Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния процесса диверсификации производства на деятельность и развитие организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации производства;
2. Изучить причины, порядок и пути диверсификации производства;
3. Классифицировать различные виды диверсификации предприятия;
4. Выявить закономерности выбора того или иного пути диверсификации.

Содержание

Введение 3
1. Содержание стратегии диверсификации 5
1. 1. Определение диверсификации, её целесообразность 5
1. 2 . Диверсификация как часть корпоративной стратегии 8
2. Стратегические подходы диверсификации бизнеса 13
2. 1. Причины, порядок и пути реализации диверсификации 13
2. 2. Стратегии укрепления позиций и улучшения работы диверсифицированных компаний 19
2. 3. Диверсификация как условие повышения эффективности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Возможны два варианта реализации связанной диверсификации:

- стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующая СЗХ остается в центре бизнеса, а новая возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке либо в других сильных сторонах компании;

- стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. Компания должна ориентироваться на производство технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности, например в области поставок. Так как новый продукт ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим.

Нередко компании реализуют  один из вариантов смешанного типа диверсификации:

- портфель состоит  из  множества связанных и несвязанных СЗХ,

- портфель  состоит из нескольких несмежных групп связанных СЗХ (в портфеле присутствуют несвязанные СЗХ, но в рамках каждой отрасли существует связанная диверсификация).

При решении вопроса о диверсификации компании следует учитывать два аспекта (табл. 1).

Таблица 1

Критичные факторы при  выборе стратегии диверсификации

Стратегия диверсификации

Пути реализации

Источники затрат

на управление

Связанная

Внутренний рынок капитала, реструктурирование, передача искусств, распределение ресурсов

Число СЗХ,

     Координация          между СЗХ

Несвязанная

Внутренний рынок  капитала,

реструктурирование

Число СЗХ 


 

1. Диверсификация осуществляется следующими путями:

- через внутренний рынок капиталов (функции фондового рынка);

- реструктурированием, с целью поддержки трудноуправляемых СЗХ в активизации деятельности;

- передачей специфических искусств между СЗХ;

- разделением функций (ресурсов) для достижения синергизма.

Часто несвязанная диверсификация реализуется путем приобретения: предпочтение отдаются компаниям с заниженной  стоимостью.

2. Стоимость управления диверсифицированной компанией складывается из двух составляющих: стоимости управления в каждой СЗХ и стоимости по координации СЗХ.

Результат управления связанными и несвязанными СЗХ, представлен  в табл. 2.

 

Таблица 2

Результат управления связанными и несвязанными СЗХ

Вид диверсификации

Результат

Содержание

Связанная диверсификация

Доходы

Доходы от каждой СЗХ

Доходы от синергизма

Расходы

Расходы по каждой СЗХ

Расходы на   координацию СЗХ

Несвязанная диверсификация

Доходы

Доходы от каждой СЗХ

Расходы

Расходы по каждой СЗХ


 

Таким образом, выбор  между связанной и несвязанной  диверсификацией зависит от сравнения  прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.

Альтернативой диверсификации может быть создание стратегического  альянса между двумя или более  компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с  использованием новых возможностей бизнеса. Таким образом, любая компания создает стратегию диверсификации, максимально соответствующую ее ситуации и отношению к риску.

 

2. Стратегические подходы  диверсификации бизнеса

2. 1. Причины, порядок и пути  реализации диверсификации

Необходимость участия в диверсификации у конкретного предприятия возникает только тогда, когда на пути дальнейшего развития освоенной отрасли выстраивается барьер.

Такое препятствие может  возникнуть перед быстро развивающейся  компанией, которая функционирует  в медленно развивающейся отрасли, то есть возникает антагонизм между темпами развития конкретного субъекта хозяйствования и отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств из освоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий.

Принятие решения о  диверсификации одновременно требует  определения ее типа, масштаба и  финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления. Компания начинает разрабатывать сценарий дальнейших мероприятий: внедряться в близкий или совершенно отдаленный вид бизнеса, использовать для этого ограниченный объем денежных средств (допустим, менее 10% прибыли) или инвестировать большие ресурсы (свыше 50% прибыли), вести экспансию в единичный или несколько крупных видов бизнеса, проникать во множество малых форм предпринимательской деятельности.

Существенное значение для принятия окончательного решения  о продвижении компании в новые сферы деятельности имеет предварительная экспертиза намечаемых мероприятий. В частности, производится оценка доходности инвестиций в тех отраслях, в которые предполагается диверсификация. Особое внимание уделяется долгосрочности получения прибыли. Кроме того, анализируются конкурентные условия и окружающая среда бизнеса.

Практический опыт показывает, что высокие темпы роста и  привлекательность готовой продукции  для потребителей однозначно не являются главными стимулами к диверсификации. Скорее всего, именно высокая доходность и возможность длительный срок получать весомую прибыль на вложенный капитал играют более существенную роль в положительном решении о диверсификации. Естественно, проникновение в новые виды бизнеса требует существенных вложений. Однако объем инвестируемых ресурсов не должен подрывать финансовое положение действующего бизнеса. Иначе у диверсифицированной структуры сжимается потенциал развития и, соответственно, сокращается прибыльность инвестиций. То есть, внедрение в новую сферу должно быть приемлемым для субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения.

Обязательно следует  проанализировать, получит ли диверсифицированный  бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это также послужит повышению  прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагом является и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений в новых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны также способствовать росту прибыльности.

