Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:08, доклад
Процесс стратегического планирования должен реализовываться высшим руководством и поддерживаться всеми сотрудниками вуза. В рамках этого процесса реализуются процедуры планирования:
– разработка стратегии университета;
– разработка и мониторинг функционирования системы стратегического планирования;
– консультирование менеджеров по вопросам стратегического планирования;
– оценка доработки стратегических планов до уровня мероприятий и планов действий;
– координация стратегических планов самостоятельных подразделений университета;
– поддержание базы данных системы стратегического планирования.
Стратегия, миссия и политика в области качества – базовые элементы процесса планирования
Важным инструментом стратегического управления является стратегическое планирование, неотъемлемыми элементами которого являются разработка содержательной политики, миссии, стратегического плана развития организации, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые обеспечат удержание и развитие конкурентных преимуществ.На пересмотр концептуальных основ университетского менеджмента оказывают влияние также изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, многочисленные рекомендации, исходящие из Минобрнауки РФ и, в первую очередь, в части ориентации на концепцию всеобщего управления качеством. В соответствии с требованиями стандартов серии 9000, стандартов и директив ENQA для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы, различными рекомендациями Минобрнауки РФ университет должен разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества.Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и быть общественно доступны. Процесс стратегического планирования должен реализовываться высшим руководством и поддерживаться всеми сотрудниками вуза. В рамках этого процесса реализуются процедуры планирования:
– разработка стратегии университета;
– разработка и мониторинг функционирования системы стратегического планирования;
– консультирование менеджеров по вопросам стратегического планирования;
– оценка доработки стратегических планов до уровня мероприятий и планов действий;
– координация стратегических планов самостоятельных подразделений университета;
– поддержание базы данных системы стратегического планирования.
Стратегию университета можно охарактеризовать как установленную на длительный период совокупность норм, ориентиров, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность вуза, укрепляющих позиции на рынке образовательных и прочих услуг с ориентацией на СМК.
Каждый вуз уникален и стратегия для каждого учреждения образования исключительна, так как процесс ее формирования зависит от позиций университета на рынке образовательных и прочих услуг, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, состояния экономики региона, окружающей среды и т.п. В то же время всем стратегиям присущи некоторые общие особенности, характерные принципам стратегического планирования и управления.Стратегия вуза должна постоянно развиваться и актуализироваться из-за постоянно происходящих изменений в окружении, на которые надо реагировать, в результате чего открываются новые стратегические ниши. Не случайно самое короткое, но емкое определение стратегического управления гласит: стратегическое управление – непрерывный процесс пересмотра стратегий.Стратегия в области качества формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, чтобы вуз получал единое направление действий. К документам стратегического планирования в области качества относятся: видение, миссия, ценности, цели и задачи СМК ВУЗа. Стратегическое видение, или предназначение, миссия дают картину того, какими видами деятельности вуз собирается заниматься в долгосрочной перспективе, что он должен делать. Формирование данных процедур вытекает логически одна из другой, однако существует тесная взаимосвязь, обратная связь и влияние каждой составляющей процесса стратегического планирования на остальные и на всю их совокупность.Важнейшим компонентом стратегии является видение или предназначение. Видение является важным средством мотивации сотрудников университета, оно помогает сплачивать и ориентировать их деятельность в едином направлении, создает чувство перспективы в развитии учреждения образования. Видение – это образ вуза в будущем, взгляды менеджеров, высшего руководства на то, какими видами деятельности университет собирается заниматься, и каков его долгосрочный курс. Формулировка видения определяет, в каком направлении намерен двигаться университет, и чем он должен стать. При разработке видения университета необходимо определить:
– какое будущее видится у вуза;
– в каком направлении он должен развиваться;
– какими станут в будущем используемые образовательные технологии, услуги, основные потребители и заинтересованные лица;
– какое положение в регионе, в стране и в мировом образовательном пространстве должен занять вуз в долгосрочной перспективе.