Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:20, доклад
Реальным воплощением кадровой политики в органах государственного и муниципального управления является кадровая работа, представляющая собой реализуемую на практике совокупность технологий, способов и механизмов осуществления кадровой политики. Кадровая работа - непосредственная деятельность кадровых служб организаций по формированию и совершенствованию кадрового состава соответствующих структур.
Современные механизмы подбора
кадров государственной и муниципальной
службы
Реальным воплощением кадровой политики в орга
На государственной и муниципальной
службе кадровая работа вбирает в себя
такие составные элементы, как кадровое
планирование, отбор персонала, обеспечение
его профессионального развития, оценка
кадров, их мотивация, социальный контроль
и т.д.
Исходным моментом кадровой работы на
государственной и муниципальной службе
является кадровое планирование, определяемое
как процесс обеспечения орган
Наипервейшая задача планирования персонала
- перевести имеющиеся цели и планы организации
в конкретные потребности, в квалифицированных
служащих, т.е. вывести неизвестную величину
необходимых работниковиз наличного «уравнения»
планов организации; и определить время,
в которое они будут затребованы.
По существу, каждая организация, каждый
орган власти и управления использует
кадровое планирование, явно или неявно.
Некоторые организации проделывают в
этом плане серьезные исследования, другие
ограничиваются поверхностным вниманием
в отношении планирования персонала.
Как бы то ни было, но долговременный
успех любой организации включая властные
структуры, в конечном счете зависит именно
от наличия необходимых служащих в необходимое
время на правильно выбранные должностях.
Организационные цели и стратегии достижения
этих целей имеют значение лишь тогда,
когда люди, обладающие требуемыми талантам
и умением, занимаются достижением этих
целей.
Недобросовестное выполненное
Грамотно спроектированное кадровое
планирование должно дать четкие, однозначные
ответы на следующие вопросы:
- сколько работников, какой квалификации,
когда и где будут необходимы (планирование
потребности в персонале)?
- каким образом можно привлечь необходимый
и сократить излишний персонал, учитывая
социальные аспекты (планирование привлечения
или сокращения штатов)?
- каким образом можно использовать работников
в соответствии с их способностями (планирование
использования кадров)?
- каким образом можно целенаправленно
содействовать повышению квалификации
кадров и приспосабливать их знания к
меняющимся требованиям (планирование
кадрового развития)?
- каких затрат потребуют планируемые
кадровые мероприятия (расходы по содержанию
персонала)?
Центральное место в кадровом планировании
занимают вопросы определения общей потребности
организации в персонале. Конкретное определение
потребности в персонале в органах власти
и управления представляет собой расчет
необходимого числа работников по их количеству,
квалификации, времени, занятости и расстановке
в соответствии с текущими и перспективными
задачами развития. Расчет производится
на основе сравнения расчетной потребности
в рабочей силе и фактического состояния
обеспеченности кадрами на определенную
дату и рассматривается как информационная
основа для принятия управленческих решений
в области привлечения персонала, его
подготовки и переподготовки.
К сожалению, на сегодняшний день на государственной
и муниципальной службе определение потребности
в персонале - одна из самых малопроработанных
сторон проблемы кадрового планирования.
Точно определить потребность органов
государственной власти и муниципального
управления в кадрах сегодня могут лишь
немногие властные структуры. Причина
этого - отсутствие на государственном
уровне четких научно обоснованных критериев
и методических рекомендаций по определению
штатной численности персонала государственных
и муниципальных органов.
Отдельные начинания в данной области
имеются, однако, в массе своей они логически
не завершены. В этой связи существует
объективная потребность в проведении
подобной работы на федеральном и субфедеральном уровнях.
Определение потребности в
Осуществляя набор персонала, кадровая
служба организации решает определенное
количество общих задач. Прежде всего,
это определение оптимального числа персонала.
Не должно быть как недостатка численности,
последствиями которой являются срывы
запланированных мероприятий, ошибки,
возникновение конфликтной напряженной
ситуации в коллективе, так и ее избытка,
который вызывает увеличение денежных
затрат по фонду заработной платы, снижение
заинтересованности в качественном и
высококвалифицированном труде, отток
квалифицированных специалистов1.
Источники набора кадров в
Внутренние источники комплектования
штата - это возможности, открывающиеся
при переводе работников по службе, повышениях
и увольнениях. Многие организации в наше
время стараются использовать собственных
работников для заполнения вакансий, прежде
чем нанимать лиц со стороны. Внутренние
источники полезны, так как дают работнику
возможность продвинуться по службе или
избежать увольнения, от чего он морально
выигрывает. Нужны они и организации, поскольку
она знает своих сотрудников лучше, чем
претендентов извне, а кроме того, может
извлекать выгоду, избегая затрат на обучение
новичков, максимально используя при этом
внутренние резервы.2
С другой стороны, бывает весьма полезно
нанять сотрудников, имеющих опыт работы
в других организациях, то есть прибегнуть
ко внешним источникам набора. Новые сотрудники
зачастую привносят свежие идеи и энтузиазм
в деятельность организации, способствуют
активизации ее внутреннего потенциала.
