Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа
Современный этап развития любого предприятия, фирмы, работа любой организации предполагает, что нормальное развитие невозможно без изучения факторов влияющих на развитие. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на основной вопрос: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать для получения максимальной прибыли и стабильного развития?
Для выработки правильной стратегии развития необходимо, прежде всего, учитывать ряд факторов и особенностей, таких как установление общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и крепление позиций фирмы, разработка стратегических проектов, методов поиска.
Введение
1. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Кологривский леспромхоз-1»
1.1 Краткая характеристика организации
1.2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Кологривский леспромхоз-1»
1.3 Формирование поля стратегических проблем ООО
2. Выбор и обоснование стратегических альтернатив и организация реализации стратегии ООО «Кологривский леспромхоз-1»
2.1 Формирование миссии и целей организации
2.2 Формирование стратегических альтернатив и критериев их выбора и выбор стратегии для ООО «Кологривский леспромхоз-1»
Заключение
Список использованной литературы
В сфере малого и среднего бизнеса в районе работают 179 хозяйствующих субъектов, удельный вес занятых в малом бизнесе составляет 41 % от общего числа занятых в районе. В 2009 году от субъектов малого и среднего предпринимательства в район поступило 6.7 млн. рублей, что на 16 % больше, чем в 2008 году.
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям за 2008 год составила 8670 рублей, рост к уровню 2007 года- 43% численность, в 2009 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 10254 рубля- 18% ,численность зарегистрированных безработных на конец 2008 года увеличилась с 94 до 100 человек, уровень официально зарегистрированной безработицы вырос на 12 %, аналогичный показатель остался и в 2009 году. Как видно из приведенных сведений положение в районе, как и в целом в регионе, стране, можно было охарактеризовать как достаточно стабильное. Однако в условиях нестабильной фазы развития экономики стали проявляться негативные тенденции, что сказалось на социально – экономическом развитии района и не могло не сказаться на работе исследуемого нами предприятия.
Диагностический анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности ООО «Кологривский леспромхоз-1» вскрыли основные причины снижения объемов производства и реализации готовой продукции по сравнению с 2008 годом.
Основные проблемы предприятия в 2009 году связаны с внешними факторами, а именно с нестабильной фазой развития экономики наблюдаемой на протяжении последнего времени, что привело к падению цен как на готовую лесопродукцию, так и на круглый лес, являвшиеся основным источником пополнения доходной части бюджета ООО. Данные проблемы можно сгруппировать следующим образом.
1. Резкое падение спроса на выпускаемую продукцию.
Это произошло в основном из-за двух причин:
1) увеличение себестоимости
Чтобы снизить себестоимость, можно поступить следующим образом:
повысить технический уровень производства, совершенствовать организацию производства и труда, изменить объем производства и структуру выпускаемой продукции.
2) проявление негативных
Кроме того, следует отметить, что в связи со снижением объемов производства ламината с начала 2009 года основное в регионе предприятие покупающие отходы лесопиления и некондиционный круглый лес «Крона стар »в Шарье снизило в разы объемы закупок и на треть предлагаемую цену. Головное в регионе предприятие по закупке фанерного кряжа «Мантуровский фанерный комбинат» из-за пожара в течение полугода не работает и по самым оптимистическим прогнозам сможет запустить производство не ранее апреля 2010 года.
2. Значительная удаленность от
железнодорожных узлов, что позволяет
использовать только
3. Недостаточно эффективная
Аппарат управления состоит всего из 7 человек, 4 из них бухгалтерские работники, из-за этого вопросами сбыта готовой продукции, поиском новых источников приобретения сырья, материально техническим обеспечением занимается непосредственно директор, производственные вопросы решает главный инженер, работой лесозаготовительных бригад руководит мастер леса. В отсутствие любого из них хотя бы на непродолжительное время объем работы у оставшихся значительно увеличивается, что снижает ее эффективность.
4. Низкий процент использования производственных мощностей.
5. Большой процент устаревшего оборудования и другие причины.
Вместе с тем у ООО есть и сильные стороны и связаны они, прежде всего с о следующими факторами:
1. Значительный опыт в
2. Известность высокого качества производимой продукции.
3. Наличие специального
4. Хорошо знает своего
6. Разрабатываются новые виды продукции.
Состав внешних и внутренних факторов среды позволяет сделать вывод о том, что предпосылки развития производства на предприятии ООО «Кологривский леспромхоз-1» достаточно благоприятные.
Проанализировав деятельность предприятия можно сделать следующие выводы: в 2008 году деятельность завода, по сравнению с 2007 годом улучшилось. Это касается следующих пунктов:
- увеличился объем производства лесопродукции
- вырос объем реализованной продукции
- возросла балансовая прибыль
- поднялось среднемесячная
Вместе с тем, следует отметить ,что с конца 2008 года на предприятии стало отмечаться резкое падение спроса на лесопродукцию и снижение цены закупки отходов лесопиления и фанерного кряжа, практически весь январь 2009 года лесозаготовительные бригады не работали, а работники находились в отпусках или использовались на подсобных работах (охрана и уборка территории). Данная ситуация в течение 2009 года усугублялась и по итогам года показатели работы ухудшились. Это наглядно можно проследить на диаграмме (см. приложение 2). Снизился на предприятии и объем производства изделий из древесины и их обработка на 9 % и составил в 2009 году 8144.3 тыс. руб.
