Социально-трудовые отношения и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Особенности труда как объекта исследования и изучения , состоят в том, что, во-первых, труд - это разумная деятельность человека по формированию благ и услуг, которая должна быть результативна, рациональна, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности индивида и общества в целом, фактором функционирование каждой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда создаётся система социально-трудовых отношений, которые собирают стержень социальных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-трудовые отношения и их регулирование1.docx

— 63.49 Кб (Скачать файл)

Очень важно отметить, что положения  нормы о коллективных спорах основаны на таких важных элементах, как:

- добровольный характер переговоров  между участниками коллективного  трудового спора по проблемам  проведения примирительных процедур  и проблемам выхода из конфликта;

- государственное вмешательство  в конфликт с целью содействия  проведению примирительных процедур  по разрешению коллективных трудовых  споров.

Примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора  базируются на следующих принципах:

- соблюдение норм законодательства;

- полномочность представителей  сторон коллективного трудового  спора;

- равноправие сторон коллективного  трудового спора;

- свобода выбора и обсуждения  вопросов, составляющих содержание  проблемы коллективного трудового  спора;

- реальность обеспечения обязательств, принимаемых в результате соглашения  сторон коллективного трудового  спора;

- добровольность принятия обязательств  каждой из сторон спора;

- контроль и ответственность  за выполнение обязательств по  соглашению сторон коллективного  трудового спора.

Порядок разрешения коллективного  трудового спора состоит из следующих  этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией,
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Этапам разрешения коллективного  трудового спора предшествует выдвижение требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Причем, требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются  на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением  требований работники избирают своих  полномочных представителей для  участия в разрешении коллективного  трудового спора.

Отметим, что наряду с Законом "О  порядке разрешения коллективных трудовых споров" и ТК РФ, к данным отношениям применим Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х "О трудовых коллективах  и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями"2.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган  для участия в разрешении данного  коллективного трудового спора.

Такие требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований, оформленных в  письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае Служба обязана проверить получение  требований другой стороной.

Работодатель обязан принять к  рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем  решении представителю работников в письменной форме в течение  трех рабочих дней со дня получения  требований.

Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового  спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации  спора.

Первый этап - рассмотрение коллективного  трудового спора примирительной комиссией является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового  спора не вправе уклоняться от участия  в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия создается  в срок до трех рабочих дней с  момента начала коллективного трудового  спора и оформляется соответствующим  приказом работодателя и решением представителя  работников.

Примирительная комиссия формируется  из представителей сторон на равноправной основе. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель должен создать необходимые условия  для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией  в срок до пяти рабочих дней с  момента издания приказа о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается  по соглашению сторон, оформляется  протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке  и сроки, которые установлены  решением.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.

Отметим, что в настоящее время  действуют Рекомендации об организации  работы по рассмотрению коллективного  трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. N 16; Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора  в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 года N 17.

По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора  может быть приглашен посредник  независимо от Службы или по рекомендации Службы. Рассмотрение коллективного  трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных  дней с моментов его приглашения (назначения) и завершается принятием  согласованного решения в письменной форме или составлением протокола  разногласий.

Следующий этап - рассмотрение коллективного  трудового спора в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж представляет собой  временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного  трудового спора и Службой  в срок не позднее трех рабочих  дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора  примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж формируется  по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или  предложенных сторонами коллективного  трудового спора. В состав трудового  арбитража не могут входить представители  сторон коллективного трудового  спора.

Коллективный трудовой спор рассматривается  в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Рекомендации трудового арбитража  по урегулированию коллективного трудового  спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили  соглашение в письменной форме об их выполнении.

Важным элементом коллективного  трудового спора является право  на забастовку. Если примирительные процедуры  не привели к разрешению коллективного  трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое  в ходе разрешения коллективного  трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

В соответствии со статьей 37 Конституции  Российской Федерации признается право  работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового  спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут  ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном  законодательством. Причем представители  работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней  участие.

 

3.4 Система регулирования  социально-трудовых отношений 

 

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет  совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему  государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы госрегулирования социально-трудовых отношений:

- законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

- контроль исполнения законов;

- выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.).

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное  регулирование трудовых отношений  имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными  гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать  субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам  относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные  акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан  и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

- создание благоприятных условий труда;

- защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области  регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном  и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается  и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных  вопросов, лежащих в социально-экономической  плоскости. Такие программы также  подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального  масштаба, региональные, связанные  со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение  проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме  государственного регулирования трудовых отношений задействованы три  ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования  трудовых отношений. На федеральном  уровне законодательная власть в  России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной  Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы  жизни современного российского  общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами  регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений  РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование  в области социально-трудовых отношений  на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового  законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует  в формировании и реализации государственной  политики, в том числе в области  социально-трудовых отношений.

Регулирование социально-трудовых отношений на предприятии ставит задачу построить оптимальное сочетание  интересов предпринимателя и  наемных работников, Т.е. создать  отношения социального партнерства  между работодателем и наемными работниками. Содержание работы по регулированию  социально трудовых отношений включает: 

  • совершенствование оплаты и стимулирования труда; 
  • совершенствование социально-демографической структуры трудового коллектива; 
  • улучшение санитарно-гигиенических условий и охраны труда;
  • сокращение текучести кадров, стабилизацию трудового коллектива; 
  • подготовку и повышение квалификации кадров; 
  • совершенствование охраны здоровья; 
  • улучшение социально-бытовых и жилищных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Предложения по регулированию социально-трудовых отношений

 

Выявленные в процессе исследования работы позволили предложить ряд рекомендаций для улучшения  качества трудовой жизни сотрудников данной организации:

  1. Необходимо провести ряд тренингов по командообразованию, снижению конфликтности, тренинги личностного роста;
  2. Создание работнику условий для повышения его профессионально-квалификационного уровня, обеспечение постоянного обновления знаний и совершенствования навыков;
  3. Достойное место работы и правовая защищенность работника в организации.

Заработная плата на предприятии мотивирована справедливостью, а также тем, что небольшие разрывы в уровнях оплаты труда могли бы ускорить положительную динамику в организации.

Информация о работе Социально-трудовые отношения и их регулирование