Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:26, реферат
При значительном разнообразии взглядов и подходов к принятию стратегических решений публикуемые исследования пока не дают ответа на вопрос о превосходстве и рекомендуемой области применения той или иной методологии. Хотя при этом все большее внимание уделяется «обучающей стратегии». С другой стороны, последняя слабо формализована и с трудом может быть «вписана» в структурированную модель стратегического планирования. Контекстный характер обучающей модели с ее «компетенциями» и «динамическими способностями» существенно снижает возможность ее практического применения в условиях, когда «кадры решают все».
Кроме того, необходимо решить, возможно ли кадровую службу предприятия при традиционной системе управления подвести за счет различных мер к эталонной или одной из современных моделей управления изменениями во внешней среде — ее организационную структуру, культуру и обучающую стратегию управления человеческими ресурсами.
Исследование показало, что нормативная документация по вышеприведенным категориям полностью отсутствуют. Работники кадровой службы по данным вопросам ссылаются исключительно на типовую систему менеджмента качества (СМК). Такая ситуация применима и для предприятия в целом — путаются понятия «кадровая стратегия» и «политика управления персоналом», а о корпоративной культуре сотрудники имеют представление как «о системе поднятия настроения работника».
В целом в исследовании можно выявить очень наглядную тенденцию противостояния сотрудников кадровой службы и руководства предприятия изменениям, диктуемым внешней средой. Вся работа строится вокруг СМК, которая, если изучить ее внимательнее, работает далеко не на максимуме своих возможностей. Это связано с недоосознанием руководством предприятия ее значения и нежеланием разрабатывать такие серьезные документы и программы самостоятельно.
Влияние СМК ощущается в деятельности всего предприятия и в деятельности кадровой службы, только в формировании внешнего слоя культуры. Система пронизывает производственно-управленческие процессы, являясь прежде всего организационным механизмом реализации одной из важнейших задач предприятия — обеспечения высокого качества продукции.
Поэтому мы не являемся сторонниками главной цели СМК на предприятии — получение прибыли. Прибыль во многом определяется затратами на производство и реализацию, а необходимые затраты на заводе явно недостаточны, доминирует стремление к всемерной экономии и получению на ее основе прибыли. Также выделим и основные задачи СМК на предприятии: это общие, никого ни к чему не обязывающие выражения, вытекающие из представлений о рациональном функционировании любой системы: совершенствование, результативность, анализ. Положительным моментом является обращение внимания на персонал, его компетентность, хотя оно только продекларировано.
Анализ деятельности кадровой службы должен «выходить» на развитие способностей к постоянному совершенствованию и необходимостью управлять переменами. Персонал предприятия к работе и созиданию в таких условиях оказался просто неготовым.
Проявляется такое «негибкое»
поведение в стратегии
Реальная ситуация на предприятии следующая: большинство тех, кто находится на управленческих должностях, подготовлены как профессиональные менеджеры, но не как лидеры. А это является главной проблемой при адаптации к изменениям во внешней среде.
Таким образом, в результате процесса анализа функционирования кадровой службы предприятия мы выявили наличие большого количества проблем:
Названные проблемы указывают на необходимость внедрения на предприятии наиболее адекватной для описанной ситуации обучающей модели стратегии.
Поэтапное внедрение
стратегической модели
Встраивание обучающей модели стратегии
в процесс стратегического планирования
и управления, следуя логике «кривой обучения»,
должно проходить постепенно, по этапам.
На первом этапе вырабатывается концепция,
и на ее основе — общая корпоративная
стратегия, имеющая экономическое содержание
[7]. В ее составе будет присутствовать
портфельная стратегия и конкурентная
стратегия. Портфельная раскроет будущий
продуктовый набор с сопровождающими
характеристиками: границы рынка, потребители,
технологии, вектор роста, конкурентное
преимущество, синергизм, стратегическая
гибкость. Конкурентная стратегия определит
скорость роста, дифференциацию рынка,
дифференциацию товаров и факторы успеха
в каждом направлении, а также будущую
конкурентную позицию предприятия.
С точки зрения обучающей модели на первом этапе будут достигнуты следующие результаты:
На втором этапе предполагается расширить «стратегическую» деятельность предприятия до разработки стратегического плана, основное содержание которого дано нами ранее. При этом в стратегию управления персоналом «встраи ваются» наиболее значимые элементы обучающей модели так, как показано нами в пункте 2. Стратегическая модель по-прежнему носит экономический характер, но с элементами обучающей модели стратегии. На наш взгляд, эта модель может получить самое широкое распространение в практике работы российских предприятий в ближайшее десятилетие. Об этом можно судить по рассмотренному нами предприятию, где уровень общего менеджмента относительно развит, но знание стратегической модели сравнимо со «здравым смыслом». Стратегия управления персоналом занимает подчиненное положение по отношению к общей корпоративной стратегии.
