Современные технологии управления общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть технологии скрытого управления общественным мнением, а также показать необходимость их изучения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие об общественном мнении и основах его формирования;
разобрать манипуляции общественным мнением;
изучить скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире;
ознакомиться с формированием общественного мнения через социальные сети.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления общественным мнением 5
1.1. Понятие об общественном мнении и основах его формирования 5
1.2.Манипуляция общественным мнением 12
2. Современные технологии управления общественным мнением 16
2.1. Скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире 16
2.2. Формирование общественного мнения через социальные сети 20
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

katya курс.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития постиндустриального  общества диктуют новые правила  взаимоотношений общества и власти. Не удивительно, что с развитием  интернет коммуникаций развиваются  и способы выражения общественного  мнения, которое оказывает влияние  на государственные решения, меняет вектор, сковывает, усиливает или  ослабляет их силу. Формируется новое поле влияния и противоборства, являющееся средством протестного выражения, которое вызывает интерес, как объект информационного воздействия у политических соперников нашего государства. Самовыражение в социальных сетях отождествляется с борьбой против власти, на подрыв которой работают мощные иностранные институты, враждебные элементы разведывательных, подрывных и диверсионных сетей. Самостоятельное и независимое развитие государства всегда вызывало негативный интерес у политических соперников.

Известно, что основным форматом общения  у наиболее активных слоёв населения  становятся социальные сети. Социальные сети в современном мире представляют собой не просто средство общения, а  средство выражения активной позиции, формирования результативного общественного мнения, влияния на политические решения лиц их принимающих.

Необходимо отметить, что общество состоит из общественных институтов, которые несут функции выражения различных его интересов через организованную деятельность состоящих в нем представителей. Каждая политическая партия, общественная организация имеет свою идею в системе идей развития государства. Среди созидательных идей присутствуют и разрушительные, которые вменяются восприимчивым слоям населения посредством иностранного лоббирования в информационной среде государства. В совокупности эти идеи используются для консолидации групп населения в силу деструктивного воздействия, которая диктует правила отношений общества к власти.

Социальные сети позволяют выявить  и консолидировать разрозненные очаги протестного мнения, направить  их силу в общее русло для решения  задач, преследуемых интересы других государств, корпораций.20

Современные политические и информационные технологии позволяют представить  доминирующими в обществе настроения активного меньшинства. В таких  условиях необходимо создавать основания  для вовлечения подавляющего большинства  к отстаиванию своих прав, свобод, через отстаивание собственного мнения. Формируя тем самым силу сдерживания и гражданского регулирования  внешних и внутренних политических процессов противоборства.21

Как правило, общество состоит из соперников мнения и наблюдателей. По-другому  это можно выразить, как из тех, кто согласен, кто не согласен и  сомневающихся. В виду активности политического  меньшинства при обеспечении  его поддержкой через мировые  информационные агентства и организацию  подрывной работы в социальных сетях  позволяет ему создать эффект не только навязчивости, но и преобладания. В этих условиях важную роль играет, как активная часть населения, так и пассивная, не вовлеченная в процесс отстаивания собственных интересов. Основной задачей в таких условиях является вовлечённость групп населения, имеющих доминирующую позицию, в процесс отстаивания своего мнения. Что в значительной степени повлияет на выбор сомневающихся, и сможет снизить риски роста протестных мнений и настроений среди населения.

Структура информационного взаимодействия общества и государства построена  на обмене информации через информационные агентства. Государственные СМИ  диктуют позицию большинства, которые  работают в вертикальном срезе взаимодействия общества и власти. Социальные сети являются средством горизонтального  взаимодействия членов общества, часто  вне контроля государства. Обратная связь представлена в виде оценок массовых настроений, которая позволяет  органам государственной власти реагировать на процессы, протекающие  в обществе.

Социальные сети имеют свойство концентрировать информацию для  формирования мнения, взглядов, настроений; в результате массовых коммуникаций (общением) усиливать или ослаблять  позиции групп населения; выявлять, группировать, консолидировать (собирать в пазлы) контингент определённого мнения и настроений.22 В обществе формируются взгляды, настроения, отношение, которые являются предметом воздействия на политическую составляющую общества.

Необходимо отметить, что скептический подход к угрозе влияния через  социальные сети создаёт прецеденты реализации политических подрывных  технологий в стране. Что требует  пристального внимания к тенденциям развития новых форм, способов и  приёмов влияния на массовое и  индивидуальное сознание объектов воздействия  через сеть Интернет.

