Социотехническая система как основа построения современных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Концепция социотехнических систем была разработана сотрудниками Тавистокского Института (Лондон) во главе с Э. Тристом в результате ряда исследований, проведенных на угледобывающих предприятиях Великобритании. В дальнейшем применение социотехнической модели проектирования работы в Норвежской морской компании, на ряде предприятий General Motors, Procter & Gamble, Volvo, Saab позволило существенно повысить производительность и качество продукции, свести к минимуму отрицательные моменты, связанные с использованием технологии, в основном с использованием конвейера.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие социотехнической системы…………………………………………6
2.Социотехническая система как основа построения современных компаний.
……………………………………………………………………………………8
2.1. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях……………...…………………………………..……………………....8
2.2. Организация труда как социотехническая система..……………………14
2.3. Организационно-психологические изменения деятельности человека в информационно-техническом мире……………………………………………17
2.4. Информационная деятельность и ее влияние на характер деятельности человека в информационно-техническом мире………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….…….…...28
Список литературы…………………………………………………………...….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 55.60 Кб (Скачать файл)

Перечисленные факторы оказывают существенное влияние на работоспособность человека. В этом важное значение имеют выводы, опирающиеся на физиологические исследования. При этом очень важна роль условий труда как совокупность элементов производственной среды и трудового процесса, оказывающих воздействие на функциональное состояние организма человека, на удовлетворенность его трудом, на процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда.

Все эти вопросы отражаются в содержании конкретных программ и планов по рациональной организации труда. Эргономический характер некоторых из этих вопросов, относящихся к взаимодействию человека и машины в конкретных условиях производственной деятельности, не меняет места этих вопросов именно в социальной подсистеме организации труда. Сюда же относится и комплекс вопросов, связанных с проведением социально-экономических, организационно-технических и лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению условий и процессов труда и обеспечению их безопасности. При разработке этих мероприятий используется система стандартов безопасности труда (ССБТ), содержащих требования здоровых и безопасных условий выполнения работ в различных производствах, а также определяющих ответственность администрации предприятий за невнимание к внедрению современных средств техники безопасности, мер по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний работающих.

2.3.Организационно-психологические изменения деятельности человека в информационно-техническом мире.

 Важнейшей и общей  особенностью изменений условий  жизнедеятельности человека в  современном информационно-техническом  мире является развитие и усложнение  социальных форм движения информации  и знаний.

Социальное движение информации и знаний уже не ограничивается простым воспроизводством знаний в масштабах одного общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые и новые социальные структуры и формы. Увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества, происходит переход к новым формам занятости, идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

При таких условиях возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает возможности построения новых моделей социальных отношений. Пути и методы использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может игнорировать имеющуюся в его распоряжении информацию при решении любых проблем. Информационная техника превращается в один из важных показателей уровня научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями принципиально меняет характер и формы деятельности человека.

 Это свидетельствует  о том, что человек сталкивается  с эволюцией качественно новых  форм социальной динамики, характерных  для постиндустриального этапа  развития современной цивилизации. Новые формы социальной динамики  на деле означают изменения  в моделях социальной организации  и сотрудничества, т.е. активный социальный  процесс, предполагающий постепенную  замену централизованных иерархических  структур гибкими сетевыми типами  организации, приспособленными к  быстрым изменениям и инновационному  развитию.

Возникновение новых форм социальной динамики является результатом длительного и, - в рамках западноевропейской культуры и цивилизации, - целенаправленного развития науки и научного знания. Осознание ограниченности природных ресурсов, служащих естественной основой развития социального и культурного прогресса, заставило европейцев искать альтернативных путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня социально-экономического развития.

Статусное положение науки и научного знания в странах западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития, требующей высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов в различных предметных областях знания.

Под социальной эффективностью подразумевалось принципиальное ускорение темпов и ритмов экономического развития, усложнение социальных связей и отношений. Возникновение массовой культуры и ее воздействие на личностный мир и индивидуальный психологический опыт человека является, по сути, следствием возрастания темпов научно-технического прогресса и его влияния на формирование новых социальных ритмов жизни. Объективной стороной этого процесса, однако, всегда оставалось непреложное условие развития научного прогресса, который выбрасывает на поверхность социальной жизни все новые и новые сведения, факты, научные объяснения, которые с успехом моделируют разнообразие человеческой деятельности и изменяют традиционные средства ее развития, что и воплотилось в конце концов в актуализации и значимости процессов информационных взаимодействий.

Информатизация общества происходит на базе развития телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с использованием космической связи и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной и сотовой связи, электронной почты. Целесообразность и последовательность действий, направленных на продвижение процессов и моделей информатизации общества определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе.

 Ключевыми критериями  готовности к восприятию и  использованию преимуществ информатизации  являются следующие качественные  моменты и характеристики:

• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;

• характер овладения и использования населением ее возможностей;

• организация и последовательное развитие дистанционного образования;

• уровень включенности предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.

Последнее является наиболее перспективным и фактически уже освоенным в станах Западной Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей.

Таким образом, качественно новые формы социальной динамики, определяющие становление информационного общества, развиваются за счет овладения информацией как основным ресурсом управления и социально-экономического развития современного общества. Их самоопределение в основном обеспечивается с помощью современных средств информатики и осуществляется благодаря медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации социальной среды и всей жизнедеятельности человека.

С нашей точки зрения, медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

В техническом смысле медиатизация характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи. Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.

 Вместе с тем медиатизацию  нельзя рассматривать только  как физико-технический процесс, поскольку социально значимая  сторона информационных процессов, - производство информационных товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а сама информация приобретает отчетливо выраженные качества и характеристики товара.

Не менее важны и организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые качества и требуют новых организационных принципов развития.

Компьютеризация является центральным и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Возможности компьютера и его программного обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего структурирования и формализации информации для разработки разнообразия интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности современного человека. Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные возможности компьютера, характер использования которых зависит целей и творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального опыта.

В силу этого применение компьютерных и информационных технологий в социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты, продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.

Эти моменты развития компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализация как объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.

Интеллектуализацию как целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.

Интеллектуализацию можно рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет определяться как средство и условие формирования в обществе положительного отношения к научному знанию и информации, определяющих в конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий и развитие процессов информатизации.

Наконец, интеллектуализация может выступать и как объективное требование социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.

 Учитывая все указанные  возможности рефлексивного анализа  интеллектуализации, можно представить  ее как процесс, вокруг которого  локализуется не только разнообразие  точек зрения на социальное  значение информатизации, но и  смысловые отношения к самому  феномену информации в целом. Интеллектуализация суть не только  требование, но и модель развития  культуры информационного общества, в которой естественноисторические  ресурсы культурной жизни являются  или могут быть представлены  как уже вторичные по сравнению  с эмоциональными и чувственными  резервами общества.

 В силу этого проблема  интеллектуализации предстает как  граница, условно разделяющая две  противоположные точки зрения  на перспективы развития информационного  общества и оценки реального  потенциала заложенных в нем  возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и психического развития  личности и т.д.

Положительное отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако, заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации и ее кругооборота.

Информация о работе Социотехническая система как основа построения современных компаний