Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 14:40, реферат
Хотя часто говорят о западноевропейской социально-экономиче¬ской модели, она представлена в жизни разными модификациями (страновыми моделями), которые сильно разтличаются.
Германская модель.
Французская модель.
Итальянская модель.
Скандинавская модель.
Британская модель.
21.5. Страновые варианты европейской социально-экономической модели
Хотя часто говорят о западноевропейской социально-экономической модели, она представлена в жизни разными модификациями (страновыми моделями), которые сильно разтличаются.
Германская модель
В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства -- системы, понимаемой как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффек-тивность, а вторичное -- социальная справедливость (или выравнивание), осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.
Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие: традиционно высокая роль государства в экономике; под-держка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX в.; целенаправленная политика содействия конкуренции; значительное влияние различных союзов (корпораций); развивающееся со времени реформ Бисмарка «социальное государство».
Социальное рыночное хозяйство Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается к изме-няющимся условиям. Оно пережило и две серьезные модификации -- попытку внедрить «глобальное регулирование» (с масштабными нео-кейнсианскими инструментами регулирования) в конце 60 -- начале 70-х гг. и частичный переход к политике стимулирования предложения и монетаризму в 80-е гг. Эти сдвиги отражали не только возникновение новых условий, но и устаревание и частичную утрату дееспособности самой модели.
Серьезное воздействие на нее оказало и объединение Германии в 1990 г. Проблема социально-экономического подъема новых федеральных земель сохраняется до сих пор. Радикальная модернизация экономики здесь была сопряжена с деиндустриализацией и высокой безработицей.
В нынешнем десятилетии началась третья модификация социального рыночного хозяйства в ходе реформ, инициированных канцле-ром Г. Шредером и продолженных правительством А. Меркель. В случае их последовательной реализации германская модель претерпит самые существенные изменения после эрхардовских преобразований. Программа реформ, обнародованная в марте 2003 г. под названием «Повестка дня-2010», носит комплексный характер -- от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена прежде всего на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени социальной защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий).
Оздоровление системы государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг. установленный маастрихтскими соглашениями потолок в 3% ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды (сейчас это 48-49%). В рамках межбюджетных отношений (бюджетного федерализма) действуют механизмы вертикального и горизонтального (между землями) финансового выравнивания. Они опираются на солидарные принципы, но в ближайшем будущем дополнятся и конкурентными принципами.
Кроме того, реформы обусловлены и ухудшением демографической ситуации: отсутствие естественного прироста населения и его старение ставит под вопрос сохранение солидарной системы социального страхования (прежде всего пенсионного).
Германия пока остается пятой по экономической мощи державой мира, ее ВНД превышает 2,3 трлн долл. (2004г., по ППС), структура ее экономики стала постиндустриальной. Свидетельством сохранения ведущих позиций в мире является высокая экспортная квота немецкой экономики, составившая в 2003-2004 гг. 37-39% ВВП.
Однако экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста (близка к 1% в 2005--2007 гг.) и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации прежде всего из-за чрезмерной заорганизованное рынков (особенно рынка труда) и недостаточно эффективной экономической политики. Кроме того, высокие издержки на труд, причем не столько из-за высокой заработной платы, сколько из-за огромных социальных налогов и отчислений в социальные фонды, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядо участия работников в корпоративном управлении (Mitbestimmung) и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже не сколько лет уровень безработицы близок к 9%.
Германская предпринимательская среда характеризуется столкно-вением мощного предпринимательского духа, сочетающего иннова-ционность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной. Госу-дарство активно воздействует на формирование и совершенствование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования, дополненные специальными мерами содействия мелкому и среднему бизнесу.
Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому -- специфическая «бан-коцентристская» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов -- банковские кредиты.
Французская модель
На формирование французской модели огромное влияние оказали итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции (против 1/10 в итоге Первой мировой войны). Пора-жение означало для Франции утрату позиций одного из мировых лидеров. Так, в результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3%.
Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе -- и политический вес, изменить общий характер Французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.
А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трex программ приватизации в период неолиберальной революции в
70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ -- это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%. Наличие раз-
витого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.
Но в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.
Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.
Наконец, еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25% по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций).
Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.
Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительств крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы госу-
дарственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80%.
Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.
В начале 90-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет Процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели При усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС.
Последняя четверть минувшего столетия в Испании характеризо-валась глубокими и эффективными структурными преобразованиями во всех сферах национальной жизни. Два последних десятилетия в Испании характеризовались глубокими и успешными структурными преобразованиями во всех сферах национальной жизни. Осуществленные на базе широкого национального согласия, при поддержке всех социальных слоев общества, они обеспечили европеизацию стра-ны, высокий динамизм ее экономического и социального развития.
В 1986--2005 гг. среднегодовой прирост ВВП Испании составил 3,4% (против 2,5% по ЕС).
Высокая эффективность преобразований привела к масштабной модернизации и социальной сферы страны. За сравнительно короткий срок удалось преодолеть тяжелое социальное наследие франкизма, сократить сложившийся в этой области исторический разрыв по сравнению с ведущими европейскими странами. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в ходе реформирования Испания превратилась во вполне современное государство социального благосостояния, а ее социально-экономическая модель приобрела черты западноевропейской модели с акцентом на социал-демократическую этику и культуру.
К чести испанского правительства (в разное время представленного центристами, консерваторами, социалистами) следует отметить, что с самого начала демократических преобразований оно решительно отказалось от целого ряда неолиберальных установок и политики сверхжесткого монетаризма. Учитывая исторические традиции страны, испанские реформаторы сознательно избрали эволюционную, поэтапную социально-экономическую стратегию, опирающуюся на кейнсианские положения о необходимости сохранения за государством важной роли. Падение жизненного уровня населения было признано недопустимым, что позволило Испании в период перехода к полномасштабной рыночной экономике не только избежать социальных издержек и потрясений, обеспечив вполне надежную гарантию социальных прав населения (закреплены Конституцией 1978 г.), но и значительно продвинуться по пути усиления социальной защиты его наиболее обездоленных слоев.
Информация о работе Страновые варианты европейской социально-экономической модели