Стратегический синергизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Современные тенденции глобализации и интернационализации экономики тесно связаны с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающего как новый источник достижения конкурентоспособности и эффективности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. В новой экономике XXI в. значительная часть создаваемой обществом стоимости образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах.

Содержание

Введение
Глава 1
Теоретические аспекты синергизма
Понятие синергизм
Заметки о синергизме
Классификация синергизма

Глава 2
Анализ, пути развития
2.1 Примеры синергизма
2.2 Стратегия синергизма
2.3 Синергизм в управление проектами

Глава 3
3.1 Оценка синергетических эффектов

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.Стратегический Синергизм.docx

— 89.20 Кб (Скачать файл)

1.6. Возможные направления  достижения синергии       

 В результате синергетического  эффекта взаимодополнение различных  ресурсов двух или нескольких  предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. При этом целое либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих.    

Однако  синергия действует не только при  возникновении качественно нового свойства. Значительный скачок в значении характеристик целого по отношению к сумме значений характеристик частей также является её проявлением.    

Выделяются  следующие основные направления достижения синергии при объединениях компаний:

Увеличение экономического веса. В этом случае у фирмы возникают  следующие возможности - эффект монополии, too big to fail, получение крупных контрактов, повышение кредитоспособности, улучшение условий кредитования, уменьшение отчислений в бюджет. Как показывает опыт большинства стран, размеры корпорации сами по себе являются гарантией её надёжности (так называемый эффект «too big to fail» - слишком велик, чтобы обанкротиться). Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими.

Увеличение эффективности  использования ресурсов - эффект масштаба, ликвидация дублирования, централизация  функций, объединение НИОКР, взаимодополняющие  ресурсы, диверсификация, эффективное  использование капитала, персонала  и информации, устранение неэффективного управления     

 Следует отметить, что решение  об объединении предприятий в  каждом конкретном случае должно  быть подкреплено количественными  расчётами.      

 В общем виде формула для  оценки одномоментного  (в момент  времени t) синергетического эффекта выглядит следующим образом: 

 

Оценка эффекта синергизма

Девяностые годы ХХ в. - начало ХХI в. стали временем бума слияний и поглощений, сделав эту форму корпоративных стратегий инвестирования наиболее значимой в политике современных компаний. По данным ЮНКТАД, за период 1980 - 1999 гг. ежегодные темпы прироста объемов данных сделок составили 42%, при этом было заключено более 24 тыс. подобных сделок. Слияния и поглощения (M&A) выступают одним из основных инструментов глобализации, которая на уровне корпоративного строительства проявляется в формировании глобальных корпораций, построении глобальных брендов. В сфере М&A сосредоточены инвестиционные стратегии крупнейших ТНК современности: так были образованы промышленные гиганты US Steel, General Motors, Eastman Kodak. Согласно статистике ООН, большая часть прямых иностранных инвестиций приходится именно на такие сделки.

Эффект синергизма следует  рассматривать как инструмент отбора перспективных сделок M&A. При необходимости  выбора из нескольких вариантов компаний – объектов для поглощения оптимальным  будет считаться выбор той  компании-цели, приобретение которой  обеспечит компании-покупателю достижение наибольшего синергетического эффекта. Если же компания-цель является единственным кандидатом для заключения подобной сделки, то решение о ее приобретении будет зависеть от того, возможно ли в принципе добиться положительного эффекта синергии (при утвердительном ответе сделка признается перспективной и целесообразной для заключения) или, напротив, с учетом всех особенностей сделки и по результатам оценки всех возможных в данной ситуации синергий и сопоставления их с затратами на проведение сделки компания в итоге выходит на отрицательное значение эффекта синергии (в этом случае компания-покупатель, несмотря на возможность достижения отдельных положительных эффектов, должна отказаться от проведения сделки M&A, так как совокупный эффект синергизма окажется отрицательным и приведет к снижению комбинированной стоимости обеих фирм). В связи с этим, следует отметить необходимость оценки эффекта синергизма как одного из важнейших критериев принятия решения о проведении сделок M&A.

Прежде всего, следует  отметить тот факт, что, как показали исследования отечественных и зарубежных экономистов, эффект синергизма действительно  присутствует при заключении сделок M&A, причем чем больший эффект синергии обеспечивает подобная сделка, тем  более эффективной она оказывается  с точки зрения деятельности объединенной компании и роста ее капитализации, а, соответственно, и роста благосостояния ее акционеров.

Так, А. Дамодаран отмечает, что, прежде чем принимать решение о покупке, следует учитывать эффект синергизма (совместного действия), комбинированной стоимости обеих фирм (фирмы-цели и фирмы-покупателя), синергия выступает как потенциальная дополнительная стоимость, появляющаяся в результате объединения двух фирм.

Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Муррин отмечают важность учета возможности достижения эффекта синергизма при разработке стратегии развития компаний путем проведения сделок по слиянию (поглощению). Под синергетическим эффектом от совместных действий они понимают «очевидную выгоду объединения бизнес-единиц», или «выгоду корпоративного центра».

Дж. Ван Хорн считает, что основной идеей при слияниях и поглощениях является создание стоимости: «Существует множество различных мотивов, побуждающих компанию предпринимать шаги, ведущие к изменению ее структуры. В основе всегда лежит стремление увеличить благосостояние акционеров». Американские специалисты по оценке бизнеса Эванс и Бишоп также отмечают, что стратегия слияний и поглощений поддерживает и дополняет важную цель, связанную с увеличением стоимости для акционеров, поэтому они покупают и продают компании только в том случае, если сделка создает для них стоимость.

Действительно, исследования доходности акций в периоды объявлений о слияниях содержат вывод, что в  большинстве поглощений стоимость  объединенной фирмы возрастает, и  этот рост является значительным. Бредли, Десаи и Ким (1988 г.) изучали выборку из 236 межфирменных тендерных предложений в период 1963 - 1984 гг. и обнаружили, что после сообщения о слиянии объединенная стоимость целевой и покупающей фирм в среднем возрастала на 7,48% (на 117 млн. долл. в 1984 г.). Любопытные результаты предоставляет эмпирическое исследование, проведенное в 1991 г. по данным австралийского рынка корпоративного контроля Стивеном Бишопом, обнаружившим, что известия о приобретении крупного пакета обыкновенных голосующих акций и раскрытие информации о сделанном приобретении приводят к росту цен акций компании в среднем на 10 – 13%. В том же 1991 г. Чои, используя данные американского рынка корпоративного контроля по выборке из 322 корпораций-целей, получил почти такие же результаты.

Большинство российских предприятий  также имеют мало шансов на дальнейшее существование без реструктуризации, и наиболее значимый ее эффект –  многократный рост оборотов компании и стоимости бизнеса в целом  за 3 – 5 лет.

По мнению К. Дмитриева, основной задачей реструктуризации бизнеса  является создание бизнес-системы, которая будет отвечать долгосрочным задачам собственников и развиваться в соответствии с требованиями окружающей среды. Е.С. Федорова утверждает, что отечественным компаниям не удастся избежать тенденции к укрупнению капитала, если они хотят быть конкурентоспособными как на локальном, так и на международном уровне, кроме того, успешная консолидация отрасли – важное условие к достижению критической массы для выхода на фондовый рынок (существует мало примеров, когда критическая масса для листинга была достигнута органическим ростом, зато примерам, когда она была достигнута через предварительную консолидацию отрасли, нет числа), поэтому компании предпочитают сначала наращивать капитализацию через слияния, а потом выходить на фондовый рынок.

В настоящее время сделки слияний и поглощений играют важную роль в российской экономике. По данным ИКГ «КонсалтПром» (2005 г.), объем сделок M&A составил порядка 32,9 млрд. долларов. Конечно, значительную часть в этом объеме занимает сделка по приобретению «Газпромом» ОАО «Сибнефть» за 13,09 млрд. долларов. В то же время, в России нет ни одной отрасли, в которой не протекали бы процессы M&A, и нет практически ни одного предприятия, которому не поступало бы предложение о покупке либо которое не было бы подвергнуто атаке рейдеров. В ведущих российских корпорациях осуществление сделок M&A даже превратилось в самостоятельное стратегически приоритетное направление развития. Так, в ГМК «Норильский никель» создано отдельное подразделение по слияниям (поглощениям). Очевидно, что высокая степень неопределенности результатов реструктуризации бизнеса в форме M&A требует наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. В качестве такого критерия как раз и выступает эффект синергизма.

Е.С. Федоровой на основе анализа 14 сделок интеграции компаний, 6 из которых присутствуют в торговой системе РТС и на ММВБ, была представлена выборка, отражающая изменение курса  акций российских компаний в результате проведения сделок слияний и поглощений (таблица 1).

 

Таблица 1

Прирост курса акций объединяемых компаний

№ п/п

Увеличение (уменьшение) курса  акций

компании-покупателя

с 01.01.2003 по 01.01.2005

Увеличение (уменьшение) курса  акций

компании-цели

с 01.01.2003 по 01.01.2005

1

ОМЗ + 20%

Силовые машины + 2%

2

«Северсталь» + 14,3%

Rouge Steel

3

ОАО «Роснефть» + 9,8%

ОАО «Юганскнефтегаз» + 3,2%

4

ОАО «Газпром» + 15%

ЗАО «Севморнефтегаз» + 1,3%

5

ОАО «Вымпелком» + 43%

Кар-Тел

6

МТС + 1,4%

Uzdunrobita


Результаты исследования показывают, что на российском фондовом рыке процессы объединения компаний положительно сказываются на курсах акций, благосостояние акционеров компаний-целей  растет, а благосостояние акционеров компаний-покупателей в среднем  не ухудшается. Поскольку в анализируемых  случаях все российские компании получили положительный эффект от объединения, то повышение курсов акций может  быть объяснено мотивом синергии, который на сегодняшний день остается ведущим для российских компаний.

В настоящее время одними из наиболее часто указываемых экспертами причин неудачных слияний и поглощений являются неверная оценка поглощающей  компанией привлекательности рынка  или конкурентной позиции поглощаемой  компании, недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления  сделки по слиянию или поглощению, неверная оценка активов интересующих компаний или их обязательств. Кроме  того, нередко покупатели не учитывают  снижение доходов в результате объединения  компаний, связанных со сбоями в  управлении компанией, иначе говоря, «диссинергию» доходов. В результате многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе оценки эффективности осуществляемой сделки.

Поэтому требуется дальнейшая систематизация и научная проработка вопросов оценки стоимости компаний для целей слияний, нужна статистика сделок, их анализ, требуются базовые  методики. Ответ на вопрос, создает  ли сделка дополнительную стоимость (синергию) акциям компании, помогает не только принять  решение о совершении сделки, но и правильно оценить возможную  цену приобретения.

Прежде всего, при разработке методики оценки эффекта синергизма от слияния и поглощения компаний следует рассмотреть возможность  применения трех стоимостных подходов, традиционно применяемых в оценочной  деятельности: доходного, сравнительного (рыночного) и затратного (имущественного).

При оценке эффекта синергизма на основе сравнительного подхода величину данного эффекта можно рассчитать лишь на основе прогнозируемых значений прироста курсовой стоимости акций объединяемых компаний. Возможность такой оценки представляется довольно проблематичной, так как сложно точно спрогнозировать увеличение или уменьшение курсовой стоимости акций компании-цели и компании-покупателя в силу того, что в настоящее время не по всем сделкам интеграции компаний существует подробная информация, сложно подобрать компанию-аналог. Кроме того, как отмечает Е. С. Федорова, не бывает двух абсолютно идентичных слияний, поэтому в расчетах стоимости методами сравнительного подхода экспертно определяются и используются некие усредненные рыночные мультипликаторы, к тому же, сравнительный подход не позволяет выявить и оценить все потенциальные источники синергии, а это снижает точность результатов. Поэтому естественно, что оценка эффекта синергизма, произведенная на основе сравнительного подхода, даст лишь его приблизительное значение.

Итак, несмотря на то, что  существует довольно много методов  оценки эффекта синергизма при планировании сделок слияний и поглощений, все  они требуют внесения значительных модификаций. Необходимо разработать  универсальный метод оценки эффекта  синергизма, с помощью которого станут возможными учет и оценка всего спектра  проявления форм эффекта синергизма (как количественных, так и качественных) от слияний и поглощений компаний. Обобщив точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов, занимающихся исследованием эффекта синергизмп в экономике, можно сказать, что все они сходятся в одном: безусловно, сделки по слиянию (поглощению) компаний зачастую обеспечивают проявление эффекта синергизма, который на сегодняшний день выступает одним из ведущих мотивов заключения подобных сделок и выражается в приросте курсовой стоимости акций компании-покупателя и компании-цели в результате превышения капитализации объединенных компаний над суммой капитализации компаний до их объединения. Таким образом, эффект синергизма может выступать в качестве критерия отбора перспективных сделок M&A, а результаты, полученные в ходе его оценки, могут и должны влиять на принятие решений о покупке.

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее  время в России наблюдается появление  лавины законодательных актов, рост агрессивности внешней среды, особенно в сфере экономики и финансов, что приводит к трудно прогнозируемой динамике рынка. В этих условиях большое  значение приобретает использование  в менеджменте компаний, фирм идей и технологий синергизма как элемента стратегического управления развитием  при разработке цели, оценке потенциала и стратегической позиции компании, её конкурентного преимущества, выборе и принятии предпочтительной стратегии, разработке стратегического проекта, реструктуризации компании для адаптации  к принятой стратегии, мониторинге. Рассмотренные выше идеи и технологии управленческого, торгового, операционного, инвестиционного синергизмов можно рекомендовать для использования при разработке и реализации системного представления стратегического управления развитием компании, фирмы.  
В результате исследования была достигнута поставленная цель исследования - изучен синергизм, источники синергизма.  
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: 
- дано понятие синергизма; 
- классифицированы типы синергизма; 
- приведены примеры синергизма; 
- изучена оценка синергетических эффектов.

Информация о работе Стратегический синергизм