Стиль работы руководителя и его роль в менеджменте организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Характеристика  организации.

 

      Организация КУП «Слуцкторг» осуществляет свою деятельность в условиях рынка и сталкивается с проблемами выживаемости и обеспечением непрерывного развития. Основной целью коммерческого унитарного предприятие КУП «Слуцкторг» является получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических интересов членов коллектива и интересов собственника имущества организации, а также максимальное удовлетворение потребностей населения продовольственными и непродовольственными товарами.

      Организация на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности перед государством, юридическими и физическими лицами.

      Важную роль в эффективности и прибыльной работе предприятия имеет его организационная структура (рис.1). Все отделы взаимосвязаны между собой общими целями и задачами, поставленными перед предприятием. Списочная численность работников на 1.01.2010г.- 605чел.

      Сегодня КУП «Слуцкторг» работает со следующими отечественными производителями: ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Слуцкий хлебзавод», ОАО «Минский молочный комбинат», ОАО «Копыльский молочный завод», ОАО «БЕЛФА», ОАО «ЭЛЕМА», ОАО «Коминтерн», ЗАО «Вяснянка», ЗАО Оршанская промышленно-торговая фирма «Свитанак» - АРТУС; концерн «Беллегпром» Барановичская швейная фабрика «Баравчанка»; СП ЗАО «Милавица» и т.д.

      Наша фирма состоит из целой торговой сети, которые расположены по всему городу Слуцку. Такие магазины как № 2, 7, 8, 9, 10, 19, 23, 25, 26, 28, 45, 46, 47, 56, 58.

      КУП «Слуцктог» магазин № 2 «Дом торговли», где я работаю, расположен в центре города, в густонаселенном районе, в зоне жилой застройки. Розничная торговля этого магазина позволяет обеспечивать жителей этого района товарами повседневного спроса при минимальных затратах времени. Для эффективной прибыльной работы работников имеет ее организационная структура (рис.2).

      Как и во всех организациях существуют так называемые “конкуренты”, такие как КУП «Универмаг «Слуцк»; Слуцкое РАЙПО «Крыница»; КУП «Универсам»; КУП «Торговый дом«Северный». Главным преимуществом стратегия развития – в год качества подъема экономики и улучшения, достигнутых проводственно-финансовых показателей, сохранения цен на конкурентном уровне, экономия топливо - энергетических ресурсов, обновление модернизации основных производственных фондов, активное участие в ярмарках, внедрение прогрессивных форм обслуживания.

      Наша фирма принимает участие в ярмарках проходимые в городе Солигорске, ежегодное участие на дожинках (следующие дожинки будут проходить в городе Молодечно Минская область), а также все ярмарки и праздники, которые проходят у нас в городе.

Рис.1: Схема организационной структуры КУП «Слуцкторг»

 

 

 

 

 

 

Рис.2: Схема организационной  структуры КУП «Слуцкторг» маразин  № 2

 

      Перспективы развития нашей фирмы создаются на предоставление покупателям товары в рассрочку, предпраздничные акции, расширение и открытие дисконтных магазинов, переквалификация работников, открытие фирменных секций, замена торгового оборудования, внедрение метода самообслуживания, реконструкция магазина с заменой торговотехнологического оборудования и т.д. Проблема с использованием разных методов, найти выгодные направления и параметры развития предприятия, трудовых и финансовых средств, необходимых для достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ стилей руководителей разных уровней КУП «Слуцкторг».

      На предмет стиля руководства было проведено исследование двух коммерческих фирм КУП «Слуцкторг» и КУП «Универмаг «Слуцк» по следующим параметрам:

1.Позиция лидера или руководителя в группе.

2.Характер принятия групповых решений.

3.Характер санкций.

4.Характер информированности группы.

      В фирме КУП «Слуцкторг» руководитель занимает позицию внутри реальных межличностных отношений в коллективе. Любой сотрудник фирмы может обратиться к нему с любым вопросом в любое время. Руководитель проявляет чуткость и принимает участие в решении конкретных проблем сам или поручает их решение подчинённым.

      По характеру принятия решений данный лидер чаще придерживается

демократического стиля, делегирует полномочия другим, особенно в решении вопросов текущей деятельности. Ежедневно проводятся планёрки, на которых обсуждаются все текущие вопросы и принимаются совместные решения.

      Руководитель находится в курсе всего происходящего в своей фирме.

Контроль воздействий  исходит не только от руководителя – директор позволяет руководителям среднего звена, а также сотрудникам высказывать критические замечания относительно рабочих моментов своих подчинённых и друг друга.

      Присутствует как критика, так и поощрения, разъяснения, убеждения. Итоги подводятся совместно.

      По характеру информированности стиль руководства близок к демократическому – текущая информация доступна всем сотрудникам фирмы, стратегическая информация доводится до сведения сотрудников, может обсуждаться, но решение по ней принимается единолично.

      Таким образом, данный вид руководства близок к демократическому.

На фирме КУП «Универмаг «Слуцк» руководитель - женщина также занимает позицию внутри реальных межличностных отношений в группе. Каждый сотрудник может обсудить с ней рабочие проблемы и рассчитывать на участие руководителя в их решении.

      Характер принятия решений чаще всего – единоличный. Даже если вопросы обсуждаются совместно, окончательное решение принимает только

руководитель. Это признак  авторитарного стиля руководства.

      Характер санкций представляет собой инструктирование командного характера.

      Порицание в процессе обсуждения работы преобладает над поощрением. Контроль исходит только от руководителя. Поощрения имеют место только по итогам работы за определённый отрезок времени.

