Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение контроля, как функции менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решение поставленных задач:
− изучение сущности и необходимости контроля менеджменте;
− рассмотрение видов контроля и их задач;
− выделить основные этапы процесса контроля, а также их задачи;
− охарактеризовать современные формы организации контроля в менеджменте и механизмы их реализации.
Введение 3
Теоретические основы контроля в менеджменте 5
1.1 Необходимость и сущность контроля в менеджменте 5 1.2 Основные виды контроля и их задачи 7
2 Организация процесса контроля 13
2.1 Этапы процесса контроля и их задачи 13
2.2 Характеристики эффективного контроля 18
2.3 Учёт поведенческих аспектов в организации процесса контроля 19
2.4 Контроль на предприятии лёгкой промышленности города Витебска
ОАО «Знамя индустриализации» 22
3 Современные формы организации контроля в менеджменте и механизмы их реализации 28
3.1 Мониторинг 28
3.2 Контроллинг 30
Заключение 33
Список использованных источников
2.2 Характеристики эффективного контроля
Чтобы процесс контроля был эффективным, при его организации необходимо учитывать ряд требований:
1) стратегическую направленность контроля - то есть контролировать надо достижение общих приоритетов организации;
2)ориентацию на результаты. Это означает, что информация о результатах контроля важна только в отношении тех параметров, по которым можно оценить вклад работника в достижение целей предприятия. В процессе контроля необходимо измерять и оценивать то, что действительно важно и нужно. Так, например, глупо увольнять агента по страхованию, который заключает много договоров, за то, что он предоставил отчет с небольшим опозданием;
3) своевременность контроля. Это проявляется во временном интервале между проведением измерений или оценок. Этот интервал зависит от временных рамок плана и скорости изменений в организации. Суть своевременности контроля состоит в том, что с момента обнаружения проблемы до принятия решений по ее корректировке проблема не должна устареть - то есть в управляемой системе не должно за этот интервал произойти необратимых изменений, которые приводят к необратимости или неактуальности контролируемого процесса (когда уже что-то менять поздно или бесполезно);
4) гибкость контроля - то есть его способность адаптироваться к переменам. Это означает, что если возникает новый параметр, по которому необходимо достигать определенного прогресса, то его надо заложить в систему контроля, иначе он сам по себе достигаться не будет. Например, если введено новое ограничение в законодательстве, то в систему контроля надо ввести показатель, оценивающий это новое требование;
5)простоту контроля. Как правило, чем проще осуществлять контроль, тем он эффективнее, так как требует меньше усилий и более понятен людям (поэтому они его будут при прочих равных условиях поддерживать). У М. Мескона есть пример - как в 60-е годы почти все нью-йоркские банки постарались расширить возможности своих систем контроля. В результате появились целые тома описаний системы и показателей контроля. В итоге практически все банки от этой системы контроля отказались - кроме одного банка. «Менеджер того единственного банка, который разработал вполне приемлемую систему контроля, был ни умнее и ни энергичнее других. Секрет его заключался в том, что он вначале проверял разработанные инструкции на своих дочерях-подростках. Если девочки, которые ничего не смыслили в банковском деле, понимали описанную им процедуру, то менеджер мог быть уверен, что и банковские служащие поймут ее наверняка»;
6)экономичность контроля. Все затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые им преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля или внести в нее поправки. Затраты на контроль состоят из затрат времени персонала на осуществление контроля (их заработная плата с начислениями); затрат на контрольное оборудование; затрат на хранение, поиск, передачу информации, связанную с контролем.
Существует способ увеличения экономичности контроля - это метод управления по принципу исключения. Суть его в том, что система контроля должна срабатывать только при значительных отклонениях от стандартов (то есть больших, чем выбранный масштаб допустимых отклонений).
Таким образом, эффективный контроль - это контроль, который дает нужную информацию нужным людям до того, как проблема разовьется в кризис.
2.3 Учёт проведенческих аспектов в организации процесса
контроля
При проведении контроля необходимо учитывать и его поведенческие аспекты. Люди - это неотъемлемый элемент любой организации, поэтому при организации процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Для этого менеджеры часто намеренно делают процесс контроля видимым, открытым. Смысл открытости проводимого контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать ошибки сотрудников и собрать на них негативный материал. Главное назначение контроля в том, чтобы предотвратить возможные ошибки. То есть сотрудники, зная о существовании системы контроля и его последствиях, будут сознательно стараться избегать ошибок и направлять свои усилия на достижение целей организации. Таким образом, система контроля создает в организации среду, содействующую продуктивной деятельности ее сотрудников и снижающую вероятность совершения ими намеренных действий, противоречащих целям предприятия (например, воровство и пр.).
Однако при организации процесса контроля следует учитывать, что человек не идеален, а реален, то есть ему присущи определенные недостатки, устремления. В частности, практически всегда личный интерес превалирует над интересами предприятия. Поэтому возникают элементы приспособления человека к существующей системе контроля, что, в свою очередь, снижает ее эффективность. Такими возможными негативными последствиями организации процесса контроля являются:
- возникновение поведения, ориентированного на контроль. Это означает тенденцию в поведении сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проьодится контроль, и пренебрегать той работой, где измерений нет. То есть сотрудники, зная, в каких областях проводится контроль, по каким параметрам оценивается их деятельность и что является основой для вознаграждений и наказаний, обычно готовят руководителю информацию только по этим направлениям. Это опасно тем, что все усилия сотрудников направляются только на создание хорошей картины при проверке, а цели организации при этом могут и не учитываться. Например, если деятельность директора предприятия оценивать только по объему выпущенной продукции и ее приросту к уровню предыдущего года, то он будет добиваться этого прироста за счет отказа от текущего или планово-предупредительного ремонта, не будет обновлять ассортимент. В этом случае могут возрасти запасы готовой продукции на складах, ухудшиться качество продукции, снизиться заработная плата, возникнет задолженность по заработной плате, дефицит оборотных средств и пр. Или если деятельность директора школы оценивать по количеству второгодников, то неуспевающие ученики могут быть переведены в следующие классы путем завышения оценок (тогда страдает качество знаний);
- получение непригодной информац
Для ликвидации таких негативных последствий контроля необходимо учитывать следующие правила:
1. Разработать четкую и понятную всем систему показателей и стандартов для контроля, довести ее до сведения всех сотрудников.
2. Выбранные показатели, по которым осуществляется контроль, должны объективно и комплексно отражать основные цели деятельности, работу подчиненных.
3. Использовать метод управления по принципу исключения - суть его состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.
4. Использовать двустороннее общение - то есть открыто обсудить с подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применены в качестве стандартов, какими будут вознаграждения или взыскания.
5. Вознаграждать по результатам контроля.
К наиболее часто встречающимся ошибкам контроля относят: контроль по случаю, скрытый контроль, контроль формальный, поверхностный, неинформирование сотрудников о результатах контроля; контроль в целях поиска крайнего; чрезмерный контроль.
2.4 Контроль на предприятии лёгкой промышленности города Витебска ОАО «Знамя индустриализации»
Информация о работе Современные формы организации контроля в менеджменте и механизмы их реализации