Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:35, реферат
Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
Федеральные, региональные и муниципальные долгосрочные программы экономического развития
Характерные особенности региональной экономики
Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.
Региональная экономика как мезоуровень – среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) – обладает характерными особенностями.
Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов – она имеет вполне определенные границы.
Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами – наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.
Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.
Регионы как промежуточный
элемент сферы
Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.
Основные аспекты
Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).
Во взаимоотношениях между
федеральным центром и
Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.
С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов. В современных российских условиях – это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Все остальные звенья муниципального хозяйства могут развиваться на коммерческой или комбинированной основе.
Для обеспечения единства
управления экономикой региона федеральные
и региональные владельцы имущества
должны в более широком масштабе
делегировать региональным органам
свои полномочия по управлению собственностью,
в частности, организациями, образующими
хозяйственный комплекс региона. Возможны
и другие варианты организации управления
экономикой региона как единой системой,
однако все они должны предусматривать
необходимый уровень
Центр тяжести в реализации
социально-экономической
Кроме того, именно на уровне хозяйства субъекта Федерации обеспечивается полный цикл воспроизводства по всем его фазам и факторам. В частности, в границах региона возможно полное воспроизводство трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры.
Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
Региональное хозяйство как мезоуровень в отличие от организации не может быть обречено на ликвидацию, на юридическое, принудительное (в судебном порядке) прекращение его функций. Особенностью функционирования этого хозяйства в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Сам факт наличия депрессивности противодействует реализации всех конституционных прав людей, проживающих на его территории, что чревато ростом социальной напряженности и не исключает социального взрыва.
Соответственно экономическая
политика региона должна предусматривать
в качестве основы стратегии разработку
комплекса антидепрессивных мер
на всех уровнях управления. Депрессивными
районами считаются территориально-
По мере обретения регионами
реальной самостоятельности (обособление
хозяйственных и финансовых структур,
децентрализация управления) формируется
новая собственно региональная сфера
интересов и ответственности. И
хотя эти интересы – только часть
мотивационных факторов, они являются
основой жизнедеятельности, поскольку
реализуются на конкретной территории
в специфических для нее
Жизнедеятельность региона – постоянный фактор, она не может быть прекращена. Поэтому региональные интересы – это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона. Иначе при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются (в частности, исходя из опыта США) десятилетия (в отличие от воссоздания отдельной организации), а затраты многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства.
К наиболее значимым индикаторам (параметрам) региональных интересов относятся:
соответствие уровня и
образа жизни населения
наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
природоресурсный и экологический потенциалы региона;
стабильность общественно-
Вместе с тем, проведение реформ регионального характера должно соответствовать правильно сформулированным государственным интересам, по крайней мере, не противоречить общему вектору реформирования.
Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение для оценки ситуаций в регионах имеют цели их развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие. Последнее выступает как база оценок и обоснований принятия решений и действий.
Выделим следующие основные цели регионального развития:
стратегические (поступательного или стабилизационного характера);
долгосрочные (по отдельным отраслям региона);
среднесрочные (отраслевого и функционального типа);
тактические (конкретные задания
по развитию отдельных служб, объектов,
регионального хозяйства в
Выявление, ревизия и систематизация
зафиксированных в различных
документах всевозможных целей, заданий
могло бы стать исходным пунктом
активизации регионального
1. Анализ и оценка общей
ситуации (перечень и острота
региональных проблем). Основная
сложность здесь состоит в
невозможности агрегированной (интегральной)
оценки по одному
2. Анализ и оценка конкретных
проблем, требующих
3. Анализ и оценка последствий
хода реформ. Сложность заключается
в правильном определении
Региональная бюджетная политика
Важной функцией самоуправления
в регионе является бюджетная
политика. Действующая юридическая
база регулирования бюджетных
Однако предложения ряда
ученых превратить бюджеты территорий
(вплоть до отдельного населенного
пункта) в главный бюджетный уровень,
где концентрировалась бы значительная
часть бюджетных поступлений
области, выглядят несостоятельными. Известно,
что и регионы, и территории внутри
регионов неоднородны по экономическому
потенциалу, одни являются донорами, другие
носят дотационный характер. И
это следствие объективных
Региональная бюджетно-
Информация о работе Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности