Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:40, реферат
Очевидные издержки необдуманной оценки включают в себя выплаченную зря зарплату, затраты на обучение, выплаты компенсаций, связанных с досрочным прекращением контракта, затраты на поиск новых работников. Но самые большие издержки трудно сразу заметить и оценить. Они включают стратегические просчеты и управленческие ошибки, допущенные работником, упущенные возможности, дополнительный стресс и испорченные отношения внутри компании.
От того какие задачи преследует
оценка зависит каким критериям
отдать предпочтение. Если задача оценки
- повышение результативности труда
на рабочем месте, то критерии должны
относиться непосредственно к
Целями деловой оценки персонала являются:
Деловая оценка персонала
направлена в большей части на
диагностику деловых и
Именно от качественно проведенной деловой оценки персонала зависят:
Эффективная оценка персонала
относится к важнейшим
Для обеспечения точности
и эффективности оценки, она должна
соответствовать следующим
Ниже в таблице 1.1 перечислены методы деловой оценки, которые могут быть использованы параллельно
Название метода |
Краткое описание |
Достоинства |
Ограничения |
Уровень надежности |
Биографический метод |
Анализ биографических данных основных этапов профессионального и жизненного пути на основе трудовой книжки, биографии, характеристик, дипломов об образовании. |
1.Выявление уровня 2. Выявление несоответствия записей в документах. |
1. Формальный анализ основных документов. 2.Невозможность выявить личностные качества (формальный подход к написанию характеристик) |
средний |
Анкетирование |
Опрос по заранее заготовленной и составленной по определенному алгоритму анкете. Включает как отрытые, так и закрытые вопросы и имеет ограничения по объёму (как правило, не более 2-3 страниц) |
1.Удобство в обработке. 2.Возможность задействовать в оценке большое количество респондентов. |
1.Недостаточный объём
информации для полного 2.Велика вероятность 3.Высокие требования к
уровню профессионализма к |
ниже среднего |
Тестирование |
Ответы на составленному
по определенному алгоритму |
1.Быстрая обработка по заранее составленным ключам. 2.Небольшие временные затраты. 3.Массовый охват тестируемых. |
1.Существенное влияние
ситуативных факторов на 2.Вероятность социально- 3.Легкий доступ к наиболее
распространенным методикам |
ниже среднего |
Наблюдение |
Фиксация поведенческих индикаторов в специально составленных бланках для наблюдателей. Различают включенное наблюдение (наблюдатель участвует в работе наблюдаемых) и невключенное (наблюдатель работает отстраненно) |
1.Большой массив оценочной информации. 2.Возможность оценить
реальное поведение человека, а
не его мнение о своём 3.Позволяет оценить уровень
развития определенных |
1.Высокие требования к
уровню подготовленности 2.Вероятно проявление субъективизма в оценке. 3.Сложность в |
высокая зависи-мость от уровня квалифи-кации экспертов (от ниже среднего до высокого) |
Собеседование |
Проведение интервью в режиме вопроса-ответа по заранее составленному алгоритму или в форме отрытых вопросов (неструктурированное интервью) или смешанная форма. Проводится на разных уровнях (психолог, менеджер по персоналу, линейный руководитель и руководитель организации). |
1.Возможность определить деловые и личностные качества интервьюируемого 2.Наличие непосредственного
взаимодействия между 3.Возможность проверить интервьюируемого на стрессоустойчивость. |
1.Наличие специальной
психологической подготовки 2.Субъективизм интервьюера
в результате действия 3.Искажение оценочной информации за счет владениями техниками успешного владения интервью и самопрезентации |
выше среднего |
Решение кейсов |
Решение определенных ситуаций, содержащих множество вводной информации. Оценивается не решение как таковое, а способы его решения и поиск альтернативных вариантов. |
1.Возможность отследить
логику принятия решения в
сложных и неоднозначных 2.Кейсы максимально отражают
специфику деятельности |
1.Существенные временные
затраты на составление и 2.Оцениваются в основном
интеллектуальный и |
средний |
Деловая игра |
Процесс решения задач в ходе группового взаимодействия. Деловая игра имитирует реальную деятельность, при этом участники деловой игры имеют возможность отыграть различные командные роли. |
1.Активное включение 2.Возможность оценить коммуникативный блок. Участники приобретают навык группового взаимодействия. |
1.Сложность экспертной оценки при большом количестве участников. 2. Возможен деструктивный вариант развития деловой игры. |
средний |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения. |
1.Возможность оценить
поведение человека в 2.Проверка стрессоустойчивости и уровня эмоциональной стабильности. |
1.Отрицательное отношение
участника к подобным 2.Формирование негативного отношения ко всей компании. |
средний |
Самоотчет |
Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом. |
1.Создание условий для
самоанализа деятельности и 2.Определение дальнейших направление личностного и профессионального развития. |
1.Определенный уровень
субъективности участника 2.Низкая мотивация к
публичному предъявлению |
Выше среднего |
В результате анализа проведенного в таблице 1.1 были выявлены как положительные стороны применения методов, так и отрицательные. Нейтрализовать ограничения методов способно только комплексное их применение.