На практике доказано, что на государственной
и муниципальной службе не рационально
замещать вакансии, используя только внутренние
резервы. Это может быть нормой, но очень
важно, чтобы подобный подход в управлении
не приводил к застою и кадровой изоляции
органов власти. Чем масштабнее структура,
тем более желателен приход в нее новых
людей, стимулирование притока свежих
сил.
Логическим продолжением работы по набору
персонала является процедура отбора
кадров, т.е. процесс, с помощью которого
организация выбирает из ряда претендентов
одного или нескольких, наилучшим образом
соответствующих критериям вакантной
должности и условиям труда.
В недалеком прошлом отбор персонала
считался довольно простой процедурой.
Руководитель лично беседовал с претендентами
и сам их распределял, опираясь на свою
интуицию. В подобных решениях содержалась
большая доля субъективизма. Сегодня отбор
рассматривается как более серьезная
процедура, которая проводится компетентными
специалистами, представителями организации.
При его осуществлении следует правильно
определить цель и форму отбора кадров,
проработать методическую сторону вопроса.
Главная цель отбора кадров для работы
в органах государственной власти и местного
самоуправления состоит в том, чтобы отобрать
такого претендента на должность, который
был бы в состоянии наиболее эффективным способом достичь
Законодательство Российской Федерации
предусматривает две основные формы поступления
на государственную и муниципальную службу:
1)в порядке назначения;
2) на основании конкурса.
Назначение на должность государственной
или муниципальной службы производится
в порядке, определенном Конституцией
(Уставом) субъекта РФ, уставом муниципального
образования, в соответствии с федеральным
и региональным законодательством о государственной
и муниципальной службе. При назначении граждан на должности государственной и муниципальной
службы, а также при их переводе на другие
должности государственной и муниципальной
службы претенденты обязаны предоставить
документы, подтверждающие их квалификацию,
или сдать квалификационный экзамен.
Основным задачами конкурсного отбора
претендентов для работы в органах государственной
власти и муниципального управления являются:
•
отбор и формирование
• обеспечение права граждан на равный
доступ к работе в органах государственного
и муниципального управления.
Конкурс проводится при наличии в государственных
и муниципальных органах вакантных должностей
государственной и муниципальной службы
и осуществляется среди граждан, подавших
заявление об участии в нем. Он проводится конкурсными комис
Конкурсный отбор кандидатов на замещение
должностей в органах муниципального
управления осуществляется посредством
выявления профессиональных, деловых
и личностных качеств претендентов и предполагает
на основе их сравнения определение наиболее
достойных из кандидатов для назначения
на вакантные должности.
В российской практике государственного
и муниципального управления используются
две основные формы конкурсного отбора
кандидатов на вакантные должности государственной
и муниципальной службы: конкурс документов
и конкурс-испытание.
Конкурсная комиссия оценивает участников
конкурса документов на основании документов
об образовании, о прохождении государственной
и (или) муниципальной службы и о другой
трудовой деятельности, а также на основании
рекомендаций, результатов тестирования,
других документов, представляемых претендентом
на должность по решению соответствующих
органов государственного и муниципального
управления.
Конкурс-испытание, в отличие от конкурса
документов, включает в себя прохождение
испытания на соответствующей должности
и завершается квалификационным экзаменом
по должности.
Для гражданина, впервые принятого на
муниципальную должность, в том числе
по итогам конкурса документов, может
быть установлен испытательный срок от
трех до шести месяцев. Если государственный или муниципальный служащий
продолжает работать в соответствующем
органе управления при истечении срока
испытания, он считается выдержавшим испытание.
При неудовлетворительном результате
испытания служащий может быть переведен
на прежнюю или другую должность, а при
отказе от перевода уволен.
В качестве методов оценки кандидатов
на замещение вакантных должностей в органах
государственного и муниципального управления
чаще всего используются анализ анкетных
данных (конкурс документов) и собеседование
(кадровое интервью).
В результате анкетирования обычно выявляе
• соответствие образования
• соответствие имеющегося опыта работыхарактеру
предполагаемой деятельности;
• наличие ограничений любого рода на выполнение
должностных обязанностей.
Анкетирование выполняет двойную роль.
С одной стороны, на основании анализа
анкетных данных проводится первоначальный
отсев менее подходящих кандидатов. С
другой стороны, определяется круг факторов,
нуждающихся в особо тщательном и подробном
изучении, а так же источники, из которых
можно получить необходимую информацию.
Сведения о кандидатах с прежнего места
работы играют сегодня весьма важную роль
при поступлении на государственную службу.
При наведении справок обязательны точность
получаемых сведений, поэтому запрашивается
конкретная информация и факты, по которым
лица, отвечающие за прием на работу, строят
свои заключения.
Собеседование (интервью) практикуется
сегодня не реже анализа документов. И
хотя иногда оно признается достаточно
формальным методом ознакомления руководителя
с подчиненным, в большинстве случаев
собеседование решает сложные задачи
реального отбора претендентов и является
важным условием для окончательного приема
на работу.
Среди других, менее распространенных
методов отбора на вакантные должности
государственной и муниципальной службы,
можно назвать тестовые испытания, групповые
и индивидуальные упражнения, написание
рефератов и др.
Информация о работе Современные механизмы подбора кадров государственной и муниципальной службы