Одним из основных механизмов воздействия  на власть является влияние через  общественное мнение. Если рассмотреть  технологию влияния на лиц, принимающих  решения, через общественное мнение, то можно выделить следующие условные этапы его формирования:23

- подготовка информационной базы  влияния;

- создание провокационной ситуации;

- вовлечение групп населения  в политическую работу;

- реализация управляемых воздействий.

На первом этапе происходит подготовка информационной базы. Для этого, прежде всего, закладываются сомнения в  сложившиеся устои, освещается исключительно  негативный опыт государственного управления, подрывается авторитет правительственных  источников информирования, формируется  основа и привязка к негативу для  создания ярлыков и лозунгов, которые  будут использоваться в активной фазе противоборства.

Затем определяется (создаётся) повод (провокация), раскручивается до мирового масштаба, осуществляется поддержка  иностранными СМИ (подконтрольными  им) мнения выгодных для них позиций. Позиция подкрепляется (подпитывается) «всеобщим» одобрением. Эффект «всеобщности»  формируется массовостью выступлений (протестов) активистов влияния, величиной  и авторитетностью изданий (источников информации) на стороне выгодных им взглядов. Эффективным средством  является, в том числе, запугивание  населения мировым общественным мнением, на стороне которого выступают  общественные, культурные и политические деятели.24

В активной фазе влияния на общественное мнение осуществляется непосредственное воздействие на лиц, принимающих  государственные решения, которое  проводится с помощью рефлексивного  управления.

Процесс передачи оснований (мотивов) для принятия решений через изменение  обстановки, навязывание логики мышления, формирование цели действий представляет собой рефлексивное управление.

Рефлексивное управление – это  передача воздействия на всю систему  ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять.

Реализация рефлексивного управления происходит как на полях сражений в социальных сетях, при объединении  в единую силу политического меньшинства (большинства), так и при влиянии  этого мнения на государственные  решения.

Со стороны противоборство в  социальных сетях выглядит противостоянием  агентов влияния двух точек зрения. Как правило, однозначность позиции  лишь разделяет общество на две части, каждая из которых изначально согласна с мнением одной из сторон влияния. Главным недостатком такого воздействия  друг на друга является чрезмерная навязчивость и категоричность в  отстаивании требуемых взглядов. В данных условиях целесообразно  применять такие методы, способы  и приёмы, которые обеспечат безболезненный переход людей от одного мнения к  другому, в частности, переход сомневающихся  на свою сторону. Технически это обеспечивается внедрением группы легализованных агентов  влияния. Группы агентов внедряются в наиболее массовые и ожесточённые противостояния под видом лиц, преследуемых независимое и объективное обсуждение с убедительными аргументами. В  процессе отвлеченного (не конфронтационного) общения (организованное между собой), в ходе которого не критикуется (не поощряется) ни одна из соперничающих идей, а лишь предлагается взгляд со стороны, в виде размышлений, как варианты, одобряющие или ставящие под сомнения отдельные моменты в позициях сторон, без втягивания соперников. Взаимодействие допускается с новыми участниками, придерживающихся спокойной позиции в самовыражении. Здесь требуется подыгрыш, в том числе, и противоборствующей стороне для снятия подозрения в независимости собственного мнения. Но основной упор воздействия, естественно, сосредотачивается на скрытом подрыве враждебных точек зрения. Такое обсуждение направлено на привлечение к обсуждению пассивной, наблюдающей, сомневающейся части виртуального сообщества, изначально не заинтересованной в одной из крайних точек зрения. Или молчаливо соглашающейся с одной из позиций. А также направлено на снижение эффективности деструктивной пропаганды иностранными специалистами.

Подобными манипуляциями, через передачу оснований происходит перетягивание, а затем и управление мнением  вовлечённых участников обсуждений на фоне остальных пассивных наблюдателей.

Таким образом, развивающиеся технологии формирования общественного мнения через социальные сети позволяют  консолидировать общество на противодействие  иностранной интервенции, и обобщение  разрозненных очагов выражения гражданской  позиции большинства, с тем, чтобы  снижать деструктивное влияние  на решения, принимающих политическим руководством страны.

Также можно сделать вывод, что  увлечение огромного количество людей общением в социальных сетях  способствовало появлению новой  и довольно продуктивной технологии скрытого управления общественным мнением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе предпринята попытка  раскрыть основные технологии скрытого управления общественным мнением, а также целесообразность и необходимость изучения этих технологий.

