Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:38, курсовая работа
Принципы и тенденции стратегического управления.
Содержание стратегического менеджмента:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Введение.
1. Определение стратегии.
2. Стратегические решения.
3. Принципы и тенденции стратегического управления.
4. основные составляющие стратегического менеджмента.
5. Стратегия и ресурсы.
6. Методы технологии обработки информации.
Заключение
Список используемой литературы.
Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:
Выявление и анализ тех
тенденций, которые наблюдаются
во внешней среде фирмы.
- цели корректируются
всякий раз, когда того
- упреждающее изменение
целей. При этом подходе
Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирования права принятия решений по целям нижних уровней организации. На практике процесс установления целей в различных организациях происходит по-разному. Однако общим является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем.
Анализ внешней среды
осуществляется в семи областях (сферах),
каковыми являются экономика, политика,
рынок, технология, конкуренция, международное
положение и социально-
- правильно выработанных долгосрочных целях;
- глубоком понимании внешнего конкурентного окружения;
- реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.
Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.
При разработке стратегии необходимо учитывать, что любая компания имеет этические обязательства перед владельцами, служащими, покупателями, поставщиками и обществом.
Обязательство компании перед покупателем основывается на ожиданиях, которые присутствуют при покупке товаров или услуг. Неадекватная оценка этого обязательства привела к принятию законов о защите прав потребителей и к созданию множества регулирующих органов для их защиты. В России «Общество по охране прав потребителей» тоже имеет влияние и может испортить репутацию любой организации, на которую жалуются потребители.Реализация выбранной стратегии предусматривает корректировку двух предыдущих этапов. Деятельность руководства направлена на модернизацию (при необходимости) системы управления, приведение в соответствие со стратегическими целями организационной структуры фирмы, выделение необходимых ресурсов, а также на подготовку персонала. Другими словами, стратегический менеджмент формируется таким образом, чтобы помочь руководству организации предвидеть тенденции развития бизнеса, отслеживать внешние влияния.К числу стратегических решений на данном этапе можно отнести: реконструкцию предприятия, внедрение новой продукции и технологий, организационные изменения правовой формы предприятия, структуры производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.Стратегическому менеджменту присущ также свой алгоритм: что надо делать (концептуальный аспект, формирование генеральной цели); как делать (технологический аспект); с использованием каких средств (ресурсный аспект); в какие сроки и какой последовательности (временной аспект); кто будет делать (кадровый аспект); какой должны быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).
5. Стратегия и ресурсы.
В последние годы значительно
изменилась парадигма разработки стратегии
фирмы. Если раньше считалось, что стратегия
должна быть известна лишь узкому кругу
высших руководителей и не должна
предаваться гласности, то в наши
дни отдается предпочтение открыто
сформулированной. Стратегия должна
быть делом не только руководства
фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.
6. Методы и технологии обработки информации.
Очевидно, что для использования
специфического инструментария при
разработке стратегии, прежде всего, необходимо
решить проблему информационного обеспечения
и выбора методов обработки информации
(таблица 1.1.). Не случайно на долю данных
из прейскурантов и анализа
Вид работ (операций, действий)
Методы, подходы, технологии
Ситуационный анализ
Макроокружение организации:
• экономика и политика;
• технология и экология;
• правовое обеспечение;
• демография, общество.
• обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты;
• кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки;
• PEST-анализ.
Непосредственное окружение (внешние связи, субъекты рынка):
• заказчики;
• посредники;
• конкуренты;
• внешние влияния;
• общественность;
• поставщики.
• анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации;
• анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения).
Собственно организация:
• результаты реализации целей прошлой стратегии;
• оценка состояния маркетинговой совокупности;
• возможности, ресурсы;
• маркетинговая инфраструктура.
• сравнительный анализ «цели – план – факт – оптимизация – отклонения»;
• причинный анализ, пирамидальная структура;
• анализ, балльная оценка возможностей и способностей;
• информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет.
Конфронтационный анализ
(организация – конкуренция):
• анализ SWOT;
• методы сравнительного анализа.
Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности:
• анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен;
• анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия;
• анализ доли торговых расходов;
• анализ цикла «продукция – рынок - товарооборот – прибыль – затраты».
• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств);
• классификация продукции по П. Дракеру;
• метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий;
• АВС-анализ, оптимум Парето.
Синтез:определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков. • причинный анализ;
• анализ SWOT, анализ портфеля заказов.
Прогнозы и предсказания
• динамика окружения организации;
• динамика параметров рынка;
• динамика параметров организации.
• сценарий развития;
• нормативный метод;
• анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей;
• операционные исследования, имитационные модели;
• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей
• миссия организации, ее идентификация, путь развития;
• выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков);
• профилирование предложений;
• целевые приоритеты, целевые траектории;
• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров).
• портфель заказов (план);
• SWOT (план);
• модели принятия решений, методы оценки вариантов;
• операционные исследования, моделирование;
• анализ риска;
• методы творческого мышления при стоимостном анализе;
• методы экспертных оценок.
План стратегических операций
• выделение стратегических
предпринимательских
• типовая стратегия роста, конкурентная стратегия;
• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности;
• формулирование стратегических вариантов;
• идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков;
• коррекция на основе обратной связи.
• портфель заказов (план);
• SWOT (план);
• операционные исследования, моделирование;
• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей);
• методы сетевого анализа;
• анализ риска;
• метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа;
• методы экспертных оценок.
Следовательно, организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
Заключение.
Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
- определение нормативов
поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Стратегия – это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения.Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.Выделяются три уровня стратегических решений.Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом.Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия.Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия.В настоящее время недостаточно используется потенциал стратегического менеджмента. Ему уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия в наших условиях? Нам бы выжить».Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.
Список используемой литературы:
Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №4
Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998
Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №4
Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.
См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988