Таким образом, ведущим понятием является «оценка», которой присущи три наиболее существенных признака: принадлежность к субъекту, наличие технологии, представленность в определенном итоговом виде - конкретизированном результате оценивания, например, рейтинг или ряд оценок.
Оценка в широком смысле является «суждением, мнением, умозаключением кого-нибудь и чем и/или о ком-нибудь, которые выявлены с помощью определенной технологии и выступают как итог оценивания». Оценка подразделяется на оценку труда - сопоставление содержания, качества и затраты труда с планируемыми и оценку персонала - диагностику уровня развития профессиональных важных качеств и деловых компетенций. Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Из основных задач деловой оценки является: формирование кадрового резерва, повышение мотивации к профессиональному развитию и формирование благоприятного социально - психологического климата. Деловая оценка занимает одно из центральных мест управления персоналом.
К методам деловой оценки персонала относят: биографический метод, анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, решение кейсов, деловая игра, критический инцидент, ранжирование и самоотчет. Каждому из перечисленных методов присущи свои достоинства и недостатки. Нивелировать недостатки методов способно комплексное их применение и тщательная подготовка их инструментария и специалистов - оценщиков.
Деловая оценка, как и любой другой вид деятельности, связанный со сбором, структурированием и анализом информации, представляет собой последовательную смену этапов. Эти этапы объединены в единую схему их реализации называемой процессом деловой оценки, то есть процесс деловой оценки представляет собой алгоритм, состоящий из этапов, заключающиеся в структурированном изложении действий и направленных на осуществление целей деловой оценки.
Элементы уровня определения стратегии проведения деловой оценки были описаны в первом подпункте нашей работы, элементы же уровня реализации процесса деловой оценки будут описаны далее.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Этот этап является наиболее важным в виду его значимости влияния на другие этапы, поэтому опишем его более подробно.
a) Анализ деятельности сотрудников, подлежащих оценке:· определение сферы деятельности;
· структурирование деятельности по категориям (важное -второстепенное, сложное - легкое; долгосрочное - краткосрочное; стратегическое - тактическое);
· выявление ключевых видов деятельности (например, для менеджера по персоналу это непосредственная работа с персоналом по отбору, адаптации, оценке, мотивации, обучению и др.);
· выявление наиболее трудозатратных видов деятельности (например, оформление документов и ведение переговоров).
b) Выделение фрагментов деятельности, подлежащих оценке:· вся анализируемая деятельность разбивается на отдельные фрагменты (например, для менеджера по персоналу такими фрагментами являются:
1. Работа с людьми;
2. Работа с документами (оформление);
3. Аналитическая деятельность
(определение кадровой
4. Организаторская работа (проведение корпоративный мероприятий).
c) Определение компетенций оценки:
· под каждый выбранный фрагмент деятельности формируется свой набор компетенций.
Этот термин определяет нечто, что должен уметь делать человек, чтобы справиться со своими должностными обязанностями в компании, то есть компетенция - это набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы. Другими словами, с точки зрения оценки персонала, это не профессия, не область человеческой осведомленности в чем-либо, а нужный набор качеств.
Информация о работе Современный подход к деловой оценке персонала