На основании изученной информации, можно сделать вывод, что скрытое управление — такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно, без видимого нажима со стороны инициатора. Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление адресатом против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Можно сделать вывод, что манипулирование — это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Формированием общественного мнения непосредственно занимается паблик рилейшнз. Главной особенностью пиара является косвенное воздействие на адресата. Таким образом, косвенное воздействие подталкивает адресата к тому, чтобы тот принял нужное инициатору пиар-воздействия решение, сформировав соответствующее мнение.

В курсовой работе сделана попытка  показать не только возможности пиара, его многочисленные приемы и находки, но и то, что наиболее эффективные  из них строятся по схеме скрытого управления людьми: сбор информации + воздействие  на мишени и приманки на фоне созданной  аттракции + побуждение к принятию (нужного  пиарщикам) решения. 
Осознание скрытых механизмов явления обычно способствует более широкому его практическому осмыслению. Поэтому позволим себе надеяться, что освоение пиар специалистами технологии скрытого управления будет способствовать открытию новых возможностей позитивного пиар-воздействия.

Формирование общественного мнения через социальные сети является относительно новой, но уже довольно распространенной технологией скрытого управления общественным мнением. Связано это с тем, что  все большую популярность приобретает  общение в социальных сетях и  огромное количество людей все чаще проводят время в сети интернет.

Проанализировав изложенную информацию можно сделать вывод, что именно для того, чтобы люди не становились жертвами пиара (тем более — «черного») и следует знать и изучать вновь появляющиеся технологии управления общественным мнением. Граждане имеют право знать, когда и как ими манипулируют, чтобы быть настороже и уметь защищаться.

 

 

Список  литературы

  1. Алмазов Б.А. Скрытый ПР, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире - http://borisalmazov.narod.ru/stati/skrytyi_pr.htm
  2. Варшавская, Е. О тенденциях развития Паблик Рилейшнз // Маркетинг. - 2002. - № 5. - C. 62-69.
  3. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия - М.: ЭКМО, 2012. – 382 с.
  4. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.
  5. Забурдаева Е. В. Политическая кампания. Стратегии и технологии – М.: Аспект Пресс, 2012. – 344 с.
  6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием - М.: ЭКСМО, 2006. – 864 с.
  7. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2010. - 511 с.
  8. Кораблева О.В. Слухи как фактор формирования общественного мнения // Социосфера. - 2010. - №4. – C. 136-139.
  9. Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. – М., 2010.
  10. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л. и др. Теория и практика связей с общественностью. – СПБ.: Питер, 2009. – 240 с.
  11. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник. М.: Аспект Пресс, 2011. — 302 с.
  12. Левко П. А. Технологии манипуляции общественным сознанием в политическом процессе - http://pravmisl.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=2757&Itemid=86
  13. Литвинов Д., Крикунов А. Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения - http://www.catu.su/analytics/358-formirovanie-obwestvennogo-mnenija-cherez-socialnye-seti-kak-sposob-vlijanija-na-politicheskie-reshenija
  14. Манипуляция общественным мнением - http://pocciy.com/stati/676-2011-12-14-19-09-41
  15. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2008. – 326 с.
  16. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. - М.: Инфра-М, 2002. – 494 с.
  17. PR статья - управление общественным мнением - http://www.comprog.ru/OtherAboutWebTehnologies/article_2016.htm
  18. Савруцкая Е.П., Кузнецова Е.И., Суханов А.И. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. – 207 с.
  19. СМИ как фактор трансформации российской культуры: научный доклад А.С. Запесоцкого и материалы дискуссий. - СПб.: СПбГУП , 2011. - 360 с.
  20. Структура управления мнением - http://www.donimage.ru/ upravlenie-obshestvennim-mneniem/struktura-upravleniya-mneniem.html
  21. Способы формирования общественного мнения - http://080504.ru/ upravlenie-obshestvennimi-otnosheniyami/sposobi-formirovaniya-obshestvennogo-mneniya.html
  22. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  23. Управление общественным мнением – технологии 21 века - http://berichnow.ru/psihologiya/upravlenie-obshhestvennyim-mneniem-tehnologii-21-veka
  24. Управление общественными отношениями - http://rudocs.exdat.com/docs/index-49536.html?page=4
  25. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. - СПб.: Питер, 2005. – 352 с.
  26. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: учеб. Пособие – М.: Дело, 2010. - 496 с.
  27. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. – М.: АСТ, 2010. – 672 с.
  28. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 296 с.

Информация о работе Современные технологии управления общественным мнением