Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:24, реферат
В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеология этого феномена выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Идеологию партнерства характеризует ее содержание: • преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; • согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов; • согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
Социальное партнерство в антикризисном управлении
В условиях кризиса
действенным средством решения
обострившихся социально-
• преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; • согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;
• согласование
критериев и показателей
• утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;
• участие наемных работников в управлении.
Опыт подтверждает,
что механизм социального
• взаимную заинтересованность
наемных работников и предпринимателей
в эффективном экономическом
росте, в повышении
• рост трудовой и социальной активности, оздоровление процесса конкуренции;
• улучшение условий труда и
жизни;
• снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов, перевод забастовочных ультиматумов в конструктивные предложения.
Объективные
и субъективные предпосылки
Экономические кризисы и депрессии остро поставили вопрос о переходе от конфронтации к созидательной политике. Элементами такой политики являются:
• сильное дозированное
государственное регулирование
социально-экономических
• менеджеризм, демонополизация и поддержание конкурентной среды; многообразие и равноправие форм собственности;
• стимулирование
научно-технического прогресса и
инновационное
• международная интеграция;
• социальное партнерство как механизм выработки взаимоприемлемых решений.
Социальное партнерство,
по выражению французских
При этом жесткое противостояние работников и работодателей остается, но оно исключает разрушительные насильственные действия и ведется в рамках добровольной договорной основы.
В России начало разработки
концепции социального
• равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением;
• соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон;
• добровольности в принятии обязательств;
• паритетности в достижении договоренностей, неприемлемости ущемления какой-либо стороны.
Важной составной
частью политики профсоюзов в
этой области является
• ведения переговоров
по определению минимальной
• выработки критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости;
• проведения консультаций и переговоров по трудовому законодательству и другим вопросам трудовых отношений;
• примирения
и посредничества при
• совещательной роли при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики.
Согласие по таким вопросам, как защита трудовых доходов от инфляции, решение проблемы невыплат заработной платы, способов и форм предотвращения массовой безработицы образуют фундаментальную основу для расширения социального партнерства в других областях. В развитых странах с рыночной экономикой под социальным партнерством понимается постоянный институционализированный диалог между наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями и их объединениями на различных уровнях — с другой.
Диалог смягчает
противоречивые интересы
В России социальное партнерство отождествляется с трипартизмом, т. е. с сотрудничеством профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Этот подход таит в себе опасность подмены всего комплекса элементов социального партнерства верхушечной надстройкой. Преодолеть эту опасность, как свидетельствует опыт, можно на основе социальной активности и организованности трудящихся. Но это достигается постепенно, по мере развития институциональной среды социального партнерства. А здесь существует немало проблем. Во-первых, сложность формирования институциональной среды социального партнерства заключается в том. что социальные институты чаще всего создаются, скорее, для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил. Эта проблема может частично решаться демократическим контролем. В России такого контроля нет. Поэтому в наших кризисных условиях остро проявляется потребность в лидерах, способных поставить общие интересы выше политических пристрастий, обладающих необходимой волей в достижении поставленных целей и значительной компетентностью. Во-вторых, социальное партнерство может успешно развиваться как метод разрешения противоречий между трудом и капиталом при наличии среднего класса. Его доля в России к середине — концу 80-х годов составляла 65—70% и в 1994 г. снизилась до 10—15%, что явилось следствием быстрой социальной дифференциации и «вымывания» среднего класса.
По мировым методикам социально опасным считается децильный коэффициент более 10. В развитых странах он составляет 4-5, тогда как ныне в России — около 20. В этих условиях социальное партнерство должно стать одним из средств формирования среднего класса. Политика профсоюзов в области труда и заработной платы выступает надежной поддержкой малому и среднему предпринимательству — основной сфере деятельности среднего класса. В-третьих, приватизация в России не привела к реальной перестройке экономических отношений в смысле превращения государства в «защитника» общественных интересов. Оно по-прежнему выполняет преимущественно функцию частного собственника. Поэтому государство является плохим арбитром в спорах между трудом и капиталом.
Размытость роли
государства как социального
партнера — одна из причин незавершенности
организационной структуры
• недоверии населения к политическим и общественным организациям;
• правовой
незащищенности низовых
• доминировании краткосрочных целей в деятельности государственных и частных компаний;
• господстве патерналистского мировоззрения в сознании большинства населения и его низкой политической культуре.
В-пятых, разобщенность
профессиональных союзов по
Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении