Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является выявление проблем анализа конкурентов. Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность конкуренции, конкурентной среды организации, теоретических аспектов исследования конкурентов;
- проанализировать стратегический анализ конкуренции, включая определение целей, стратегий, сильных и слабых сторон конкурентов, а также методы сбора данных о конкурентах и деловая контрразведка;
- рассмотреть анализ конкурентов на примере известных зарубежных компаний.

Содержание

Введение
1. Конкуренция и конкурентная среда
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Модель Майкла Портера
1.3 Стратегические конкурентные группы
2. Стратегический анализ конкуренции
2.1 Определение стратегии конкурентов
2.2 Определение целей конкурентов
2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов
2.4 Модели ответных действий конкурентов
2.5 Деловая контрразведка
3. Анализ конкурентов на примере известных зарубежных компаний
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

!!!курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Конкуренция и конкурентная среда

1.1 Понятие конкуренции

1.2 Модель Майкла Портера

1.3 Стратегические конкурентные группы

2. Стратегический анализ конкуренции

2.1 Определение стратегии конкурентов

2.2 Определение целей конкурентов

2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов

2.4 Модели ответных действий конкурентов

2.5 Деловая контрразведка

3. Анализ конкурентов на примере известных зарубежных компаний

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Любая фирма, вступающая на рынок, прежде всего, сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».

Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Каждая компания, которая хочет  иметь шансы выстоять в случае каких-либо существенных изменений  в конкурентной ситуации, должна постоянно  анализировать свое конкурентное положение  относительно членов своей стратегической группы и других групп. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы.

Исходя из актуальности выбранной  темы, целью данной работы является выявление проблем анализа конкурентов. Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:

- рассмотреть  сущность конкуренции, конкурентной среды организации, теоретических аспектов исследования конкурентов;

- проанализировать стратегический анализ конкуренции, включая определение целей, стратегий, сильных и слабых сторон конкурентов, а также методы сбора данных о конкурентах и деловая контрразведка;

- рассмотреть анализ конкурентов  на примере известных зарубежных  компаний.

Объектом данной работы является анализ конкурентов на примере Hewlett-Packard и других зарубежных компаний.

Предмет – анализ конкурентов и деловая контрразведка.

Исходя из поставленных целей и задач, структура данной работы включает в себя введение, три  главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

1. Конкуренция и конкурентная среда

 

1.1 Понятие конкуренции

 

Слово «конкуренция» произошло от латинского concurre, что значит сталкиваться. В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок.

В общих чертах, конкуренция – это борьба между  производителями за предпочтения потребителя.

Конкуренция –  это одна из главных движущих сил  рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе.

Фирмы, участвующие  в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:

  • масштабам соперничества;
  • рыночной доле;
  • стратегическим намерениям;
  • прочности конкурентных позиций;
  • типам конкурентных стратегий и поведения.

Общие правила  осуществления конкурентной борьбы гласят:

  • не следует недооценивать конкурентов, даже если они загнаны в угол;
  • нельзя без нужды нападать на сильных соперников, особенно не обладая стабильным конкурентным преимуществом;
  • атаковать лучше слабую фирму, чем сильную;
  • необходимо учитывать возможные ответные меры, ухудшающие ситуацию.

Также выделяют следующие функции конкуренции:

  1. Приводит к установлению единой рыночной цены.
  2. Дает импульс специализации, улучшению технологии производств.
  3. Стимулирует совершенствование конструкции и повышение качества выпускаемой, появление новой продукции, разнообразие ассортимента.
  4. Приводит к дифференциации субъектов экономической деятельности. В результате она вызывает постоянные перемены на рынке, касающиеся:
  • уровня и динамики цен;
  • соотношения спроса и предложения;
  • появления новых видов продукции и пр. [2. С. 121]

Изучение позиций и  возможностей организаций – конкурентов  в целом предполагает поиск ответов  на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

  1. Каковы основные цели конкурентов?
  2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
  3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
  4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

 Ответы на первые  три группы вопросов должны  обеспечить исходные данные для  предвидения будущих стратегий.  Анализ совокупности сведений  по указанным четырем областям  дает достаточно полную картину  действий конкурентов.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале организаций – конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово – экономическая, производственная, научно – техническая, кадровая, организационно – лоббистская, маркетинговая. [5. C. 248]

Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов используется для определения, с кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться  в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

 

1.2 Модель Майкла Портера

 

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходиться  бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, имеет целью  выявить слабые и сильные стороны  конкурентов и с учетом этого строить свою стратегию конкурентной борьбы с ними.

Анализ сил  конкуренции проводят с помощью  метода, предложенного Майклом Портером, который учитывает 5 реальных сил, действующих на рынке. В этой модели значение и сила влияния каждого из факторов конкуренции меняется от рынка к рынку и определяет цены, издержки, размеры капиталовложений в производство и сбыт продукции и, в конечном счете, прибыльность бизнеса (см. рис. 1).

На рисунке изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и позиции данной организации в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

1. Появление новых конкурентов.

2. Угроза замены данного  продукта новыми продуктами.

3. Сила позиции покупателей.

4. Рыночная власть поставщиков

5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

 

 

Рис. 1 Конкурентные силы по М. Портеру

 

  1. Соперничество внутри отрасли идет за укрепление своих рыночных позиций, за создание и развитие конкурентных преимуществ.
  2. Воздействие товаров-субститутов – здесь понимается предложение товаров фирмами, не входящими в данную отрасль. Увеличение числа продуктов-заменителей в отрасли может существенно ограничить потенциал роста и прибыли в долгосрочной перспективе.
  3. Рыночная власть поставщиков – их влияние определяется наличием альтернативных источников поставок с различными ресурсам, ценами и условиями. На разных рынках рыночная власть поставщиков не одинакова. Она высока в случае монополии на ресурсы и низка там, где на рынке работает большое число поставляющих фирм с товарами – заменителями.
  4. Рыночная власть покупателя – «Покупатель голосует своим кошельком» за счет свободы и независимости выбора. Покупатели могут снижать цены, уменьшая тем самым прибыль компании. Рыночная власть покупателей также неодинакова: там, где власть поставщиков низка и присутствуют большие объемы стандартных товаров, которые можно без проблем приобрести у разных продавцов, рыночная власть покупателей обычно очень высока.
  5. Угроза появления новых конкурентов – их влияние объясняется тем, что их вхождение в отрасль (обычно с более новыми технологиями, товарами и способами продаж) перераспределяет рыночные доли и ограничивает прибыль уже существующих конкурентов.

Все перечисленные  факторы создают условия для  динамичного развития конкуренции  и «устаревания» имеющихся конкурентных преимуществ. Именно взаимодействие конкурентных сил по М. Портеру определяют потенциал рентабельности товарного рынка. [3. C. 176]

Привлекательность сегмента (рынка) зависит также от высоких барьеров на входе в него и на выходе.

Основные барьеры:

а) на входе в отрасль:

  • высокая потребность в капитале.
  • экономия на масштабах производства.
  • необходимость получения патентов и лицензий.
  • трудности с размещением производства, получением сырья или организацией сети распределения.
  • определенные требования к репутации компании (банки).

Существование барьеров на входе в некоторых  отраслях вызвано их генетическими  особенностями (например, самолетостроение), в других - они возникли благодаря  целенаправленным действиям входящих в них компаний.

б) на выходе: в  идеале - каждая фирма должна иметь возможность свободно покинуть отрасль, в которой ей не удалось достичь успехов, но очень часто она сталкивается с барьерами на выходе:

  • юридические или моральные обязательства перед клиентами, кредиторами, работниками
  • правительственные ограничения.
  • низкая остаточная стоимость основных фондов.
  • отсутствие альтернативных возможностей.

