Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:33, реферат
Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.
К специфическим чертам относятся:
• национальные особенности общества;
• исторические особенности развития;
• географические условия;
• культура и другие подобные факторы.
Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.
К специфическим чертам относятся:
• национальные особенности общества;
• исторические особенности развития;
• географические условия;
• культура и другие подобные факторы.
Кроме того, состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:
1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.
Наиболее актуальными проблемами управления
в России становятся антикризисное управление,
управление занятостью людей, информационные
технологии, поддержка предпринимательства
и малого бизнеса, мотивирование экономической
активности в сфере производства, банковский
менеджмент. Однако главная проблема состоит
не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы
выстроить ранжированные приоритеты.
Именно здесь зародились наибольшие трудности
в понимании менеджмента и его роли в России.
2. Инфраструктура менеджмента,
социально-экономические и
Здесь важно понять и сформулировать понятие
собственно инфраструктуры. Она представляет
собой совокупность множества факторов,
составляющих ту общественно-экономическую
среду, в которой формируется российский
менеджмент, а именно:
• факторы менталитета (ценности, национальные
традиции и культура);
• факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного
направления (система подготовки менеджеров);
• факторы уровня научного мышления, методологической
культуры, развитие социально-экономических
знаний.
3. Комплекс факторов, затрудняющих
или благоприятствующих
Это факторы уровня научного мышления,
методологической структуры, развития
социально-экономических знаний.
4. Культурная среда, особенности
общественного сознания.
Это факторы, которые невозможно изменить
в одночасье и которые, как показывает
исторический опыт развития, и не нужно
изменять.
Кроме того, к особенностям российского
стиля управления относятся:
• в большинстве фирм процесс принятия
решений носит индивидуальный характер;
• решения принимаются менеджерами на
каждом уровне управления, причем вышестоящие
руководители, как правило, не дублируют
решения своих подчиненных, хотя и это
имеет место, но создает много проблем;
• стратегическое планирование осуществляется
исключительно высшим руководством;
• российский топ-менеджер сочетает в
своем стиле управления качеством как
японского менеджмента, так и американского,
т.е. приветствуется профессионализм,
инициатива, умение осуществлять координацию
действий и контроль;
• структура управления на российских
предприятиях, а также процедура контроля
строго формализованы. Проверки плановые,
о них персонал предупреждается заранее,
следовательно, такой метод контроля косвенно
стимулирует ра¬боту сотрудников и способствует
их карьерному росту;
• в целом на российских предприятиях
карьерный рост возможен и обусловлен
в большинстве случаев личными результатами,
вкладом конкретного человека в общее
дело по его индивидуальным достижениям,
реже по результатам работы группы. Особое
место занимают государственные организации,
где важнейшее значение отводится служебному
стажу, премии — общие для всех;
• отношения с подчиненными носят формальный
характер, однако неформальные отношения
полностью не исключаются.
Сопоставляя российский менеджмент с японским и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях.
История менеджмента в России состоит из четырех этапов, продолжительность каждого из которых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате общественно-политических преобразований, получивших название перестройки.
Первый этап, или ранний период,
развития (конец 80-х гг.) характеризуется
появлением менеджеров-антрепренеров,
цель которых заключалась в личном
обогащении независимо от выбранной
отрасли или сферы
Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с появившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На вт¬ром этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа — хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.
Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фарма¬цевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.
Четвертый этап, развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.
Возникновение четвертого этапа объективно
обусловлено следующими причинами:
• большое количество менеджеров получило
подготовку по программе «Магистр делового
администрирования» (МВА) и Президентской
программе по подготовке высококвалифицированных
управленцев;
• частично менеджеры-антрепренеры переходят
в группу на¬емных профессиональных менеджеров
после обучения за рубежом или в России;
• наблюдается укрупнение производственно-хозяйственных
структур, создание корпораций, возрождение
отраслей промышленности, в которых не
могут самостоятельно функцио¬нировать
мелкие хозяйствующие субъекты.
На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессиональном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что на современном этапе вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.