      По характеру информированности данный руководитель склонен к авторитарному стилю управления. Вся информация находится в руках лидера. Доступ к информации со стороны сотрудников избирателен и ограничен. О принятии решения, касающегося всех сотрудников, узнают «постфактум».

      Таким образом, в данной фирме, стиль руководства является смешанным, с явным тяготением к авторитарному.

      Данное исследование подтвердило то, что в чистом виде стили руководства встречаются редко. Чаще имеет место смешанный стиль с преобладанием одного.

      Мы знаем, что эффективность стиля зависит от конкретного содержания деятельности и ситуации в групповой жизни. Наиболее оптимальным является гибкость владения лидером всеми тремя стилями (демократическим, авторитарным и либеральным). По поводу эффективности рассмотренных стилей деятельности можно сказать следующее:

      В первом случае стилю руководства не хватает авторитарности. В некоторых ситуациях этот стиль может быть очень эффективен, при условии сохранения уважения к личности.

      Во втором случаи у сотрудников существует явная неудовлетворённость принятием решений руководителем единолично. Сотрудники хотели бы иметь больший вес при принятии важных для них решений и больший доступ к важной для них информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рекомендации  по совершенствования стилей  управления для руководителей КУП «Слуцкторг».

 

      Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они должны его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.

      От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

      Для более эффективной работы фирмы в 2011 году необходимо разрабатывать мероприятия по улучшению финансового состояния, прибыль отчетного периода, а также валовой доход и прибыль от реализации росли более быстрыми темпами, чем себестоимость реализованных товаров, работ, услуг и издержки обращения и, следовательно, предприятие было в целом более прибыльным и рентабельным. Но обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и ближайшие периоды. В 2011 году планируется розничный товарооборот 58200 млн. руб., темп роста розничного товарооборота в 105%, прибыль от реализации 130 млн. руб., уровень рентабельности 0,2%, удельный вес в товарообороте расчетов 92,6; рост производительности труда 114,7%,рост заработной платы 114,6%. Для достижения прибыли планируется: внедрение метод самообслуживание в магазин № 10; в магазинах № 23, 25 за счет расширения и открытия «Дисконт-отделов» увеличить объемы продаж на 0,05- 0,7% по группам: рыба, молоко и молочные продукты, консервы овощные, фруктово-ягодные, кондитерские изделия, чай, кофе, пиво, безалкогольные напитки, вино и другие продовольственное товары. В магазине № 2 открыть фирменную секцию в обувном отделе. В магазине № 9 реконструкция магазина с заменой оборудования.

      В современной практике возможны следующие направления совершенствования стиля управления: использование адаптивного стиля управления, использование современных информационных систем для повышения качества информационной базы реализуемого стиля управления, формирование сильной организационной культуры как необходимого условия эффективной реализации стиля управления, совершенствование знаний и навыков управленческой деятельности руководителя и др.

5.Провести оценку стиля работы руководителя нашей фирмы по методике «решетка менеджмента».

 

      Управленческая решетка Р. Блейка Дж. Моутона наиболее полно характеризует и дает возможность оценить характер управления на предприятии:

 

 

      Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием.

      В данной системе управленческая деятельность характеризуется комбинацией двух цифр (1 и 9).

      Одна ось отражает ориентацию руководителя на коллектив, а вторая - производственную направленность деятельности руководящего состава.

      Основные варианты положения на "управленческой решетке".

1.1. Данное положение  на схеме характеризует руководителя, который уделяет мало внимания, как своим сотрудникам, так и самой работе, т. е. такой руководитель пускает все дела на самотек и уделяет слишком мало внимания работе предприятия в целом. Он не стремится внести какие-то изменения в деятельность организации и полагается на обстоятельства.

1.9. Положение, отражающее  деятельность руководителя, который  особое внимание уделяет потребностям и интересам подчиненных и мало заботится о производственном процессе. Такой процесс управления получил название "управление в духе загородного клуба".

9.1. Данный вид руководства  характеризуется максимальным вниманием  к производственной деятельности и минимальным к коллективу. Этот стиль называется еще бюрократическим. Он основывается на том, что люди - это винтики, а их потребности и проблемы никак не отражаются на выполнении ими служебных обязанностей, поэтому мотивировать их или поощрять, а уж тем более заботиться об условиях труда совершенно ни к чему. Такой менеджер пользуется принципом "результат - это все".

      Его подчиненные могут давать вполне неплохие результаты, но внутри коллектива будет расти недовольство существующей ситуацией, которое со временем может перерасти в открытое противостояние.

9.9. Данное положение  на "управленческой решетке"  характерно для руководителя, который уделяет значительное внимание, как самому производственному процессу, так и потребностям сотрудников.

      Затраты такого руководителя на ведение деятельности очень велики, а вот об отдаче и рентабельности деятельности речь стоит вести отдельно, так как издержки могут оказаться напрасными.

5.5. Руководитель, которому  отводится данное положение в  "управленческой решетке", проявляет умеренный интерес, как к своим подчиненным, так и к хозяйственной деятельности. Он с пониманием относится к проблемам сотрудников, но требует от них выполнения своих обязанностей, которые непременно соответствуют их возможностям. Способность такого руководителя является наиболее объективной по сравнению с вышеперечисленными. Такого руководителя можно считать идеальным типом, который, как и все идеальное, почти не встречается на практике.

      Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, так как информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и правдивой.

      Каждый менеджер, в зависимости от его типа личности, тяготеет к тому или иному стилю управления, и методы социоанализа позволяют проводить четкую дифференциацию разных стилей.

Информация о работе Стиль работы руководителя и его роль в менеджменте организации