Сравнительная характеристика Американского и японского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:31, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления

Содержание

Введение
Характеристика американской модели
Особенности японской модели менеджмента
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент рефират.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования Украины

Донецкий транспортно-экономический  колледж

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Сравнительная характеристика Американского и  японского менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Проверила: Бондаренко Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк-2013

Содержании

Введение  
Характеристика американской модели  
Особенности японской модели менеджмента

Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил в менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Американский менеджмент- характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. 
Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.  
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. 
В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.  
     Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.  
     Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.  
Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.  
     Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления.  
В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды. 
     Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений. 
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

 

 

 

 

 

2.Японская модель     менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

    1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
    2. Последовательное сохранение национальных традиций.

Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Япония первой в мире стала развивать  современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов. В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителей легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности,  социальной политики, качество жизни.

Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается  повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах. Для повышения теоретического образования  своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США.  
Японский менеджмент характеризуется и особенностями фирмы, размера и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, соц. Страхования и др. выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала компании редко более чем в 7-8 раз превышает только что поступившего на предприятия ученика. 
На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п. 
Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в промышленности, способствует совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.  
Высокое качество японских товаров во многом обеспечивается японской "культурой стыда", т. е. тем, что производство недоброкачественной, неисправной продукции считается позорным.       За послевоенные годы в Японии произошла подлинная революция качества.  
  Специфическая японская форма организации работы персонала, получившая название "кружки контроля качества", привлекает пристальное внимание.  
  Деятельность кружков непрерывна, она не прекращается с решением какой-либо отдельной проблемы. Члены кружка совместно с инженерами и менеджерами постоянно изучают технологию производства и управления, стремясь найти новые пути улучшения качества и роста производительности. 

 

 

 

3.Сравнительный анализ  японской и американской моделей менеджмента

Критерии

Японская модель

Модель США

1. Характер принятия управленческих  решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

3. Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

4. Характер контроля

Коллективная

Индивидуальный контроль руководителя

5. Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая  процедура контроля

6.Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию  действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

7. Направленность управления

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное  лицо, внимание к человеку как к  исполнителю

8. Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

9. Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к  фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

10.Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

11. Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность  и четкие границы полномочий

12. Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем  месте)

Отделено, за специальными программами  подготовки


В таблице показано сравнение  японской и американской моделей  менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

 

 

 

Список использованной литературы 

  1.  
    Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 365 с.
  2.  
    Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2005. – 670 с.
  3.  
    Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 480с.
  4.  
    Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. – 311с.
  5.  
    Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 1998. – 398с.
  6.  
    Жданов С. Экономические модели и методы в управлении. – М.: Дис, 1998. – 176 с.
  7.  
    История менеджмента / Под ред. Валового Д. – М.:ИНФРА, 1997. – 256с.
  8.  
    Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с.
  9.  
    Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. – 392 с.
  10.  
    Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. – М.: ИМПЭ, 2000. – 213с.
  11.  
    Менеджмент: теория и практика в России: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528с.
  12.  
    Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  13.  
    Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – М.: ИМПЭ, 2001. – 324с.
  14.  
    Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – 214с.

Информация о работе Сравнительная характеристика Американского и японского менеджмента