Результаты этапа с позиций теории обучения ожидаются следующие:
На третьем этапе происходит завершение создания стратегической модели на базе теории обучения и компетенции.
Стратегия управления персоналом принимает завершающий характер и становится определяющей (доминирующей) стратегией предприятия — общей корпоративной стратегией. Экономическое содержание стратегии меняется на организационно-управленческое. Такая модель может быть наиболее успешной для государственных или смешанных предприятий, или частных, но со значительной долей государственного или внешнего регулирования: наличие государственных заказов, участие в крупном холдинге... Названные формы существенно ограничивают выбор товарных направлений (при обычной экономической стратегии), и предприятие вынуждено сменить содержание стратегии с экономического на организационно-управленческое. Такие условия характерны и для нашего исследуемого предприятия. Для предприятий описанного типа эта модель, видимо, будет завершающей, а развитие пойдет по пути ее усовершенствования.
Результаты внедрения модели предполагаются следующие:
Завершая хронологию
моделей стратегического
Среди последних наибольшее внимание исследователей привлекает «обучающая модель стратегии», наиболее близко примыкающая к объекту исследования — персоналу организации. Однако отсутствие материала о возможной формализации процесса обучения выдвигает задачу интеграции обучающей модели в более формализованный процесс стратегического анализа, по методике И. Ансоффа. В работе показаны возможности этой интеграции преимущественно на стадии внедрения и реализации стратегии. Описанные в дальнейшем выводы и рекомендации практического исследования, выполненные авторами на одном из «серьезных» предприятий г. Кирова, позволили авторам предпочесть поэтапный процесс внедрения интегрированной модели на предприятии. Эти предпочтения могут быть распространены, на наш взгляд, на многие российские предприятия.
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия
/ Под ред. Ю. Н. Каптуренского. СПб: «Питер»,
1999. 416 с.
2. Белоусов В. В.Стратегия развития персонала
как фактор повышения конкурентоспособности
промышленного предприятия: Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук. Ижевск,
2007.
3. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Кадровый
менеджмент в вузе: Монография. Владивосток:
ВГУЭС, 2003. 244 с.
4. Бузырев В. В., Гусарова М. С., Чикишева
Н. М. Кадровые стратегии в управлении
персоналом. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 128
с.
5. Вашурина Е. В., Вопросы стратегического
развития персонала // Университетское
управление. 2005. № 4. С. 87-97.
6. Воробьев А. Д. Использование фрактальной
теории в стратегическом планировании
и управлении // Менеджмент в России и за
рубежом. 2006. № 1. С. 138-142.
7. Воробьев А. Д. Технология стратегического
управления. Киров: «Полекс», 2007. 150 с.
8. Громова О. Н. Формирование стратегии
управления персоналом предприятия (теоретические
и методические аспекты): Диссертация
на соискание ученой степени доктора экономических
наук. М.: ГУУ, 1999.
9. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы
управления: Основы управления персоналом.
М.: «Дело», 1993. 304 c.
10. Ищенко И. Г. Кадровая политика и социальные
технологии в управлении персоналом: Монография.
Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского,
2006. 136 с.
11. Колпаков В. М., Дмитриенко Г. А. Стратегический
кадровый менеджмент: Учебное пособие.
2-е изд., перераб. и доп. К.: МАУП, 2005. 752 с.
12. Маслов В. И. Стратегическое
управление персоналом в
13. Райт П. М., Данфорд Б. Б., Снелл С. А. Человеческие
ресурсы и ресурсная концепция фирмы //
Российский журнал менеджмента. 2007. Т.
5. № 1. С. 113-138.
14. Сорокина М. В. Стратегическое управление
персоналом в торговле. Специальность
08.00.05. Экономика и управление народным
хозяйством (экономика труда): Диссертация
на соискание ученой степени доктора экономических
наук. СПб, 2005.
15. Сорокина М. В. Теория и методология
стратегического управления персоналом
в торговле. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 203 с.
16. Фаэй Лайм, Рэнделл Роберт. Курс МВА
по стратегическому менеджменту: Пер.
с англ. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 608
с.
17. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., ОНил Д.
Стратегическая гибкость. СПб: «Питер»,
2005. 381 с.
18. Devanna, M. A., Fombrun, C. J., Tichy N. M. (1984). A framework
for strategic human resource management. Strategic Human Resource Management.
John Wiley & Sons. New York, NY, Vol. Chapter 3. Р. 33-56.
19. Webb G. Understanding Staff Development. Buckingham SRHE Open University
Press. 1996.