Стратегическое планирование и его подсистемы: подсистема процесса планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое планирование - одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Содержание

Введение__________________________________________________________3
Характеристика системы стратегического планирования__________________5
Характеристика отдельных подсистем планирования_____________________6

Вложенные файлы: 1 файл

раб.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      Открытый университет ДВГУ

      Менеджмент организации 
 
 
 

      Операционный менеджмент

      Стратегическое планирование и его подсистемы: подсистема процесса планирования 
 
 
 
 
 
 
 

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение__________________________________________________________3

Характеристика системы стратегического планирования__________________5

Характеристика отдельных подсистем планирования_____________________6 
 

 

       Введение. 

      Стратегическое планирование - одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

      Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.

     В  понятие  "планирование"  входит  определение  целей  и   путей   их

достижения.   Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

- разработка общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей на  заданный,  сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

     Планирование всегда ориентируется на  данные  прошлого,  но  стремится

определить и контролировать  развитие  предприятия  в  перспективе.  Поэтому надежность планирования зависит от  точности  и  правильности  бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование  предприятия  базируется  на  неполных данных.

     Качество планирования в большей степени зависит  от  интеллектуального

уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы  должны  составляться так,  чтобы  в  них   можно   было   вносить   изменения,   а   сами   планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе  так называемые резервы, однако слишком большие резервы делают  планы  неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.  Система стратегического  планирования  представляет  собой  набор  действий   и решений,   предпринятых   руководством,   которые   ведут    к    разработке

специфических стратегий. Эти  стратегии  предназначены  помочь  организациям достичь своих целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит  в  том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения  в  организации предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Характеристика системы стратегического планирования. 

      Процесс планирования — одна и основных подсистем стратегического планирования, которая постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции

      Сам процесс планирования можно определить как процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений.

      Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.

      Во-первых, планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.

      Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально – экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций:

      1.его организационно – технических характеристик;

      2.социально – экономических условий.

      Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер.

      Создание системы стратегического планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.

        
 

Характеристика отдельных подсистем планирования.

     Поскольку одновременное планирование целей, потенциала и операций для подразделения и предприятия в целом на практике затруднено, выделяют комплексы планирования и соответственно разделы общего плана, к которым относятся:

1.Генеральное целевое планирование

К планированию генеральных целей можно отнести задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. В этот раздел входит планирование:

-       материальных целей предприятия (областей деятельности, отраслей, важнейших результатов, которых хотят достичь, а иногда и групп потребителей);

-       стоимостных целей (финансовых результатов и ликвидности);

-       социальных целей (социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству, а также к другим общественным группам, определенного имиджа предприятия).

Генеральные цели предприятия частично формулируются в виде директив общего характера Стремление к прибыли и гарантированной ликвидности являются глобальными целями (конечно, с учетом других целей).

Вспомогательной          стоимостной          целью           предприятия,

ориентированного в целом на максимизацию ценности капитала, может быть стремление к оптимальной расчетной прибыли за период.

Для предприятий, функционирующих в условиях конкуренции, кроме того, все монетарные и немонетарные цели можно рассматривать как цели достижения конкурентных преимуществ.

Стратегическое планирование – это планирование достижения целей.

В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане:

-       продуктово-ассортиментные программы;        

структуру и объемы потенциала (ресурсов) , необходимого для производства и реализации продукции, в том числе:

-       планирование средств производства и персонала предприятия (размера предприятия);

-       планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала);

-       планирование структуры производств, или мощностей;

-       планирование организационной структуры, юридической формы и правовой структуры предприятия;

-       планирование системы управления предприятием;

-       планирование расстановки руководящих кадров, формирование системы стимулирования руководителей;

-       планирование информационной системы менеджмента (формирование         системы            планирования,                         регулирования, документирования и контроля).

Стратегическое планирование в широком смысле называют планированием роста, планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер.

Принципиальные способы действий по формированию направлений, масштабов, структуры и субъектов развития предприятия

называют стратегиями.

Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.

2.Оперативное   планирование   –   планирование   программы   и мероприятий при заданном потенциале

Оперативное планирование, прежде всего, является планированием достижения целей. Оно строится на генеральном и стратегическом планировании и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления.

В рамках оперативного планирования планируется программа продуктов и услуг, которые предприятие должно производить в краткосрочной и среднесрочной перспективе на базе заданного потенциала, или мощностей, и необходимые для этого в отдельных функциональных сферах деятельности мероприятия (операции).

На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой к оперативному планированию относят:

-       план сбыта ;

-       план производства ;

-       план снабжения ;

-       план НИОКР;

-       план логистики (транспортно-складское хозяйство);

-       план персонала,

-       план оборудования;

-       информационный и коммуникационный план

-       административный  план  (система  управленческого  и  финансового учета) и др.

На предприятиях с продуктовой или региональной организационной структурой относят:

-       разработку   функциональных   планов   центральных   отделов   штаб-квартиры

-       планирование   мероприятий   в   разрезе    продуктовых   программ   и функций на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.

Оперативное планирование в широком смысле называют также текущим, или регулярным.

3.Сводное общекорпоративное планирование результатов и финансовое планирование.

Монетарные и немонетарные планово-контрольные расчеты являются количественным выражением генерального целевого, стратегического и оперативного планирования.      

 ПиК функциональных сфер деятельности (расчеты по центрам прибыли и центрам издержек);

-       сводные общие фирменные ПиК – общее фирменное планирование результатов и финансовое планирование (сводное планирование калькуляционной и балансовой прибыли; планирование денежного потока, инвестиций, поступлений и выплат, резервов ликвидности).

Если монетарные и немонетарные планово-контрольные расчеты, насколько это, возможно, проводятся в рамках генерального целевого, стратегического и оперативного планирования, в качестве четвертого планового комплекса остаются только общее фирменное планирование финансово-экономических результатов и финансовое планирование.

Названые четыре плановых комплекса разрабатываются в рамках так называемого скользящего планирования периодически (как правило, ежегодно).

4.Модификации базовой концепции планирования и контроля в рамках управления, ориентированого на видение, взаимосвязи и диалог

Планирование сегодня относится к важнейшим задачам и инструментам управления на предприятии. Хотя ни в законах об акционерных обществах, ни в коммерческом кодексе нет прямых требований о необходимости планирования, большая часть наблюдательных советов предприятий сегодня принимает все решения, связанные с развитием предприятия, только на основании стратегических и оперативных планов. Получило признание планирование, принимаемое как систематическое предвосхищение будущих событий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегическое планирование и его подсистемы: подсистема процесса планирования