Снижение спроса соответственно привело к снижению объемов производства, что в свою очередь привело к снижению загрузки производства и, как следствие, снижение рентабельности. В связи с этим, у ООО нет достаточных свободных денежных средств это привело к тому, что последние полгода предприятие работает практически с «колес», занимаясь поисками новых покупателей. Возможности перейти на новые виды продукции также сократились. В основном доход предприятие получало и получает до настоящего времени от реализации продукции пилорамы6бруса, обрезной и не обрезной доски.
Следовательно, в сложившихся условиях экономики нашего региона, путем совершенствования производственного менеджмента ООО «Кологривский леспромхоз-1» может сохранить стабильность.
1.3 Формирование поля
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. С учетом статуса предприятия ООО основной миссией будет определено как осуществление задач, предусмотренных уставом ООО «Кологривский леспромхоз-1»- обеспечение стабильной работы данного хозяйственного субъекта в целях осуществления определенных Уставом предприятия видов деятельности. После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии
2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.
3. Определить, какие факторы представляют
больше возможностей для
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей с учетом анализа внешней и внутренней среды в процессе стратегического планирования можно получить ответ на три конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится
2. Где, по мнению руководства, должно находится предприятие в будущем?
3. Что должно сделать руководство ООО, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть учредители?
С учетом анализа деятельности ООО «Кологривский леспромхоз» в качестве первоочередных мер по сохранению стабильности в работе предприятия следует, как нам представляется первоочередное внимание обратить на подготовку материальной базы и рынков сбыта продукции.
Неблагоприятные экономические условия 2009 года значительно сократили как сырьевую базу, так и рынок сбыта готовой продукции, повлияли и на цену товара. В таких условиях руководство ООО должно занять « выжидающую позицию». Обоснование данного вывода нами будет приведено ниже.
2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ
2.1 Формирование миссии и целей организации
Первым шагом в стратегическом развитии является определение миссии предприятия, роль которой заключается в том, что в процессе определения миссии выдвигаются и рассматриваются разные предложения, т. е. миссия может быть средством генерации и отбора стратегических альтернатив. Определение миссии логически следует за внешним анализом и анализом деятельности предприятия. Однако иногда полезно определить сначала миссию:
• решение о масштабе внешнего анализа уточняется после определения миссии;
• определение миссии дает понятие о масштабе предприятия и направлениях его роста
Деловая практика свидетельствует, что предприятие должно регулярно анализировать области деятельности, в которых оно может реализовывать свои конкурентные преимущества, и таким образом получать высокие доходы. Результатом такого анализа может стать решение о выходе из некоторых областей бизнеса и продаже соответствующих активов. Или, наоборот, окажется целесообразным расширить определенное направление бизнеса.
Следовательно, у каждого предприятия существует множество стратегических альтернатив, выбор которых также является нелегкой задачей. Возможные критерии выбора альтернативных стратегических решений можно объединить в пять групп (См. приложение 3)
Согласно разделу 2 «Цели и задачи» Устава ООО «Кологривский леспромхоз-1» . Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности Общества.
Целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.
Предметом деятельности Общества производство и реализация лесопиломатериалов.
При этом Общество осуществляет следующие виды деятельности: заготовка древесины, производство пиломатериалов (обрезная и не обрезная доска, брус), переработка отходов лесопиления
Согласно п. 2.5. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Если условиями предоставления лицензии на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, Общество в течение срока действия лицензии осуществляет только виды деятельности, предусмотренные лицензией, и сопутствующие виды деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что Устав позволяет обществу варьировать виды деятельности, соотнося их с потребностями рынка. Так, например, при спросе на круглый лес, общество может заниматься только заготовкой, при повышения спроса на лесопродукцию, основные работы перемещаются на пилорамы, находящиеся в собственности ООО, так и арендуемые им. Такая структура в построении работы позволяет загружать производство и в период «межсезонья», когда заготовка не ведется по климатическим условиям.
К сожалению, затруднения в получении лесов в аренду практически на нет, свели всю лесозаготовительную деятельность, поэтому и в 2009 и с 2010 года основное направление работы руководства ООО сводится к поиску возможностей легальной заготовительной деятельности, или покупки леса в хлыстах. Такая ситуация характерна для большинства предприятий малого и среднего бизнеса в лесной отрасли, поскольку современные тенденции в этом направлении сводятся к созданию крупных лесозаготовительных холдингов, и для их развития существование множества мелких лесозаготовительных организаций невыгодно.
Таким образом, с учетом неблагоприятных внешних факторов развития ООО «Кологривский леспромхоз-1» должно обратить основное внимание на деятельность по переработке древесины.
2.2 Формирование стратегических альтернатив и критериев их выбор и выбор стратегиии для ООО «Кологривский леспромхоз-1»
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов:
а) оценка существующей стратегии;
б) собственно фаза формулирования;
в) планирование риска;
г) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
А. Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.
Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.
Б. Собственно фаза формулирования.
Стратегия, будучи объединённой основой, для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.
Информация о работе Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Кологривский леспромхоз-1»