Итак, решение о диверсификации принято и для этого найдены соответствующие финансовые ресурсы.

После принятия решения  о диверсификации следует выбрать  один из нескольких альтернативных путей. Существует множество различных  стратегических подходов. Когда диверсификация становится серьезным стратегическим выбором, необходимо принять решение о том, как она будет осуществлена: с родственными видами бизнеса, с неродственными или при сочетании этих двух случаев.

Выделяют шесть альтернативных стратегий:

1. Стратегии внедрения в новые отрасли. Приобретение, создание новой компании и совместное предприятие.

2. Стратегии родственной диверсификации.

3. Стратегии неродственной диверсификации.

4. Стратегии исключения и ликвидации.

5. Стратегии обновления компании, сокращения и реструктуризации.

6. Стратегии многонациональной диверсификации.

Первые три пункта определяют пути диверсификации, а  последние — стратегии укрепления позиций и улучшения работы уже  диверсифицированных компаний.

Одно из направлений, которое выбирает предприятие, - внедрение  в один или несколько новых видов деятельности (стратегия внедрения в новые отрасли). Предполагается включение в портфель организации новых сфер бизнеса посредством:

•   приобретения организаций;

•   создания организаций «с нуля»;

•   создания совместных организаций.

Покупка функционирующего предприятия, по мнению специалистов, представляет собой самую распространенную форму  проникновения в новый бизнес. Среди ее преимуществ следует  отметить: получение готовых технологий производства, наличие функциональных связей с поставщиками сырья и материалов, отсутствие необходимости широкой рекламы, существующая известность готовой продукции на рынке, налаженные каналы сбыта и квалифицированный персонал. Объединяет все эти позиции финансовая компонента. Диверсифицирующейся компании требуется не такая значительная сумма средств по сравнению с тем, если бы эти мероприятия организовывались вновь. Налицо существенная экономия инвестиционных вложений и прямой выход на целевой сектор рынка.

Компания, внедряющаяся в новый  бизнес путем покупки действующего предприятия, решает довольно сложную задачу, экономическое содержание которой состоит в том, чтобы произвести выбор: приобретение финансово устойчивого и успешно действующего предприятия или покупка предприятия, имеющего низкие финансовые показатели. Первый вариант предполагает более значительные затраты, чем второй. Диверсифицирующая компания рассматривает возможность приобретения бизнеса исходя из собственных финансовых возможностей. Действительно, успешно функционирующий объект покупки требует больших средств, но обеспечивает быстрый вход в новый бизнес. Возможно, что приобретение субъекта, находящегося в сложном финансовом положении, будет более продуктивным, если просматриваются перспективы развития этого предприятия. К примеру, требуется только финансовый толчок для стимулирования имеющихся новых технологий и производства современных видов продукции. Инвестирование средств приобретающей компанией позволит развиваться данному предприятию. В свою очередь, покупка субъекта по первому варианту может оказаться настолько завышенной, что не позволит приобретающей компании обеспечить дальнейшее поддержание или расширение деятельности приобретаемой структуры. Компания, расширяющая сферу своей деятельности, должна сопоставлять затраты на приобретение и будущие доходы на вложенные в покупку средства в равнозначном режиме.

Вхождение в новые виды бизнеса  может осуществляться при создании нового предприятия. Диверсифицирующейся  компании требуется затратить определенные ресурсы на приобретение производственного оборудования, поиск квалифицированных кадров, формирование каналов снабжения и сбыта, определение соответствующего круга потребителей продукции будущего предприятия, то есть необходимы значительные финансовые ресурсы.

Решение о создании новой хозяйственной структуры будет рациональным при наличии нескольких условий. К примеру, когда для налаживания деятельности нового предприятия у диверсифицирующейся компании имеется определенный и достаточно длительный период времени, а также готовые технологии и специалисты. В некоторых отраслях национального хозяйства создание нового предприятия, занятие им значимой доли в производстве какого-то продукта и приобретение устойчивого финансового положения требует чрезвычайно длительного срока. Эта специфика может повлиять на решение компании, которая осуществляет диверсификацию.

Значимым является и то, что в  этом секторе рынка еще не функционируют  крупные хозяйственные объединения, которые могут оказать существенное противодействие появлению нового субъекта.

Вступление в новую  сферу деятельности для развивающейся  компании возможно с помощью создания совместного предприятия. Оценим преимущества и недостатки данного пути диверсификации.

К положительным моментам принятия решения о создании совместного  нового бизнеса относится снижение риска для диверсифицирующейся компании, а точнее - распределение риска между участниками совместного предприятия. В определенной ситуации отдельные компании имеют в наличии определенные элементы производства. Одна компания - производственные площади, другая - высокопроизводительное оборудование, третья - современные технологии, в наличии источник инвестиций. Объединение названных субъектов рождает на рынке совместное предприятие с крепким начальным финансовым потенциалом и конкурентной позицией.

Таким образом, было рассмотрено  несколько форм внедрения в новый  бизнес диверсифицирующейся компании, дана характеристика и проанализированы специфические моменты, содействующие или препятствующие диверсификационному процессу. Далее необходимо выбрать конкретную отрасль для диверсификации.

В ходе диверсификации предусматриваются  два пути: внедрение в технологически близкий бизнес и вступление в  кардинально отличный бизнес. В теоретическом  аспекте направление, близкое по технологическому циклу, трактуется как родственный бизнес или деятельность с определенным действующему бизнесу стратегическим соответствием.

Информация о работе Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации