все, чтобы настоять на своем и стать тем, кем вам хочется.
50 лет. Это переходный этап, когда могут основательно меняться ценности, представления о времени, любви, здоровье, состоянии гармонии. Для многих годы пятого-шестого десятилетия оказываются лучшими в жизни. Такова жизнь цивилизованного мира, и мы к ней движемся. В 50 лет самое время заняться планированием позднего зрелого возраста. Начинайте думать об источниках своих доходов после ухода из бизнеса, а затем о занятиях в свободное время. Не ждите пенсии, начинайте решать проблемы доходов и досуга сейчас. Иначе можно опоздать.
60 лет. Если вам уже 60 и вы читаете этот материал, то весьма вероятно — перед вами еще пара десятков лет для того, чтобы жить в свое удовольствие. Хотя подобная практика в России еще весьма редка: встречаются лишь отдельные хорошо обеспеченные индивиды в возрасте за 60. Однако должна же такая практика начать формироваться в массовом порядке, и именно вы можете попытаться делать то, что нравится, без многих ограничений, действовавших ранее. Вы наконец-то можете полностью отдаться самореализации.
3.2. Основные направления успешного управления карьерой
Как известно, «умный всегда находит достойный выход из сложной ситуации, в которую мудрый просто не попадает». Аналогично, заниматься управлением карьерой необходимо всегда, но особенно это важно, если вы ощущаете неудовлетворенность от развития событий в данной сфере.
Признаки проблем в вашей карьере. Прежде вы могли определить, что ваша карьера находится под угрозой, когда переставали получать повышение по службе. Теперь такой вывод сделать труднее, и нужно обратить внимание на следующие моменты:
Информация о работе Современные методы планирования и развития карьеры