Стиль управления и имидж менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет и имидж настоящего менеджера – постараемся рассмотреть в данной курсовой работе.
Об имидже и его роли в бизнесе в последнее время говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидным. Опыт мирового цивилизованного предпринимательства убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение коммерческих дел, пользоваться достойной репутацией в деловых кругах. И это понятно, специфика деятельности менеджера предъявляет, в частности, весьма серьезные требования к внешнему облику. Внешний вид менеджера – это не только его личное дело. По тому, как он выглядит, у его партнеров и клиентов складывается первое впечатление не только о нем, но и о его фирме, изменить которое в дальнейшем очень трудно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.

1. Портрет и характеристика менеджера…………………………….......5 стр.

2. Имидж менеджера………………………………………………………9 стр.

2.1 Понятие имиджа………………………………………………………..9 стр.

2.2 Функция имиджа и механизм его формирования…………………. ..11 стр.

2.3 Имидж делового человека…………………………………………… 15 стр.

3. Характеристика стиля управления……………………………............19 стр.

4. Личные и профессиональные качества менеджера………………….23 стр.

5 Практическая часть…………………………………………………….27 стр.

Заключение………………………………………………………………….37 стр.

Список литературы ………………………………………………………...38 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Менеджмент курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика  стиля управления

 
        Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и т.д. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим. 
          Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности. 
         Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию. Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе. Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом. 
           Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений. Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях. В этих условиях работники легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии, охотнее принимают изменения, больше доверяют менеджерам, которые фактически разрабатывают и реализуют эти решения, чаще выдвигают самостоятельные идеи. Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества. Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на столько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический -- сложными, где на первом месте выступает качество. 
          Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу. Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности. Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.  Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения. В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль -- доверию, подчинение -- сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное “мягкое управление”, нацеленное на создание “управляемой автономии” отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений. В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки “выдвиженцев”. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится и его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников. 
В заключение приведем сводную таблицу характеристик авторитарного, демократического и либерального стилей управления, предложенную Э. Старобинским (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика стилей руководства

 

 
Объект сравнения

 
Стили управления

 
 

 
Авторитарный

 
демократический

 
либеральный

 

 
Способ принятия решений

 
Единоличный

 
На основе консультаций с подчиненными

 
На основе указаний сверху или мнения группы

 

 
Способ доведения решений до

 
Приказ

 
Предложение

 
Просьба, упрашивание

 

 
исполнителя

       

 
Распределение ответственности

 
Полностью в руках руководителя

 
В соответствии с полномочиями

 
Полностью в руках 
 
исполнителей

 

 
Отношение к

 
Допускается

 
Поощряется и

 
Полностью

 

 
инициативе

 

 
используется

 
передается

 

 
подчиненных

   

 
подчиненным

 

 
Принципы подбора кадров

 
Избавление от сильных

 
Ориентация на деловых, знающих

   
 

 
конкурентов

 
сотрудников и по-

   
   

 
мощь им в карьере

   

 
Отношение к знаниям

 
Считает, что все сам знает

 
Постоянно учится и требует того же

 
Безразличное

 
   

 
от подчиненных

   

 
Отношение к общению

 
Отрицательное, соблюдает дистанцию

 
Положительное, идет на контакты

 
Инициативы не проявляет

 

 
Отношение к подчиненным

 
По настроению, неровное

 
Ровное, доброжелательное, требовательное

 
Мягкое, нетребовательное

 

 
Отношение к дисциплине

 
Жесткое, формальное

 
Разумное

 
Мягкое, формальное

 

 
Отношение к стимулированию

 
Наказание с редким поощрением

 
Поощрение с редким наказанием

 
Нет четкой ориентации

 

 
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других. 

4. Личностные  и профессиональные качества  менеджера

 
             Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. 
               Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. 
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. 
      Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. 
             Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен. 
            Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. 
Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность. 
           Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. 
           Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью. 
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. 
            Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. 
От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках. 
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы. 
Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. 
Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем. 
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. 
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. 
             Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма. 
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. 
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). 
           Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. 
С точки зрения контактности можно выделить несколько типов менеджеров. 
       Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей. 
          Во-вторых, те, кто уделяет и тому и другому примерно поровну времени. 
          В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня. 
          В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. 
 Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый – для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. 
         Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче. 
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. 
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения. 
          Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь. 
           Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическая  часть

 
          Анализ имиджа менеджера на примере руководителя ЗАО “БСВ-Зак”  Рыбак Алексея Михайловича. Алексей Михайлович – заместитель генерального директора предприятия, ЗАО “БСВ-Зак”, расположенного в  городе Гатчина на Промзоне. ЗАО “БСВ-Зак”, предприятие по производству одноразовой пищевой упаковки, предприятие обладает собственно изобретенными  темро-пневмо формовочными машинами, в арсенале фирмы литьевой и формовочный цеха, бухгалтерия и юрист. 
Рыбак Алексей Михайлович, 1975 года рождения. Имеет высшее техническое образование, 4 года стаж на руководящих должностях. В ЗАО “БСВ-Зак”  в должности заместителя генерального директора работает пол года. Ведет вопросы координации и контроля работы коммерческой и технической служб, а также самостоятельно занимается поиском и партнеров и продвижением товара. 
ЗАО “БСВ-Зак”   небольшое предприятие и поэтому Алексею Михайловичу приходиться много работать и выполнять многое самому. Несмотря на то, что на этом предприятии  он работает всего пол года, уже чувствует себя вполне уверенно, познакомился со всем коллективом и понял круг своих обязанностей. 
              Алексею Михайловичу не присуща такая черта, как неряшливость. Сам он всегда подчеркнуто стильно одет, одежда всегда чистая, носит всегда классический костюм неярких тонов, стрелки на брюках отглажены, а ботинки начищены. Секретарша выглядит аккуратно, сотрудники знают, какую одежду они должны носить, потому что четко знают, какие требования руководитель предъявляет к внешнему виду сотрудников. В общем и целом он производит впечатление делового человека. 
               Но, как и у любого человека у него есть недостатки, в данном случае недостатки в работе. Алексей Михайлович уверенно держится, с хорошо поставленной правильной речью, но в беседах с сотрудниками может употреблять в речи слова-«паразиты», решения принимает не оперативно, не контролирует процесс реализации выданных подчиненным задач, в обсуждении производственных проблем может «на ходу» менять точку зрения, в кризисных ситуациях проявляет признаки нервозности, способен «выйти из себя». 
             Он относит себя к кругу обеспеченных людей, «на публике» играет роль успешного руководителя, «в офисе» постоянно нуждается в советах высшего руководства. Взаимодействует только с сотрудниками, занимающими руководящие должности. Участвует в профильных семинарах, в общении с представителями конкурентов тактичен и сдержан. Ведет деловые переговоры с потенциальными партнерами. На встречи в «центральный офис» Алексей Михайлович выезжает только совместно с генеральным директором. 
Алексей Михайлович человек семейный, пропагандирующий семейные ценности, но с недовольством относится к возможности женщин «уйти в декрет». Он уважает «далекие» успехи других, при этом, часто не замечая личные успехи сотрудников компании. Он ценит людей с образованием, при этом отрицательно относится к сессиям сотрудников, обучающихся на заочных отделениях ВУЗов, и не поощряет подчиненных за быстро и качественно сделанную работу. 
Предложения по устранению недостатков 
Менеджер - это опора организации. От них зависит работа и настрой подчиненных, они в первую очередь должны попытаться учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального человека. Долгом менеджеров является ответственный подход к своему персоналу, так как именно они дают эмоциональную основу для большинства межличностных отношений сотрудников. Они не должны забывать, что работники, поступающие в организацию, должны приспосабливаться к новой среде и быть удовлетворены своей работой. При приеме на работу менеджеры должны учитывать уровень способностей к повышению квалификации новых сотрудников, что очень важно для дальнейшего развития предприятия. 
Очевидно, что наш заместитель директора человек противоречивый. 
Разберем ошибки Алексея Михайловича на основе изученного теоретического материала и дадим правильные советы для их устранения. 
У нашего руководителя правильная поставленная речь, но он в процессе общения с подчиненными употребляет слова – «паразиты». Это может быть связано с тем, что он совсем недавно работает в новом коллективе и эти слова являются своеобразным средством защиты, но, тем не менее, он руководитель и должен следить за чистотой речи, даже при общении с сотрудниками за рамками «планерки» топ-менеджер должен производить впечатление образованного интеллектуального человека. 
Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли.  
          Чистота речи выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности.  
диалектизмы - слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам; 
варваризмы -- включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания; 
жаргонизмы -- слова и обороты, присущие, прежде всего отдельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить); 
вульгаризмы -- бранные слова, унижающие достоинство и честь человека; 
слова-паразиты - заслоняющие смысл выступления (так сказать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете (понимаешь), типа и т.п.); 
междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.; 
канцеляризмы - слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле; 
штампы - избитые выражения, стершиеся от частого употребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо подчеркнуть и пр.); 
малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.  
Все они затрудняют речь, засоряют ее, психологически негативно воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию - о речевой некультурности выступающего). Они губительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю. 
           Одно из самых важных упущений Алексея Михайловича это отсутствие процесса контроля за реализацией подчиненными им же порученных задач. Очень важно контролировать ход работы и проверять ее результаты. В противном случае сотрудники перестанут видеть смысл в выполнении поставленных руководителем задач ввиду отсутствия контроля.  
Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. 
Выполнение работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и если она не сделана, разобраться, почему так произошло. 
С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководства к людям и делам организации. 
           Руководитель, для которого контроль наряду с планированием является главной служебной обязанностью, должен проявлять при его проведении заботу о людях, поощрять их за любые позитивные результаты. Это стимулирует рост производительности и стремление к самосовершенствованию. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. 
Алексею Михайловичу перед беседами с подчиненными следует продумать каждый вопрос, который будет освещен на совещании и выработать вариант решения проблемы и свое отношение к ней, чтобы у сотрудников не возникало непониманий и впечатления, что руководитель «переобувается на ходу», что крайне негативно для имиджа руководителя. Он должен быть уверен в себе и в точке зрения, которую он занимает. Уверенность — это один из важных моментов для достижения необходимой цели в жизни. В свою очередь, когда руководитель достигает того, чего хочет, он чувствует себя вполне уверенно и ощущает большую уверенность в себе. Когда руководитель вообще не чувствует уверенности в себе, другим легко сломать малейшей критикой по поводу того, что он делает. Затем, без сильной уверенности в себе руководитель запросто может начать соглашаться с ними или отказываться от своих устойчивых в прошлом взглядов вместо того, чтобы объективно рассматривать любую критику, как мнение о его поведении, а не как критику его лично. Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения. 
          Даже самый предусмотрительный  и дальновидный руководитель не в силах избежать неприятных неожиданностей, связанных как с сюрпризами со стороны партнеров, поставщиков или клиентов, так и с внутриорганизационными конфликтами. И умный опытный руководитель в кризисной ситуации должен излучать уверенность, ведь на него смотрят подчиненные. Алексей Михайлович должен в таких ситуациях внимательно контролировать свою эмоциональность, бороться с внешними проявлениями стресса. Кризисная ситуация вынуждает руководство по-новому взглянуть на распределение прав и ответственности в коллективе, особенно в ситуации, когда кризис носит черты глобального для данной организации. В этой обстановке прежние стратегии и планы не годятся , а новая информация , которую нужно изучить и на основе которой следует принять управленческие решения, весьма обширна. Информацию о внезапности и вероятности крупной потери ряд ли стоит делать достоянием всего коллектива, так как естественно ожидаемая  в этом случае паника может привести к дестабилизации  и неуправляемости организацией. В ситуации острого и внезапного кризиса  изменяются представления  о стилях менеджмента, о компромиссе и сотрудничестве. Инициатива снизу, которая в обычных, стабильных условиях ускоряет принятие эффективных управленческих решений, в условиях стратегического кризиса недейственна  и даже может оказаться опасной. В кризисной ситуации централизация руководства важна как никогда, поскольку руководители низших уровней, не имея четкого регламента действий на случай чрезвычайной ситуации и принимая решения на свой страх и риск, дезорганизуют деятельность предприятия и усугубляют кризис.   
          Алексей Михайлович очень легко “способен выйти из себя”, что не приемлемо для грамотного руководителя. Он должен, прежде всего, уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. 
Алексей Михайлович взаимодействует только с сотрудниками, занимающими высшие руководящие должности и он постоянно нуждается в советах высшего руководства. Налицо расхождения в модели поведения руководителя во внутренней и внешней среде компании. Необходимо корректировать волевые качества, умение принимать решения, для выработки которого необходима дополнительная стажировка по профилю работы компании. Мир очень быстро изменяется и поэтому то, что эффективно работало год или более назад, уже не приемлемо сейчас. Для того чтобы не отставать от современных тенденций в области работы с персоналом, управления финансами, маркетинговыми решениями не стоит пренебрегать обучающими программами. Постоянное знание и поддержание интеллектуального тонуса позволит держаться на достигнутых высоких показателях, и не боясь зариться на показатели еще выше достигнутых. Надо не боятся изучения и освоения новых методик работы, новой практики в управлении, новых электронных технологий – они только помогают в достижении цели, предлагая смелые решения для продвижения бизнеса, тем самым несоизмеримо облегчая работу. 
            Ну и наверно надо поговорить о самой большой проблеме нашего руководителя, а именно о взаимоотношении с подчиненными. В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение.  
          Алексей Михайлович с невниманием относится к проблемам своих сотрудников, не замечает их успехи. Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе. Ему необходимо научится более внимательно относиться к сотрудникам, работающим у него в подчинении, уметь видеть и оценивать их успехи. К тому же необходимо выработать единообразное отношение к процессу получения образования, создания семей сотрудниками. Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела. Не надо воспринимать своего сотрудника, как рабочую единицу, надо в первую очередь видеть в нем человека. Ведь, если руководитель хорошо относиться к подчиненному, то и он будет стараться отплатить той же монетой. Чувство ответственности и простая человеческая солидарность – то, что порой не хватает многим сотрудникам управляющего звена. Чтобы избежать такого рода проблем и непонятных ситуаций советуем вам как можно ближе участвовать в работе каждого подчиненного вам сотрудника. Не надо думать, что работники - это роботы, и не надо относиться к ним, как к вещам. Ваше хорошее и понимающее отношение к работникам породит в них чувство благодарности и ответственности за выполняемую работу. Что не может не сказаться на результатах, и руководство в свою очередь выразит безмерную благодарность, как коллективу, так и их непосредственному руководителю за хорошие показатели. Руководство тоже должно уметь общаться с подчиненными. Для этого не достаточно регулярно поздравлять сотрудников с праздниками. Важно советоваться с ними для принятия важных решений. В этом случае подчиненные почувствуют себя значимыми. Так же каждый работник должен понимать, что у него всегда есть перспектива карьерного роста. Правильно поступает то руководство, которое честно относится к персоналу. Ложь или уклонение от ответа на вопросы сотрудников чувствуется сразу. Из-за этого растет недовольство в коллективе. Сотрудники могут нести в общественные массы негативный имидж компании, что плохо отразится на ее доходах. Менеджеру для его работы нужно, прежде всего, умение создавать благоприятные условия для нормального труда подчиненных и руководителей нижнего уровня управления, нужна способность прийти на помощь сослуживцам и поддержать их в трудную минуту, готовность делегировать свои полномочия «вниз», необходимы уверенное владение обстановкой, прогнозирование ситуации, единство слова и дела. В работе с людьми неприемлемы навязывание своего мнения и режима труда подчиненным, подавление их инициативы, постоянная подозрительность и недоверие, злоупотребление административными методами, игнорирование, подмена и вмешательство в деятельность нижестоящих руководителей, постоянное недовольство деятельностью персонала, грубые окрики и замечания, нудное «воспитание» и боязнь похвалить хорошего работника. Подчиненные, да и коллеги, не простят менеджеру грубости, бестактности, несдержанности, истеричности и нервозности, вспыльчивости и неуравновешенности, мелочности и завистливости, любви к сплетням и болтливости. Для того чтобы обрести необходимые положительные качества и завоевать не только авторитет, но и любовь подчиненных, менеджер должен постоянно и настойчиво культивировать в коллективе уважительное, тактичное отношение ко всем людям, с которыми приходится иметь дело, независимо от их социального положения, должности и «чина». Должен воспитывать в себе умение выслушивать и понимать человека, стремиться быть доброжелательным, внимательным и чутким, избегать всего, что может унизить чужое (и свое) достоинство. Должен быть по возможности мягким и улыбчивым, искренним и правдивым, с хорошим чувством юмора и меры.    
          И еще одно не мало важное упущение нашего руководителя, он не поощряет работников за их труд, а мотивация в работе очень важна, как говориться, ласковое слово и кошке приятно.  
Мотивация - динамическая система взаимодействующих между собой внутренних (мотиваторов) и внешних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности. Внешний фактор управления может воздействовать на работника либо принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. Рассмотрим способы улучшения мотивации труда: 
а) Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личностных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты и премии. К нему приплюсовываются доходы от участия в прибылях и в акционерном капитале предприятия. Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда. 
б) Цели являются вторым по «силе» средством повышения трудовой мотивации работника. 
Цели: 
· концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях; 
· могут служить нормативом, с которым сравнивают результаты; 
· механизм для обоснования затрат ресурсов; 
· влияют на структуру организационных систем; 
· отражают глубинные мотивы индивида и организации. 
 