Для организаций  очень важно знать, какие барьеры  реально могут помешать потенциальному конкуренту выйти на рынок, и стараться  выстраивать именно эти барьеры. [7. C. 293]

 

1.3 Стратегические  конкурентные группы

 

В настоящее  время существует множество различных  классификаций основных типов фирм. Широко распространена классификация всемирно известного швейцарского эксперта Харольда Фризенвинкеля, который предложил классификационный принцип зоологического обозначения различных типов компаний, по-разному действующих против своего конкурентного окружения.

 

Образные типы предприятий

Образ

Признаки

Поведение

Особенности

«Гордые львы»

Средние размеры, способность к росту, обладание преимуществами в конкретных областях, агрессивная конкуренция

Лидерство за счет преимуществ наряду со стремлением к их достижению, явный динамизм, поощрение нововведений

Со временем обозначается тенденция к переходу в «слоны»

 

«Могучие слоны»

Утрата динамизма, высокая стабильность, диверсификация, система филиалов, гигантизм

Следит за лидером, движется за ним в областях, приносящих успех, но при этом избегает риска

Со временем может оказаться в рядах «бегемотов»

«Бегемоты»

Большой оборот при несоразмерно малой прибыли, бюрократические отношения

Распыляется по различным направлениям, имеет сложную структуру

Спасение в  санации и отказе от непродуктивных вложений

«Хитрые лисы»

Малые размеры, успешная нишевая политика

Лидер в 2-3 видах деятельности, имеет финансовые ресурсы

Устойчивы в  случае кризиса

«Серые мыши»

Низкий уровень  специализации, обычно подражатели

Нет коронных товаров, отсутствуют финансовые ресурсы

Наиболее подвержены риску банкротства


 

В соответствии с данной классификацией Ю. Юданов выделял следующие виды стратегий конкурентной борьбы.

1. Стратегия "виолентов" (крупных корпораций): опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью изделий. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: "гордые львы", "могучие слоны" и "неповоротливые бегемоты". Фундаментальный источник силы этих фирм заключается в том, что крупное производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сетью сбыта и крупными рекламными кампаниями. Нынешнее время, однако, не лучшее для отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных украинских предприятий.

2. Патиентная стратегия  (средние предприятия) типична для фирм, ставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного круга потребителей. Такая компания старается не распыляться, контролирует небольшую часть обширного рынка и завоевывает максимальную долю маленького рыночного сегмента. Свои, как правило, дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция. Не случайно их называют "хитрыми лисами" экономики. Стремясь избежать схватки с гигантами, они выискивают и активно формируют специальные потребности, спасая экономику от обезличивающего гнета стандарта. "Хитрая лиса" выбирает себе такую нишу, куда конкуренты сами не хотят вторгаться.

3. Коммутантная (приспособительная)  стратегия малых предприятий - "серых мышей" - преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия исполняют роль соединительной ткани экономики. Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области приводит к тому, что коммутантам почти все равно, чем заниматься. Такие фирмы имеют ряд преимуществ: они легко идут на резкие изменения сферы коммерческой деятельности, а повышенная гибкость становится источником силы в конкурентной борьбе. Именно эта стратегия преобладает среди новых украинских частных фирм (маленькие рестораны, кафе, ремонтные мастерские, компьютерные клубы и т.д.).

4. Эксплерентная (пионерская) стратегия конкурентной борьбы  связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Главный фактор силы эксплерентов связан с опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это послужило основанием для сравнения подобных фирм с "первыми ласточками", раньше других начинающими обживать землю после зимы. Примеры придерживавшихся данной стратегии фирм можно найти среди первопроходцев выпуска персональных компьютеров ("Эппл", "Зенит", "Осборн"), биотехнологии ("Джинентек") и др. Эпохальные изобретения не совершаются по заказу. Еще до начала разработок можно уверенно утверждать, что шансы на успех минимальны. Здесь-то и сказывается разница стратегий. В массовом производстве, где подготовка выпуска нового товара стоит очень дорого и ошибки недопустимы, виолент старается избегать непроверенных проектов. У пионерской компании другая стратегия. Она верит, что реализация ее технических идей перевернет рынок и в 85 случаях из 100 кончает банкротством. [ 1. С. 101]

Информация о работе Стратегический менеджмент