Социально-психологические знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 02:16, доклад

Краткое описание

Отличительные особенности обыденного социально-психологического знания:
а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной жизни человека, носит скорее единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

Вложенные файлы: 1 файл

Социально псих.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)
 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

«Международный  университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал  «Котельники»

Кафедра  менеджмента и социологии управления 

Специальность 080504

«Государственное и муниципальное управление» 
 
 
 

ДОКЛАД 

По  дисциплине:  «Менеджмент знаний»

Тема  работы:       «Социально-психологические знания» 
 
 
 
 
 

                                                                                                Выполнил: студент 3-го курса

                        очной формы обучения,

                    гр.ГМУ-31

                     _________ И.С. Шабашев  

                    Проверил: ст. преподаватель

                         ___________В.Ф. Козий 
                 
                 
                 
                 
                 

Котельники 2010 
 
 

Сущность и классификация социально-психологических знаний 

1) Обыденное, житейское знание. 
Отличительные особенности обыденного социально-психологического знания: 
а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной жизни человека, носит скорее единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного; 
б) имеет несистематизированный характер комплекса, набор фактов, случаев, догадок и интерпретаций с точки зрения “домашнего обихода”, “здравого смысла” и “общепринятых взглядов” по поводу механизмов социально-психологических явлений. (типа “лысый, в очках и шляпе – интеллигент” и т.п.); 
в) “житейская психология”, ориентирована на обеспечение оптимальных взаимоотношений с людьми и внутреннего комфорта в рамках стихии жизни, не нуждаясь в экспериментальной проверке имеющихся представлений; 
г) фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку его слов. 
2)  Художественное знание. 
Включает эстетические образы, фиксирующие типичные или уникальные формы человеческой психологии той или иной эпохи, социального слоя и т.п. в материале художественного произведения литературы, поэзии, живописи, скульптуры, музыки. Один из самых “психологичных” писателей Ф.М. Достоевский говорил: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком” (1839)”. И еще: “...Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой...” 
3) Философское знание. 
Данный вид социально-психологического знания представляет собой морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения и выполняет, кроме того, функцию методологии, то есть системы основополагающих принципов познания взаимоотношений человека и общества.  
4) Эзотерическое (от греч. “внутренний”) знание. 
Разновидностями данного вида социально-психологического знания являются религиозное, оккультно-мистическое, магическое (астрология, хиромантия и т.п.) знание. 
5) Практико-методическое знание. 
Являясь результатом экспериментального обобщения для заинтересованных пользователей, данный вид знания выступает, в основном, как процедурно-технологическое знание (“Hоу-хау”, или так называемое “Карнеги-знание”), представляющее готовый рецепт (алгоритм) для действий в определенных жизненных ситуациях. 

6) Hаучное знание. 
Основные его виды: научно-теоретическое и научно-экспериментальное знание. Научное знание – это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих социально-психологические явления, объясняющих их природу и прогнозирующих динамику, а также обосновывающих возможность управления ими. 
Отличительные особенности научного социально-психологического знания: 
-имеет всеобщий характер, отражая существенное, устойчивое и повторяющееся в социально-психологических явлениях, то есть их фактическое содержание; 
-имеет системный характер, то есть представляет собой систему развивающихся понятий, отражающих динамику явлений и образующих социально-психологическую теорию; 
-представляет собой единство методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное – осознанная, рефлексивная исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте; 
-фиксируется в системе научного языка, позволяющего отражать и различать “тонкую структуру социально-психологического явления, недоступную обыденному, непосредственному знанию, “житейской психологии”. 
Кроме вышеназванных видов социально-психологического знания различают: номотетическое, объясняющее знание (от гр. номос – закон), типа естественных наук и идеографическое, описательное, относящееся к описательному знанию, подобному всем наукам о культуре. В психологии первый тип знания предлагали развивать бихевиористы школы Уотсона-Торндайка, а второй – представители понимающей (Дильтей, Шпрангер) и гуманистической (Роджерс, Франкл) психологии. 

Информация о работе Социально-психологические знания