Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

    

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

 

Федеральные, региональные и  муниципальные долгосрочные программы  экономического развития

 

Характерные особенности  региональной экономики 

 

Регион как хозяйственная  система представляет собой часть  территории, с комплексом связей и  зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования  в условиях перехода к рыночной экономике  и многообразия форм собственности  выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством  целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

 

Региональная экономика  как мезоуровень – среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) – обладает характерными особенностями.

 

Будучи подсистемой народного  хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов – она имеет вполне определенные границы.

 

Региональная экономика  в большей степени связана  с природно-климатическими факторами  – наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных  условий географической среды. Это  обусловливает более сильную  зависимость уровня развития региона  от природных факторов и состояния  окружающей среды.

 

Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли  и производства, определенным образом  связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.

 

Регионы как промежуточный  элемент сферы жизнедеятельности  непосредственно реализуют социально-экономическую  политику государства, через регионы  осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная  стратегия.

 

Соответственно региональное управление выступает проводником  общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это  не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет  избежать жесткой централизации  и бюрократизации хозяйственной  жизни. Эффективность управления тем  выше, чем свободнее в рамках единого  экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

 

Иначе говоря, жесткая система  управления менее эффективна, ибо  ограничивает свободу низовых органов  управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.

 

Основные аспекты регионального  управления

 

Следует выделить три аспекта  регионального управления: взаимоотношения  региона и федерального центра; взаимоотношения  региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение  комплексности развития региона  как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).

 

Во взаимоотношениях между  федеральным центром и регионами  используется принцип разделения предметов  ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных  актов. Центр тяжести здесь все  более смещается в сторону  косвенных методов регулирования  – таких, как денежно-кредитная  и амортизационная политика, налоговая  система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется  методам регулирования внешнеэкономических  взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное  страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем сохраняются  и традиционные формы централизованного  управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.

 

Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться  в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.

 

С экономической точки  зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов  собственности разного уровня. Главным  направлением работы и критерием  эффективности должно стать повышение  степени удовлетворения социально-экономических  потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов. В современных российских условиях – это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Все остальные звенья муниципального хозяйства могут развиваться на коммерческой или комбинированной основе.

 

Для обеспечения единства управления экономикой региона федеральные  и региональные владельцы имущества  должны в более широком масштабе делегировать региональным органам  свои полномочия по управлению собственностью, в частности, организациями, образующими  хозяйственный комплекс региона. Возможны и другие варианты организации управления экономикой региона как единой системой, однако все они должны предусматривать  необходимый уровень координации  деятельности органов, управляющих  имуществом от лица собственников.

 

Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность  перед населением и центром за положение в регионе. В этом и  заключается смысл децентрализации  управления – передать значительную часть прав и соответствующую  долю ответственности на места, что  идет в русле объективных тенденций  развития самоуправления и вместе с  тем предъявляет новые требования к региональной политике.

 

Кроме того, именно на уровне хозяйства субъекта Федерации обеспечивается полный цикл воспроизводства по всем его фазам и факторам. В частности, в границах региона возможно полное воспроизводство трудовых ресурсов, включая инженерные и научные  кадры.

 

Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального  развития

 

Региональное хозяйство  как мезоуровень в отличие от организации не может быть обречено на ликвидацию, на юридическое, принудительное (в судебном порядке) прекращение его функций. Особенностью функционирования этого хозяйства в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Сам факт наличия депрессивности противодействует реализации всех конституционных прав людей, проживающих на его территории, что чревато ростом социальной напряженности и не исключает социального взрыва.

 

Соответственно экономическая  политика региона должна предусматривать  в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер  на всех уровнях управления. Депрессивными  районами считаются территориально-производственные структуры, в которых производственно-ресурсная  база перешла в фазу устойчивого  спада, исключающего возникновение  новых стимулов развития. При этом речь идет о компактных территориях, в пределах которых наблюдаются  повышенные темпы спада производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, а также нарастание прочих негативных явлений (демографических, экологических  и т.п.) по сравнению с общероссийскими, макрорегиональными.

 

По мере обретения регионами  реальной самостоятельности (обособление  хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется  новая собственно региональная сфера  интересов и ответственности. И  хотя эти интересы – только часть  мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку  реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.

 

Жизнедеятельность региона  – постоянный фактор, она не может  быть прекращена. Поэтому региональные интересы – это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона. Иначе при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются (в частности, исходя из опыта США) десятилетия (в отличие от воссоздания отдельной организации), а затраты многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства.

 

К наиболее значимым индикаторам (параметрам) региональных интересов  относятся:

соответствие уровня и  образа жизни населения государственным  и другим стандартам;

наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности  и др.);

потенциальные возможности  для использования имеющихся  ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

наличие инфраструктуры для  развития внутри- и межрегиональных  связей;

природоресурсный и экологический потенциалы региона;

стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

 

Вместе с тем, проведение реформ регионального характера  должно соответствовать правильно  сформулированным государственным  интересам, по крайней мере, не противоречить  общему вектору реформирования.

 

Наряду с региональными  интересами важнейшее критериальное значение для оценки ситуаций в регионах имеют цели их развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие. Последнее выступает как база оценок и обоснований принятия решений и действий.

 

Выделим следующие основные цели регионального развития:

стратегические (поступательного или стабилизационного характера);

долгосрочные (по отдельным отраслям региона);

среднесрочные (отраслевого и функционального типа);

тактические (конкретные задания  по развитию отдельных служб, объектов, регионального хозяйства в целом).

 

Выявление, ревизия и систематизация зафиксированных в различных  документах всевозможных целей, заданий  могло бы стать исходным пунктом  активизации регионального управления, основными задачами которого являются:

 

1. Анализ и оценка общей  ситуации (перечень и острота  региональных проблем). Основная  сложность здесь состоит в  невозможности агрегированной (интегральной) оценки по одному критериальному показателю ввиду противоречивости происходящих в регионе процессов. Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования совокупности комплексных оценок важнейших региональных ситуаций. При этом выявление всех возможных ситуаций становится одной из главных задач их оценки.

 

2. Анализ и оценка конкретных  проблем, требующих первоочередного  вмешательства региональных властей  (локальная безработица, остановка  производства и т.п.).

 

3. Анализ и оценка последствий  хода реформ. Сложность заключается  в правильном определении влияния  действия отдельных нормативных  актов на региональные интересы (земельная реформа и реформа  собственности, изменения в структуре  региональной собственности, новые  источники бюджетных поступлений,  коммерциализация социальной сферы  и т.п.).

 

Региональная бюджетная  политика

 

Важной функцией самоуправления в регионе является бюджетная  политика. Действующая юридическая  база регулирования бюджетных отношений, на наш взгляд, не полностью отвечает требованиям самостоятельности  региона. Имеются существенные противоречия в экономической основе налоговой  и кредитной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

Однако предложения ряда ученых превратить бюджеты территорий (вплоть до отдельного населенного  пункта) в главный бюджетный уровень, где концентрировалась бы значительная часть бюджетных поступлений  области, выглядят несостоятельными. Известно, что и регионы, и территории внутри регионов неоднородны по экономическому потенциалу, одни являются донорами, другие носят дотационный характер. И  это следствие объективных факторов. Установление нормативов формирования бюджета отдельных территорий только в зависимости от уровня их национального  богатства означало бы консервирование  указанной неоднородности.

 

Региональная бюджетно-налоговая  система, как и федеральная налоговая  политика, подвергаются ныне наибольшей критике. Главное требование к ней  – целевая региональная ориентация, без которой она превращается просто в нижний уровень государственной  бюджетно-налоговой системы. Без  этого невозможно обеспечивать независимость  регионального управления, поддерживать потенциал региона на должном  уровне. Другими требованиями к бюджетно-налоговой  системе являются простота (доступность  для исполнения), понятность (обоснованность принципов построения), справедливость (учет региональных и государственных  интересов).

Информация о работе Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности