Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:59, контрольная работа
Понятие «корпоративное управление» появилось в экономике относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и активно изучают и анализируют его в учебной литературе и периодических изданиях ведущих экономических журналов. Корпоративное управление – это совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов.
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ……..4-18
1)
Понятие и сущность корпоративного управления ………………………………....4-7
2)
Корпоративный контроль. Принципы и стандарты корпоративного управления .7-14
3)Роль исполнительных органов в управлении компанией ……………………...14-18
2.МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………….18-23
1)Англо-американская модель корпоративного управления ……………………..18-20
2) Немецкая модель корпоративного управления …………………………………20-21
3) Японская модель корпоративного управления ………………………………….21-22
4) Сравнительный анализ моделей корпоративного управления …………..……..22-23
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………….……………………………………25
· Большинство инвесторов ориентировано на краткосрочные цели, на получение дохода за счет курсовой разницы.
· Фондовый рынок высоколиквиден благодаря такой структуре акционерного капитала и особенностям регулирования.
· Структура капитала и высокая ликвидность обусловливают высокую распространенность враждебных поглощений. Фондовый рынок является не просто рынком акций, а рынком компаний – через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями.
· Вследствие особенностей законодательства и деловой традиции последних 60 лет, банки играют незначительную роль как акционеры, их отношения с компаниями не выходят за рамки отношений «заемщик – кредитор».
Выделяют следующие
· Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок, легкость и быстрота их перетока между компаниями и отраслями.
· Инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода (через рост курсовой разницы или высокие дивиденды), готовность ради этого принять повышенные риски, что стимулирует компании к инновациям, поиску перспективных направления развития, поддерживает их конкурентоспособность.
· Легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании.
· Высокая информационная прозрачность компаний, вытекающая из указанных особенностей.
Основные недостатки англо-американской модели:
· Высокая стоимость привлеченного капитала.
· Ориентация высших менеджеров, вынужденных учитывать ожидания инвесторов, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций.
· Завышенные требования к доходности инвестиционных проектов.
· Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов.
· Завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.
Отличительным признаком англо-американской модели корпоративного управления стал так называемый «унитарный» (одноуровневый) совет директоров, включающий как исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами, не имеющими никаких отношений с компанией помимо членства в совете директоров. В последние годы после ряда корпоративных скандалов и банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число независимых директоров в компаниях растет.
2) Немецкая модель корпоративного управления
Немецкая модель корпоративного
управления сформировалась в контексте
следующих экономических
· Высокая концентрация акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями. Институциональные и мелкие частные инвесторы, до последнего времени, владели незначительным объемом акций и пассивно участвовали в процессе принятия решений в компаниях.
· Большим весом в структуре собственности компаний обладают банки, а также другие промышленные компании, связанные с компаниями, акциями которых они владеют, не только отношениями собственности, но и деловыми интересами. Как крупные, так и мелкие акционеры являются «терпеливыми акционерами», ориентированными на долгосрочные цели. Преобладающей формой получения доходов от владения акциями до самого недавнего времени были дивиденды.
· Фондовый рынок до последнего времени обладал меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения финансирования компании более активно используют банковские инструменты.
· Структура акционерного капитала и невысокая ликвидность обусловливают незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.
Основными преимуществами немецкой модели считаются:
· Более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала.
· Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
· Высокий уровень устойчивости компаний.
· Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и стоимостью ее акций.
Среди недостатков немецкой модели выделяют следующие:
· Более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании.
· Невысокая степень информационной прозрачности компаний.
· Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.
Отличительным признаком
немецкой модели корпоративного управления
стал «двухуровневый» совет
Немецкая или иначе, континентальная
модель корпоративного управления, характерна
для стран Западной (Германия, Австрия,
Швейцария, Нидерланды) и Северной Европы
(Скандинавские страны). Эта же модель
функционирует в части компаний
во Франции (около 20% компаний) и в
Бельгии. Она использовалась при
построении систем корпоративного управления
для большинства
3) Японская модель корпоративного управления
корпоративное управление капитал
Японская модель корпоративного управления имеет следующие особенности:
· Высокая степень концентрации акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями между компаниями входящими в одну группу (кейрецу). Институциональные и мелкие частные инвесторы до последнего времени располагали незначительным объемом акций и вели себя пассивно.
· Исключительно важную роль в деятельности компании играют банки. Каждая промышленная группа имеет свой банк, составляющий ее ядро, выступающий основным регулятором финансовых потоков в ней, и, как правило, являющийся важным акционером компании. Все акционеры ориентированы на долгосрочные цели развития компаний. Преобладающей формой доходов на акции были дивиденды.
· Фондовый рынок до последнего времени обладал гораздо меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения капитала активнее использовались банки.
· Структура капитала и невысокая ликвидность обусловливают крайне незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.
Основные преимущества японской модели:
· Низкая стоимость привлечения капитала.
· Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
· Ориентация компаний на высокую конкурентоспособность.
· Больший уровень устойчивости компаний.
· Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и курсовой стоимостью ее акций.
Недостатки японской модели:
· Очень сложный «вход» и «выход» вложений инвесторов.
· Недостаточное внимание доходности инвестиций.
· Абсолютное доминирование банковской формы финансирования.
· Слабая информационная прозрачность компаний.
· Незначительное внимание к правам миноритарных акционеров и низкий уровень защиты их прав.
Формально структура совета
директоров японской компании повторяет
американскую. На практике почти 80% японских
открытых акционерных обществ не
имеют в составе советов
Большую роль в японской
модели управления корпорацией играют
различные неформальные объединения
– союзы, клубы, профессиональные ассоциации.
Для финансово-промышленных групп
наиболее влиятельным органом такого
типа является президентский совет
группы. Члены этого совета избираются
из числа президентов основных компаний
группы. Целью является лишь поддержание
дружеских отношений между
4) Сравнительный анализ моделей корпоративного управления
Каждая из описанных моделей имеет свои сильные и слабые стороны. Основным недостатком американской модели считается ее излишняя ориентированность на краткосрочные интересы инвесторов, которой способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов и простота сделок с акциями на высоколиквидном фондовом рынке.
Немецкую и японскую модели критикуют главным образом за противоречивую роль банков. Последние, выступая в качестве акционеров и одновременно кредиторов, попадают в зону конфликта интересов, что приводит к выдаче невозвращаемых кредитов (Германия) или кредитованию заранее неэффективных программ в угоду стабильности (Япония).
Также немецкую и японскую модели критикуют в связи с ролью государства, а именно с тем, что в них сознательно ограничивается свобода конкуренции, что весьма нежелательно в виду возможности потерять эффективность.
С точки зрения правления модели различаются между собой: в Японии в состав совета директоров могут входить в основном только инсайдеры; в англо-американской модели в состав совета директоров входят как инсайдеры, так и аутсайдеры; а в немецкой модели инсайдеры входят в состав Правления, но не входят в состав наблюдательного совета.
Также существует еще одно отличие немецкой модели от японской и англо-американской: в немецкой модели численность наблюдательного совета устанавливается законом и изменению не подлежит.
C точки зрения структуры
владения акциями, японская и
немецкая модели схожи между
собой, так как ключевыми
По отношению к ключевым
участникам немецкая и японская модели
также обладают сходством. В обоих
этих моделях банки являются ключевыми
участниками и играют несколько
ролей. А в англо-американской модели
банки не могут выполнять роль
институциональных инвесторов. Также
существует отличие немецкой модели
от японской и англо-американской: только
в немецкой модели в состав наблюдательного
совета могут входить рабочие (служащие).Модели
корпоративного управления имеют как
сходства, так и различия. И при
сравнении нетрудно заметить, что
у японской модели наибольшее сходство
достигается с немецкой моделью.
А англо-американская модель отличается
от этих моделей прозрачностью в
деятельности корпораций, приданию важности
краткосрочным интересам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Корпоративное управление – составная
часть менеджмента, осуществляемая высшим
уровнем управления, с учетом интересов
держателей акций и прочих лиц, деятельность
которых связанна с корпорацией. Оно направлено
на увеличение капитализации организации,
в том числе при поглощении или присоединении,
а также на обеспечение баланса интересов
собственников организации, ее менеджмента,
акционеров и др. финансово заинтересованных
лиц.
Основополагающим принципом корпоративного
управления является принцип разделения
права собственности и права контроля.
Такое разделения порождает проблему
агентских издержек, когда менеджеры компании
в силу асимметрии информации могут оказываться
в более выгодном положении..
Одной из особенностей корпоративного
управления является сбалансированность
интересов, т.е. интересы всех участников
корпоративных отношений, соблюдаются
и не нарушаются при работе корпорации.
Одним из средств обеспечения сбалансированности
корпоративного управления является следование
принципам, стандартам, кодексам и рекомендациям
в области корпоративного управления,
а также наличие цивилизованного решения
возникающих корпоративных конфликтов.
Ключевыми элементами в этих документах
являются ответственность органов правления
общества, прозрачность структуры владения
и контроля, защита прав акционеров. Соблюдение
данных положений играет важную роль при
выборе иностранными инвесторами объекта
инвестирования
Собрание акционеров является важным
органом управления, через который реализуется
основное право акционеров осуществления
контроля за деятельностью фирмы. Проведение
общего собрания акционеров позволяет
обществу информировать акционеров о
достигнутых результатах, политике компании,
привлекать собственников бизнеса к обсуждению
и принятию решений по наиболее важным
вопросам деятельности общества.
Совет директоров занимает промежуточное
положение между собранием акционеров
и администрацией, возглавляемой главным
управляющим. Он выполняет три основные
функции: назначение администрации, рассмотрение
и принятие важнейших общекорпоративных
решений, контроль за деятельностью администрации.
Исполнительный орган управления акционерным
обществом является органом непосредственного
управления, который создается по решению
общего собрания акционеров и (или) совета
директоров. Главной задачей деятельности
исполнительных органов общества является
обеспечение эффективной работы компании.
Менеджмент компании несет ответственность
перед обществом за убытки, причиненные
ему в результате их действий или бездействия.
Высший менеджмент, как и совет директоров,
должен действовать в интересах общества
и его собственников.
Информация о работе Специфика моделей современного корпоративного управления