Современные представления лидерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Глобализация меняет мир и людей. Новая информация в виде идей, предложений (стать частью какой-либо общности, купить, изменить что-либо) с каждым днем распространяется все быстрее, преодолевая границы традиционных социальных институтов и рыночных структур. Двигателями этого процесса являются информационные технологии, торговля, туризм, трудовая миграция, а также деятельность транснациональных корпораций.

Содержание

Введение 3
1. Место лидерства в организации 4
2. Черты идеального лидера 5
3. Когда нужен лидер? 7
4. Экономика знаний и новая парадигма лидерства 9
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4.2. Роль лидер в компании.

Лидеры выполняли и продолжают выполнять эти функции в экономике знаний.

К характерным признакам усиления позиций лидерского подхода в современных условиях можно отнести [5]:

■ повышение значимости стратегического лидерства, динамичное и последовательное культивирование ценностей экономики знаний (непрерывное развитие, инновации, командная работа, результативность и др.);

■ нацеленность на инновации и обмен знаниями, а также повышение ответственности персонала: лидерские технологии становятся составным элементом управленческой инфраструктуры;

■ увеличение времени, которое лидер проводит с сотрудниками компании, а, следовательно, точек соприкосновения с персоналом, необходимых для повседневной «настройки» людей на решение интеллектуальных и технологически сложных задач, для удовлетворения эмоциональных ожиданий работников в плане получения лидерской поддержки (в этой связи широко применяется коучинг);

■ повышение уровня взаимного доверия между 
руководством и персоналом за счет оптимизации контроля, роста авторитета лидеров и повышения эффективности коммуникаций;

■ последовательное и все более интенсивное вовлечение персонала в процесс разработки и принятия управленческих решений, постоянное 
совершенствование организационных регламентов и процедур, а также информационных технологий.

Экономике знаний нужны не лидеры-одиночки, а лидеры — командные игроки, направляющие свои усилия на долгосрочный успех компании, формирующие в ходе плотного взаимодействия со своими последователями их долгосрочную поведенческую модель. Количество и положение лидеров в организационной иерархии также изменились. В настоящий момент необходимо присутствие лидеров на всех уровнях управления (от высшего до линейного), связанных при этом единой целью и ценностями (рис. 3).

Рисунок 4.3. Лидерство  на различных уровнях современной  компании.

Лидеры нового поколения не замкнуты в функциональном пространстве своего подразделения или личной задачи, они глобально ориентированы, умело используют информационные технологии и новые форматы взаимодействия для собственного развития и развития членов 
своих команд (рис. 4) [5].

Рисунок 4.4. Лидер в  экономике знаний.

Изменение парадигмы лидерства обусловлено рядом взаимосвязанных факторов:

■ усиливающимся дефицитом квалифицированного персонала, в некоторых высокотехнологичных отраслях отечественной экономики такой дефицит приобрел характер кадрового голода;

■ ростом ожиданий высококвалифицированных кадров в отношении лидерского поведения, улучшения условий труда и своей вовлеченности в инновационные процессы, а также оценкой своего вклада и признания заслуг;

■ особыми требованиями к лидерам в контексте инновационных стратегий компаний.

Для получения прибыли от инновационной деятельности компании нуждаются в развитии инновационной инфраструктуры (рис.5).

Рисунок 4.5. Элементы инновационной  инфраструктуры компании.

Инновационная деятельность практически исключает повторение, наличие устоявшихся схем, поэтому она не может быть жестко регламентирована. Такая деятельность весьма рискованна с точки зрения возврата инвестиций ввиду высокой неопределенности результатов творческой активности и ее коммерческой выгоды. Так, инновации высокотехнологичных компаний характеризуются значительной наукоемкостью и капиталоемкостью, их продукция, как правило, имеет короткий срок эксплуатации. В целом экономика знаний не только создает новые возможности и сокращает сроки освоения изобретений, но и укорачивает жизненный цикл товаров.

Одно из важнейших требований экономики знаний к лидерам — это высокий профессионализм. Лидер должен быть примером для подражания, экспертом, активно работающим в следующих направлениях:

■ постоянное повышение квалификации, развитие творческого и лидерского потенциала;

■ генерация продуктивных идей;

■ своевременная оценка творческих идей окружающих;

■ мотивация к творчеству и саморазвитию;

■ создание возможностей тестирования идей и изобретений;

■ поиск способов финансирования инновационной деятельности;

■ помощь во внедрении идей и изобретений в производство;

■      совершенствование менеджмента (внедрение инноваций в процесс управления) и оптимизация бизнес-процессов и др.

