Социально-психологические методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:32, доклад

Краткое описание

Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад менеджмент.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

     Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова»

 

 

 

 

                                                                   

 

 

                                                                       Доклад

по дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Социально-психологические  методы менеджмента».

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

группы 2302

Лехавичус Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Москва,2012

      Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми.

     Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

     Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

- повышением образовательного  и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

- развитием демократических  начал в управлении;

- значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

     Использование социально-психологических методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов; учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

      Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления.

     Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

    Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

1. Методы управления отдельными  групповыми явлениями и процессами  включают:

  • методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
  • методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;
  • методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

2. Методы управления индивидуально-личностным  поведением призваны обеспечить  необходимое производственное поведение  персонала в соответствии с  поставленными целями:

  • внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
  • методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;
  • методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.

Цель психологических  методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Объектом психологических  методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

К психологическим методам  относятся:

  1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
  2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
  3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
  4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

     Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

     Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

 

 

 


Информация о работе Социально-психологические методы менеджмента