Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 02:16, доклад
Отличительные особенности обыденного социально-психологического знания:
а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной жизни человека, носит скорее единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Котельники»
Кафедра
менеджмента и социологии управления
Специальность 080504
«Государственное
и муниципальное управление»
ДОКЛАД
По дисциплине: «Менеджмент знаний»
Тема
работы: «Социально-психологические
знания»
очной формы обучения,
гр.ГМУ-31
_________ И.С. Шабашев
Проверил: ст. преподаватель
___________В.Ф. Козий
Котельники
2010
Сущность и классификация
социально-психологических знаний
1) Обыденное, житейское
знание.
Отличительные особенности обыденного
социально-психологического знания:
а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной
жизни человека, носит скорее единичный
или групповой характер, являясь результатом
обыденного обобщения внешнего, поверхностного,
непосредственного;
б) имеет несистематизированный характер
комплекса, набор фактов, случаев, догадок
и интерпретаций с точки зрения “домашнего
обихода”, “здравого смысла” и “общепринятых
взглядов” по поводу механизмов социально-психологических
явлений. (типа “лысый, в очках и шляпе
– интеллигент” и т.п.);
в) “житейская психология”, ориентирована
на обеспечение оптимальных взаимоотношений
с людьми и внутреннего комфорта в рамках
стихии жизни, не нуждаясь в экспериментальной
проверке имеющихся представлений;
г) фиксируется в системе обыденного разговорного
языка, выражающего общие представления
и индивидуальную эмоционально-смысловую
оболочку его слов.
2) Художественное знание.
Включает эстетические образы, фиксирующие
типичные или уникальные формы человеческой
психологии той или иной эпохи, социального
слоя и т.п. в материале художественного
произведения литературы, поэзии, живописи,
скульптуры, музыки. Один из самых “психологичных”
писателей Ф.М. Достоевский говорил: “Человек
есть тайна. Ее надо разгадать и если будешь
ее разгадывать всю жизнь, то не говори,
что потерял время, я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком” (1839)”. И еще:
“...Меня зовут психологом; неправда, я
лишь реалист в высшем смысле, то есть
изображаю все глубины души человеческой...”
3) Философское знание.
Данный вид социально-психологического
знания представляет собой морально-мировоззренческие
рефлексивные обобщения и выполняет, кроме
того, функцию методологии, то есть системы
основополагающих принципов познания
взаимоотношений человека и общества.
4) Эзотерическое (от греч. “внутренний”)
знание.
Разновидностями данного вида социально-психологического
знания являются религиозное, оккультно-мистическое,
магическое (астрология, хиромантия и
т.п.) знание.
5) Практико-методическое знание.
Являясь результатом экспериментального
обобщения для заинтересованных пользователей,
данный вид знания выступает, в основном,
как процедурно-технологическое знание
(“Hоу-хау”, или так называемое “Карнеги-знание”),
представляющее готовый рецепт (алгоритм)
для действий в определенных жизненных
ситуациях.
6) Hаучное знание.
Основные его виды: научно-теоретическое
и научно-экспериментальное знание. Научное
знание – это логически непротиворечивая
и экспериментально обоснованная система
взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений,
описывающих социально-психологические
явления, объясняющих их природу и прогнозирующих
динамику, а также обосновывающих возможность
управления ими.
Отличительные особенности научного
социально-психологического знания:
-имеет всеобщий характер, отражая существенное,
устойчивое и повторяющееся в социально-психологических
явлениях, то есть их фактическое содержание;
-имеет системный характер, то есть представляет
собой систему развивающихся понятий,
отражающих динамику явлений и образующих
социально-психологическую теорию;
-представляет собой единство методологического,
теоретического и экспериментального
знания, в котором главное – осознанная,
рефлексивная исследовательская направленность,
проверяемость теоретических положений
в эксперименте;
-фиксируется в системе научного языка,
позволяющего отражать и различать “тонкую
структуру социально-психологического
явления, недоступную обыденному, непосредственному
знанию, “житейской психологии”.
Кроме вышеназванных видов социально-психологического
знания различают: номотетическое,
объясняющее знание (от гр. номос – закон),
типа естественных наук и идеографическое,
описательное, относящееся к описательному
знанию, подобному всем наукам о культуре.
В психологии первый тип знания предлагали
развивать бихевиористы школы Уотсона-Торндайка,
а второй – представители понимающей
(Дильтей, Шпрангер) и гуманистической
(Роджерс, Франкл) психологии.