Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:43, реферат
Глобализация меняет мир и людей. Новая информация в виде идей, предложений (стать частью какой-либо общности, купить, изменить что-либо) с каждым днем распространяется все быстрее, преодолевая границы традиционных социальных институтов и рыночных структур. Двигателями этого процесса являются информационные технологии, торговля, туризм, трудовая миграция, а также деятельность транснациональных корпораций.
Введение 3
1. Место лидерства в организации 4
2. Черты идеального лидера 5
3. Когда нужен лидер? 7
4. Экономика знаний и новая парадигма лидерства 9
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Рисунок 4.2. Роль лидер в компании.
Лидеры выполняли и продолжают выполнять эти функции в экономике знаний.
К характерным признакам усиления позиций лидерского подхода в современных условиях можно отнести [5]:
■ повышение значимости стратегического лидерства, динамичное и последовательное культивирование ценностей экономики знаний (непрерывное развитие, инновации, командная работа, результативность и др.);
■ нацеленность на инновации и обмен знаниями, а также повышение ответственности персонала: лидерские технологии становятся составным элементом управленческой инфраструктуры;
■ увеличение времени, которое лидер проводит с сотрудниками компании, а, следовательно, точек соприкосновения с персоналом, необходимых для повседневной «настройки» людей на решение интеллектуальных и технологически сложных задач, для удовлетворения эмоциональных ожиданий работников в плане получения лидерской поддержки (в этой связи широко применяется коучинг);
■ повышение уровня взаимного
доверия между
руководством и персоналом за счет оптимизации контроля, роста авторитета лидеров
и повышения эффективности коммуникаций;
■ последовательное и все более интенсивное вовлечение
персонала в процесс разработки и принятия
управленческих решений, постоянное
совершенствование организационных регламентов
и процедур, а также информационных технологий.
Экономике знаний нужны не лидеры-одиночки, а лидеры — командные игроки, направляющие свои усилия на долгосрочный успех компании, формирующие в ходе плотного взаимодействия со своими последователями их долгосрочную поведенческую модель. Количество и положение лидеров в организационной иерархии также изменились. В настоящий момент необходимо присутствие лидеров на всех уровнях управления (от высшего до линейного), связанных при этом единой целью и ценностями (рис. 3).
Рисунок 4.3. Лидерство на различных уровнях современной компании.
Лидеры нового поколения не замкнуты в функциональном
пространстве своего подразделения или
личной задачи, они глобально ориентированы,
умело используют информационные технологии
и новые форматы взаимодействия для собственного
развития и развития членов
своих команд (рис. 4) [5].
Рисунок 4.4. Лидер в экономике знаний.
Изменение парадигмы лидерства обусловлено рядом взаимосвязанных факторов:
■ усиливающимся дефицитом квалифицированного персонала, в некоторых высокотехнологичных отраслях отечественной экономики такой дефицит приобрел характер кадрового голода;
■ ростом ожиданий высококвалифицированных кадров в отношении лидерского поведения, улучшения условий труда и своей вовлеченности в инновационные процессы, а также оценкой своего вклада и признания заслуг;
■ особыми требованиями к лидерам в контексте инновационных стратегий компаний.
Для получения прибыли от инновационной деятельности компании нуждаются в развитии инновационной инфраструктуры (рис.5).
Рисунок 4.5. Элементы инновационной инфраструктуры компании.
Инновационная деятельность практически исключает повторение, наличие устоявшихся схем, поэтому она не может быть жестко регламентирована. Такая деятельность весьма рискованна с точки зрения возврата инвестиций ввиду высокой неопределенности результатов творческой активности и ее коммерческой выгоды. Так, инновации высокотехнологичных компаний характеризуются значительной наукоемкостью и капиталоемкостью, их продукция, как правило, имеет короткий срок эксплуатации. В целом экономика знаний не только создает новые возможности и сокращает сроки освоения изобретений, но и укорачивает жизненный цикл товаров.
Одно из важнейших требований экономики знаний к лидерам — это высокий профессионализм. Лидер должен быть примером для подражания, экспертом, активно работающим в следующих направлениях:
■ постоянное повышение квалификации, развитие творческого и лидерского потенциала;
■ генерация продуктивных идей;
■ своевременная оценка творческих идей окружающих;
■ мотивация к творчеству и саморазвитию;
■ создание возможностей тестирования идей и изобретений;
■ поиск способов финансирования инновационной деятельности;
■ помощь во внедрении идей и изобретений в производство;
■ совершенствование менеджмента (внедрение инноваций в процесс управления) и оптимизация бизнес-процессов и др.
Успешный лидер в экономике знаний — это сочетание высокоразвитых профессиональных и лидерских навыков. Исикава Каору утверждает, что для достижения долгосрочного успеха компании нужны руководители, наделенные такими качествами, как быстрота реакции, сообразительность, инициативность и нацеленность на перспективу. При этом глава компании должен ориентироваться в своей работе на десять лет вперед, руководитель функционального направления — на пять лет, руководитель среднего звена — на три года.
Итак, экономика знаний изменила парадигму лидерства
(табл. 1). Компании — флагманы экономики
знаний уже перестроили системы управления
с учетом новой роли лидеров, они инвестируют
в развитие лидерства и интеллектуального
капитала значительные ресурсы. Так, ExxonMobil
ежегодно инвестирует $1 млрд в научные
исследования с целью сохранения и упрочения
своего лидерства в нефтегазовой отрасли.
Компания
рассматривает персонал как ключевой
ресурс и применяет соответствующие принципы
политики управления персоналом: безопасность;
оплата результата; открытое общение и
взаимодействие с высшим руководством
(регулярные встречи); постоянное развитие
[5].
Таблица 4.1.
Изменение парадигмы лидерства в экономике знаний
Выводы из работы:
Подводя итог, хочется отметить, что лидерство —
это мощный инструмент для осуществления
качественного скачка, для проявления
конкурентных преимуществ компании, особенно
в период кризиса. Философия лидерства
реализуема только в случае детальной
проработки всех
направлений системы управления компанией.
Другими словами, нужно полностью менять
подход к управлению. Система регулярного
менеджмента стабильна, но не эффективна
в ситуации, когда необходимы перемены
и свежие идеи. Даже незначительное на
первый взгляд изменение
может затронуть всю организацию, поэтому
выживают гибкие компании, использующие
лидерский потенциал своих сотрудников.
1. Акулич М. В. К
вопросу о развитии лидерства
в организации/ М. В. Акулич//
Управление человеческим
2. Козлов В. В. Лидер и его влияние на формирование и изменение корпоративной культуры/ В. В. Козлов// Управление корпоративной культурой. – 2009. - №02(02). – С. 86-102.
3. Маценова Е. Б. Первый среди равных/ Е. Б. Маценова// Менеджмент сегодня. – 2011. – №05(65). – С. 310-320.
4. Нг Люк. Основные принципы эффективного управления/ Люк Нг// Менеджмент сегодня. – 2012. -№01(67). –С. 50-61.
5. Яхонтова Е. С. Новая
Информация о работе Современные представления лидерства в организации