Успешный лидер в экономике знаний — это сочетание высокоразвитых профессиональных и лидерских навыков. Исикава Каору утверждает, что для достижения долгосрочного успеха компании нужны руководители, наделенные такими качествами, как быстрота реакции, сообразительность, инициативность и нацеленность на перспективу. При этом глава компании должен ориентироваться в своей работе на десять лет вперед, руководитель функционального направления — на пять лет, руководитель среднего звена — на три года.

Итак, экономика знаний изменила парадигму лидерства (табл. 1). Компании — флагманы экономики знаний уже перестроили системы управления с учетом новой роли лидеров, они инвестируют в развитие лидерства и интеллектуального капитала значительные ресурсы. Так, ExxonMobil ежегодно инвестирует $1 млрд в научные исследования с целью сохранения и упрочения своего лидерства в нефтегазовой отрасли. Компания 
рассматривает персонал как ключевой ресурс и применяет соответствующие принципы политики управления персоналом: безопасность; оплата результата; открытое общение и взаимодействие с высшим руководством (регулярные встречи); постоянное развитие [5].

Таблица 4.1.

Изменение парадигмы  лидерства в экономике знаний

Заключение

Выводы из работы:

  • Лидеры общаются с сотрудниками открыто и честно, рассказывают о проблемах, стоящих перед организацией.
  • Лидеры формируют команды и позволяют сотрудникам вносить свой вклад в решение проблем, приветствуют те инициативы, которые считают разумными, они вовлекают в процесс принятия решений всех и поощряют каждого.
  • Лидеры поручают сотрудникам и менеджерам проведение полевых исследований рынка. В составе небольших команд сотрудники компании встречаются с клиентами, чтобы вернуться с идеями, которые помогут решить проблемы, и донести до руководства мнение клиента.
  • Лидеры проводят оценку сил и способностей своей организации.
  • Лидеры находят новые идеи, бизнес-возможности, нестандартные решения.
  • Лидеры сохраняют позитивный настрой в трудные времена и вселяют в сотрудников оптимизм и надежду.
  • Лидеры часто привлекают компетентного внешнего консультанта для получения объективной оценки деятельности и состояния организации, для того чтобы «растормошить» погрязший в повседневной рутине персонал.
  • Лидеры «выходят в люди» и общаются с сотрудниками, давая понять, что им интересны рядовые члены организации и их идеи.
  • Лидеры постоянно предоставляют обратную связь, чтобы персонал знал об успехах компании.
  • Лидеры находят новые способы создавать ценность для клиентов компании.

Подводя итог, хочется отметить, что лидерство — это мощный инструмент для осуществления качественного скачка, для проявления конкурентных преимуществ компании, особенно в период кризиса. Философия лидерства реализуема только в случае детальной проработки всех 
направлений системы управления компанией. Другими словами, нужно полностью менять подход к управлению. Система регулярного менеджмента стабильна, но не эффективна в ситуации, когда необходимы перемены и свежие идеи. Даже незначительное на первый взгляд изменение 
может затронуть всю организацию, поэтому выживают гибкие компании, использующие лидерский потенциал своих сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Акулич М. В. К  вопросу о развитии лидерства  в организации/ М. В. Акулич// Управление человеческим потенциалом.  – 2011. - №03(27). – С. 194-200.

2. Козлов В. В. Лидер и его влияние на формирование и изменение корпоративной культуры/ В. В. Козлов// Управление корпоративной культурой. – 2009. - №02(02). – С. 86-102.

3. Маценова Е. Б. Первый среди  равных/ Е. Б. Маценова// Менеджмент  сегодня. – 2011. – №05(65). – С. 310-320.

4. Нг Люк. Основные принципы  эффективного управления/ Люк Нг// Менеджмент сегодня. – 2012. -№01(67). –С. 50-61.

5. Яхонтова Е. С. Новая парадигма  лидерства в экономике знаний  и кризис лидерства в России/ Е. С. Яхонтова// Менеджмент сегодня.  – 2011. - № 02(62). – С. 66-78.

 

 


Информация о работе Современные представления лидерства в организации