Проведенные исследования выявили ряд результатов: 
· при проведении конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении; 
· при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении; 
· трудные цели обладают сами по себе мотивирующим эффектом, необходимо, правда, соблюдение условия, что цель будет принята индивидом; 
· совокупность целей с денежным вознаграждением усиливает эффект.

 
           Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место в менеджерской практике. Однако необходимо учитывать ряд характеристик целей: цели должны быть измеримыми; реальными; контролируемыми; поддержаны организацией; их результаты должны быть однозначны; должны существовать точные сроки выполнения поставленных целей; а также система их ранжирования. 
в) Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия: 
· субсидированное и льготное питание, установка на предприятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок; 
· продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более); 
· полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно; 
· предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента; 
· предоставление права пользования транспортом фирмы; 
· оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия; 
г) Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу: 
· предоставление права на скользящий график работы; 
· предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе; 
· более ранний выход на пенсию. 
д) Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей. 
е) Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных, функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников. 
ж) Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышение квалификации. 
         В системе мотивации особенно существенно достижение правильного соотношения между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. Подобная реакция на результаты деятельности работника не только не гуманна, но и неэффективна, поскольку способна привести к непредсказуемым изменением в поведении подчиненного. У наказанного работника отнюдь не возникает желание трудится усерднее, в лучшем случае он ищет возможность избежать наказания. Люди очень редко соглашаются со справедливостью наказания, отсюда отрицательная реакция вызывает сопротивление. Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, естественно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями.   Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные меры (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые  наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников. 
Подробно разобрав работу заместителя генерального директора Рябова Алексея Михайловича можно сделать следующие выводы, что имидж, сформированный им в общем и целом носит позитивный и благоприятный характер. Клиенты ценят как партнера, его имидж и имидж фирмы не «запятнан» каким бы то ни было скандалом или отрицательными отзывами. Если во внешней среде руководитель безупречен, то в среде внутренней необходимо «плотно» заняться формированием позитивного имиджа. Еще одним немаловажным факторов создания «внутреннего» имиджа необходимость выработки чувства истинного уважения к персоналу. В целом коллектив воспринимает Алексея Михайловича вполне нейтрально, с перевесом в сторону положительных человеческих качеств, которые проявляются в неформальной обстановке. Заместителю генерального директора стоит обратить внимание на предложенные рекомендации, иначе может возникнуть ситуация с выделением в коллективе неформальных лидеров, что значительно затруднит процесс руководства вверенной ему части производственного процесса. Имидж топ-менеджера должен быть целостным и органично «уживаться» с его обладателем, только в таком случае имидж может стать положительным и сыграть должным образом в процессе формирования имиджа компании. 
              А в целом, если наш руководитель будет следовать данным советам, то его ждет блестящее будущее на посту руководителя. Ведь он еще молод и у него есть время учиться и совершенствоваться, не зря же сейчас так много устраивается тренингов и семинаров. Чем дольше Алексей Михайлович будет работать в этой должности, тем больше уверенности и навыков у него появится, и он сможет самостоятельно принимать решения. Я уверенна, что он сможет найти общий язык со своими сотрудниками и станет более чутким руководителем, если поймет, что за невнимательность и незаинтересованность своими подчиненными в итоге останется в проигрыше именно он. А что бы решить эту проблему можно порекомендовать провести корпоративный вечер или всей фирмой съездить на природу – в общем, дать понять сотрудникам, что их руководителю не чуждо ничто человеческое. 

Информация о работе Стиль управления и имидж менеджера